Екатерина Скоробогатова
Литературная викторина «В гостях у Бабушки-Яги»
▼ Скачать + Заказать документы
Бабушка – Яга – Скоробогатова Е. Г.
Возрастная группа: Старшая, подготовительная группа
Цель: Помочь детям понять, что русские народные сказки являются неотъемлемой частью красоты родного языка, закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках.
Программные задачи:
Обучающие задачи. Закрепить знания детей о русских народных сказках.
Публикация «Литературная викторина „В гостях у Бабушки-Яги“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Литературные викторины и конкурсы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2022
Развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа героев русских народных сказок; учить детей понимать смысл сказок.
Развивающие задачи. Развивать индивидуальные литературные предпочтения, развивать чувство юмора, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи. Воспитывать такие качества, как любовь к
литературному наследию своего народа, к русскому фольклору; вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера, способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы и педагогами.
Виды деятельности: познавательная, речевая, коммуникативная, художественно – эстетическая, социально – коммуникативная.
Формы и методы организации совместной деятельности
Форма: викторина
Методы: диалогическая беседа, дидактические и подвижные игры.
Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, рисунки - раскраски, поощрения.
Предварительная работа
Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок : «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и медведь», «Волк и 7 козлят», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Репка», «Три медведя», беседа по содержанию.
Оформление тематической выставки книг «Русские народные сказки».
Совместные и самостоятельные игры с настольными театрами, перчаточными куклами
Оборудование
Демонстрационный материал: интерьер в зале: стол, посуда для сервировки, хохломская ложка, пироги, чай, кот.
ИТК: компьютер, презентации по сказкам. (Иллюстрации, предметы из сказок).
Раздаточный материал: жетоны, корзинка с предметами; пазлы или 2 разрезанные иллюстрации к сказкам; подбор книг русских народных сказок на стеллажах.
Структура ОД
Вводная часть. Организационный момент. Представление команд.
Основная часть. Реализация задач программного содержания: задание «Волшебный сундучок», задание «Волшебный экран», конкурс «Угадай сказку», р. Н. игра «Солнышко», задание «Предметы из сказок», конкурс болельщиков «Из какой сказки предметы», «Собери сказку», «Покажи сказку», п. и. «Бабушка - Яга».
Заключительная часть. Подведение итогов викторины, раздача призов.
Вводная часть
Дети (две команды или две группы) под русскую народную музыку входят в музыкальный зал и садятся на стульчики.
(В зале стоит стол подготовленный к чаепитию (муляжи пирогов, булочек). Рядом находится выставка русских народных сказок. На окне сидит кот.
Воспитатель: Сегодня мы будем путешествовать по сказкам, а помогать нам в этом будет самый известный персонаж сказок. Для начала вам следует разделиться на две команды. Выберете капитанов команд и название своей команде. (Дети представляют свои команды). Готовы? Отправляемся на встречу сказкам.
Под русскую народную музыку с книгой в руках на метле влетает Баба - Яга. Обходит зал останавливается около выставки книг, ставит туда свою книгу.
Здоровается с котом.
Бабушка - Яга. - «Здравствуй, Котик-серенький лобик. Вот тебе Киса сметаны миска» ставит коту миску, гладит его, садится на стул, одевает очки, берет вязание и только тогда "замечает" гостей-ребят.
Б. Я. -«Ой, как много у меня гостей! Кто это? (обходит гостей, осматривает всех). Ну, здравствуйте гости дорогие! (кланяется)
- Кто это там, не вежливый такой? Айда на лопату! А, послышалось, все поздоровались, ну тогда ладно…
– А я теперь вот в лесной библиотеке служу, очень книги полюбила читать, особенно русские народные сказки. Образованная стала (поправляет очки на носу), теперь называйте меня - Бабушка-Яга. А вы кто такие будете?»
(Дети встают около стульчиков).
Капитан 1 команды отвечает.
- «Здравствуй, Бабушка-Яга, наша команда ребят называется «….». Мы
очень любим русские народные сказки, и пришли поделиться знаниями с тобой и другими ребятами.»
Капитан 2 команды.
- «Здравствуй бабушка, наша команда называется «…». Мы тоже любим русские народные сказки.»
Бабушка - Яга. –«Очень хорошо, что вы ко мне пришли, поможете мне в моей библиотеке разобраться, порядок навести да и посмотрим, кто и вас умнее, кто больше сказок знает. Я приготовила вам много заданий, за каждое правильно выполненное вы будете получать вот такой жетончик (показывает детям). Когда все задания закончатся, мы посчитаем у кого же жетончиков больше.»
Основная часть
1 задание «Волшебный сундучок»
Б. Я. -"У меня есть волшебный сундучок, а в нём много всяких хитрых
вопросов по русским народным сказкам. Я вам буду их задавать, а вы отвечать. Но отвечать будете не все сразу, а только та команда, которой я задам вопрос.
Б. -Я. Вопрос для первой команды.
(Достаёт из сундучка вопрос и задаёт 1 – й команде. Когда дети ответят, Баба Яга задаёт вопрос второй команд, если команда не знает ответ, ответить может вторая команда.)
Вопросы:
1. Какую кличку носила собака в сказке про репку? (Жучка)
2 - Как звали девочку, которая заблудилась в лесу и зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька) .
3. Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?
(Гуси – лебеди)
4. В кого превратился братец Иванушка, который не послушался сестрицу Аленушку? (Козлика)
5. Сколько зверей встретил в лесу Колобок? (4)
6. Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка» (5)
7. Кто разрушил домик в сказке «Теремок»? (Медведь)
8. Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка? (Репка)
9. Каким показан заяц в русских народных сказках? (трусливым, беспомощным)
10. Какой предстает лиса в народных сказках? (хитрой, коварной обманщицей, которой верить нельзя).
2 задание "Волшебный экран"
Б. Я. -«Ох, ребятки, раньше у меня было блюдечко с волшебным яблочком, которое показывало все, что я хотела. А теперь есть волшебный экран, сейчас вы все вместе скажете: " Раз, два, три- сказки покажи". Вам нужно угадать из какой сказки картинка.
Презентация "Герои сказок"
(дети смотрят иллюстрацию из презентации, отвечают какой герой и из какой сказки.)
3 задание (Конкурс капитанов) " Угадай сказку"
(На стеллаже стоят русские народные сказки. Капитанам необходимо по обложкам назвать сказку в своей библиотеке).
Воспитатель: «Ребята, давайте немного отдохнём и сыграем в русскую народную игру " Солнышко"
Р. н. игра "Солнышко". (Играют все дети)
(один ребёнок с солнышком в руках стоит в центре круга)
Солнышко, солнышко (руками делают фонарики)
Выгляни в окошечко (ладонями показывает окошко)
Где твои детки? (протягивают руки вперёд)
Сидят на загнетке (руки полочкой)
Лепёшки валяют (мягкие движения кистями, то одна сверху, то другая)
Тебя дожидают (руки в стороны, дети убегают, солнышко ловит).
4 задание "Предметы из сказок"
Б. -Я. : -«Мой друг Леший очень любит загадки, прислал целую корзинку предметов и просит угадать из каких они сказок. Я буду доставать предметы, а вы называйте сказки, где они встречаются»
- Печка («Колобок», «По щучьему веленью» и др.)
- Яблоко («Ховрошечка», «Белоснежка» и др)
- Яйцо («Курочка Ряба», «Василиса Премудрая» и др.)
- Ключик («Золотой ключик»)
- Градусник («Айболит»)
- Метла
5 конкурс "Собери сказку"
Б. -Я. «Ой, какие же ребята молодцы! Хотела я вам, показать какие у меня красивые иллюстрации из сказок есть, да Котейка хулиган все перепутал! Помогите Бабушке все правильно собрать».
(На маленьких столиках выкладываются разрезные иллюстрации к сказкам или пазлы)
Б. -Я. Вот здорово, а кто может мне сказать из каких это сказок картинки?
6 конкурс "Покажи сказку"
Воспитатель: - «Ой, Бабушка, сколько много ты нам интересного показала! И у нас для тебя есть сюрприз. Ты присядь, отдохни, а ребята тебе покажут какие сказки знают.»
(Бабушка-Яга садиться на стул, а команды по очереди показывают сказки: «Теремок» и «колобок».)
Б. - Я. –«Какие ребята все молодцы! Давайте посчитаем жетоны. (Считает.) Ой, как много жетонов в каждой команде! Вы все молодцы! Отлично справились со всеми заданиями. А давайте поиграем в игру «Бабушка - Яга».
Заключительная часть
Подвижная игра «Бабушка - Яга».
Бабушка-Яга стоит в центре круга. Остальные игроки идут за руки хороводом и просят ее поиграть с ними, побегать за ними и догнать:
-Бабушка-Яга, костяная нога, выходи! Догони!
Бабушка-Яга показывает, что печёт пирожки и отвечает:
-Не могу! Пироги пеку!
Дети снова дразнят Бабушку - Ягу:
- Бабушка, костяная нога, выходи! Догони!
Бабушка -Яга снова показывает, что печёт пирожки и отвечает:
-Не могу! Блины пеку!
Дети в третий раз дразнят Бабушку -Ягу:
- Бабушка -Яга, костяная нога, выходи! Догони!
На что Баба-Яга отвечает:
-Иду! Иду! Только метлу возьму.
При этих словах Баба-Яга берет «метлу», садится на нее верхом и бежит догонять детей.
После игры Баба Яга прощается, раздаёт на память каждому участнику жетоны.
Ребята прощаются с Бабой-Ягой, под русскую народную музыку уходят из зала.