Папки-передвижки

Конспект занятия по литературному чтению в 1 классе «Азбука — первая учебная книга»

Галина Никифорова
Конспект занятия по литературному чтению в 1 классе «Азбука — первая учебная книга»
▼ Скачать + Заказать документы

Добукварный период. УМК «Школа России»

(конспект занятия и презентация) Урок 1 Азбука

Урок 1 Азбука – первая учебная книга

Основные виды учебной деятельности Знакомство с правилами работы на уроке, правилами работы с учебной книгой. Знакомство с историей появления письменности, алфавита.

Планируемые предметные результаты освоения материала

Предметные Ориентироваться в «Азбуке»; называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака; оценивать результаты своей работы на уроке

Публикация «Конспект занятия по литературному чтению в 1 классе „Азбука — первая учебная книга“» размещена в разделах

Метапредметные Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Личностные Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

Оборудование Презентация «Азбука – первая учебная книга», Папка школьника

Ход работы

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.

Знакомство с новым учебным предметом и учебником «Азбука».

У: Ребята, перед вами новый учебник. Это Азбука. Первая часть. Рассмотрите обложку. Давайте откроем учебник. Фо рзац— элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Иногда на форзацах помещают различные справочные данные. Обратите внимание на форзац, пожалуйста, в красной рамке условные обозначения. Они будут встречаться на страницах учебника, рядом с тем или иным заданием. Посмотрим: красный кружок – текст читает взрослый; синий ромбик – текст читает ребенок; две звездочки – работаем в паре; три звездочки – работаем в группе; книжка – работа со словарем; восклицательный знак – задание повышенной сложности; сова – сведения о языке. Давайте перевернем страницу и посмотрим, какие обозначения нам встретятся.

Д: Работа в группе и задание повышенной сложности.

У: Правильно. Видите, есть красный кружок и синий ромбик. Вспоминаем, авторы учебника предлагают прочитать самому ребенку. Кто из вас умеет читать? Поднимите руку. Хорошо. Послушайте. У нас в стране и в других странах живет много разных народов, и каждый говорит на своем языке. Писать и читать учатся дети везде по специально составленному для этого учебнику. С самых далеких времен во многих языках каждая буква имела свое название. Так было и в нашем славянском языке. Названия нашим буквам дали Кирилл и Мефодий. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Вот как назывались буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро. Давайте назовем первые две буквы.

Д: Аз Буки

У: Правильно. Напоминает название нашего учебника? Есть и поговорка: Сначала Аз да Буки, а после и науки. Скажите ребята, что мы будем учить по этому учебнику, как вы понимайте поговорку?

Д:

У: Ребята, а как вы знайте, как люди пришли к созданию алфавита? Представьте, что алфавит не изобрели. Как можно было обмениваться информацией? Есть предложения?

Д:

У: Устно можно было передать послание. Но вы слышали о игре Испорченный телефон. Суть игры в том, что слово говорили по цепочке быстро и шепотом, а последний игрок произносил то, что он услышал. Слово искажалось порой очень сильно. Так было и с информацией. Даже сказки, каждый мог рассказывать по своему: добавляя что-то или наоборот убирая из повествования. Что бы передать информацию люди стали ее изображать. Самый простой и наглядный вид записи – рисунок. Предметное письмо. Но и такой способ был не очень удобный. Есть

легенда о персидском царе Дарии I. По легенде он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Попробуйте прочитать это письмо.

Д:

У Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав. Попробуйте нарисовать послание скифов, что бы мы могли правильно его истолковать.

Д:

У: Появилась пиктограмма – это схематический рисунок, который изображает вещи, события и явления, о которых идет речь. Это письмо было очень наглядно и вполне годилось для передачи небольших сообщений. Есть современные знаки, которые мы понимаем. На одежде, дорожные знаки, в магазинах. Какие знаки вы еще знаете?

Д:

У: Первоначально египетское письмо было пиктографическим: каждый знак изображал какой-нибудь предмет. Позже рисунок был связан уже не со значением слова, а со звуком. Например, рисунок рта обозначал букву «р». Тип письма, при котором изображение обозначало звук, назвали иероглифическим. С помощью иероглифов можно было отразить любую, даже самую отвлеченную мысль. Однако каждый, кто хотел научиться писать, должен был запомнить несколько тысяч значков. Первый настоящий алфавит появился на Ближнем Востоке и состоял из 30 символов, каждый из которых обозначал определенный звук. После древние финикийцы изобрели буквенно-звуковой алфавит, который послужил образцом для иврита, арабского, латинского и древнегреческого алфавитов. Сравним славянский и современный алфавит. В русском языке 33 буквы. Это то количество, которое позволяет нам общаться и понимать друг друга. И знать их обязательно. Вот за знаниями и ходят в школу. Каждый предмет будет учить вас тому, что он содержит. А сейчас пришло время разминки.

Разминка

Дружно встали — раз, два, три,

Мы теперь богатыри,

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

У: Здорово. А теперь вернемся к нашему учебнику. Посмотрите на картинку: что вы видите? Как вы понимайте поговорку: учиться – всегда пригодиться?

Д:

У: Давайте полистаем учебник. Нас ждет много интересного, правда. Что бы было легче ориентироваться в главах и разделах, есть содержание, где указано название главы, раздела и страница. Посмотрите в конце учебника. Вернитесь к 4 странице. Посмотрите на рисунок или иллюстрацию внизу страницы. Что изображено? Слева? Справа?

Д:

У: Как можно объединить вещи в каждой группе одним или двумя словами?

Д: Игрушки и учебные принадлежности

У: Назовите ваши учебные принадлежности.

Д:

У: А как вы думайте, сколько учеников будут учиться по этому учебнику? Срок службы этого учебника – пять лет. Посмотрите на обложке и вы увидите, учился ли кто по нему до вас или нет. Учебник надо беречь. Тогда следующий ученик будет заниматься по целому, чистому, без надписей учебнику.

Рефлексия

У Наш урок подходит к концу. Самое время поставить оценку. Но это не обычная оценка уже потому, что вы будете ее ставить себе за работу на уроке и мне, за проведенный урок. Перед вами карта. Каждый урок вы будете закрашивать по одному квадрату: красным цветом – если вы ничего не поняли, задачи вызывают затруднения; желтым – если вам понятен материал, но при выполнении заданий возникают сложности; зеленым – все дается легко и просто, никаких вопросов при выполнении заданий. Кроме этого, вы можете поставить смайлик: грустный, если урок не понравился, вы не успевайте выполнить задание, а уже нужно делать, что-то другое; спокойный – урок, как урок; веселый – побольше бы таких занятий.

Дома

Ознакомиться с учебником. Подобрать обложку.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по литературному чтению Бориса Заходера «Серая звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Чтение сказки Бориса.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года Тема. Л. А. Кассиль.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по произведению Р. Сефа «Весёлые стихи» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «15» мая 2015 года Тема. Р. Сеф.

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?» Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К Комаровской Марией Евгеньевной. Тема.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Викторина по литературному чтению в 1–2 классах Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Приглашаю Вас на викторину по литературному чтению в начальную школу! Экспресс-опрос. 1. Сколько.

Викторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классеВикторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классе Доброго дня, уважаемые друзья! Все мы с нетерпением ждём новогодние праздничные дни, а с особым ожиданием и верой в лучшее, мы ждём новогоднюю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по литературному чтению в 1 классе «Азбука — первая учебная книга»
Опубликовано: 16 ноября 2021 в 17:29
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по литературному чтению в 1 классе «Азбука — первая учебная книга»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Никифорова (УИ 2161851) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД