Папки-передвижки

Организация литературного салона в детском саду

Ольга Власова
Организация литературного салона в детском саду

Организация литературного салона в детском саду.

Для педагогов и родителей является естественным желанием видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что всё чаще знакомство детей с классической литературой происходит через Интернет и телевизор. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, их замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном

Публикация «Организация литературного салона в детском саду» размещена в разделах

слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется её конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению.

Основываясь на данном положении, мы в своей работе уделяем роли ДОУ и семьи в воспитании читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста, как важному условию их полноценного литературного образования.

В век информации дошкольного образования художественная литература была и остается действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В дошкольном возрасте дети запоминают очень много стихов. Воспитательная функция литературы осуществляется силой воздействия художественного образа. Детская поэзия имеет свои достоинства – короткие стихотворные строчки, смежная рифма – она нужна, понятна детям (М. М. Алексеева, Л. М. Гурович, Ф. А. Сохин). Но наряду с ней нужна и высокая поэзия, особенно для детей старшего дошкольного возраста, когда надо узнавать новые слова и непривычный склад речи, приучаться к пониманию художественных образов. Способен ли ребенок дошкольного возраста понимать, чувствовать и выразительно читать поэзию А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, К. Бальмонта? мы утвердительно говорим – да!

Дети дошкольного возраста способны понимать, чувствовать и откликаться на произведения поэтов-классиков. Они способны понять идею произведения, почувствовать образность русского языка, чувства другого человека, сопереживать и откликаться, доносит до слушателей свое отношение к произведению. Ребёнок дошкольного возраста способен понимать, чувствовать и выразительно читать классическую поэзию. На практике очень редко приходилось слышать выразительное чтение детьми поэтических произведений, дети не могли донести до слушателей свое отношение к произведению. В нашем детском саду применяется новая форма работы с дошкольниками по ознакомлению с поэзией – Литературный Салон.

Почему Салон? Высокая поэзия не терпит равнодушия, однообразие, суеты. Она требует специальной, камерной обстановки, особых манер. Именно в салонах 19 века учились искусству речи, увлекались пением, танцевали, обучались манерам поведения в обществе. Мы считаем, что Салон – это школа воспитания чувств, наилучшая школа манер, позволяющая выработать свободу жеста, внешнюю элегантность и изысканность, благозвучное произношение. Выразительная речь, правила хорошего тона помогают людям чувствовать себя комфортно и уверенно в любых жизненных ситуациях.

Для этой особой формы организации работы по реализации задач образовательной области «Чтение художественной литературы» очень важно:

-создать соответствующую обстановку (помещение салона оформляется канделябрами, свечами, томиками стихотворений, цветами, репродукциями);

-предусмотреть праздничную (салонную) одежду детей (девочки в красивых длинных платьях, мальчики-в костюмах или фраках,настраивающую на красивые манеры, высокую культуру общения;

-создать доверительную атмосферу общения.

Содержание деятельности детей и взрослых в Салоне - чтение стихотворений, слушание музыки в исполнении взрослых, пение, исполнение бальных танцев, общение. Таким образом, Салон как форма организации образовательной работы позволяет интегрировать задачи, содержание и средства разных образовательных областей.

Приведё м пример такой интеграции:

-развивать литературную речь, художественное восприятие, эстетический вкус, приобщать к словесному искусству («Чтение художественной литературы»);

-все компоненты устной речи, свободное общение со взрослыми и детьми («Коммуникация»);

-музыкально-художественную деятельность, приобщать к музыкальному искусству («Музыка»);

-формировать целостную картину мира, расширять кругозор ("Познание»);

-гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу («Социализация»);

-приобщать к изобразительному искусству («Художественное творчество»);

Для проведения встречи в салоне требуется специальная подготовка:

-определяется тема, которая может быть посвящена временам года, творчеству одного поэта, какой-либо дате и др. ;

-подбираются литературные произведения, отличающиеся яркостью образов, доступностью содержания, соответствующей темой;

-составляется сценарий, представляющий собой логическое построение мероприятия;

-готовиться текст к выразительному чтению (делаются пометки, фиксирующие средства речевой выразительности: логические паузы, ускорение и замедление темпа речи, слияния слов и т. д.)

-организуется первое ознакомление ребёнка с произведением (на слух);

-после повторного чтения произведения определяется в процессе беседы его идея (что хотел сказать автор);

-даётся доступная детям информация о биографии автора;

-проходит слушание произведения в записи мастеров слова;

-организуется процесс заучивания стихотворения целиком, чтобы обеспечить осмысление чтения;

-подбирается музыкальный репертуар, соответствующий тематике;

-ведётся работа с детьми над внешним видом (одежда, причёски, манеры, обучение использованию атрибутов Салона : пользоваться веером, держать в руках томик стихотворений, снять головной убор, перчатки и т. д.);

-отрабатывается умение у детей благодарить исполнителя, говорить комплимент, дарить цветы.

В нашем детском саду Литературный Салон-форма организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Воспитатель выступает организатором и активным участником этой деятельности, дети могут быть и слушателями и исполнителями, а родители - просто слушателями или исполнителями романсов, музыкальных произведений, чтецами стихотворений.

Для ознакомления с высокой поэзией, воспитания у детей интереса и любви к поэтическому слову, побуждения чувств, заинтересованности родителей педагог сам должен хорошо знать, чувствовать и любить поэзию.

Хотелось бы, чтобы такая форма организации образовательной деятельности, как Литературный Салон стала традицией детского сада, которую поддерживают педагоги и родители воспитанников.

Например: В нашей группе был проведен вечер «Поэзии русских писателей и классической музыки».

Здравствуйте ребята!

Ребята посмотрите вокруг. Вы находитесь не просто в зале, а в самом главном зале литературного салона - зале превращений и чудес. Здесь могут происходить различные чудеса.

Итак, вы попали в литературный салон. Так называется место, где люди «общаются с литературой», то есть читают книги, беседуют о них с другими людьми.

-Есть ли такое место в вашем группе?

-Есть ли в вашей семье библиотека? Как она выглядит?

-Кто именно вам читает книги дома?

-А какие произведения вам больше нравятся?

Сегодня мы будем говорить о поэзии. Что такое поэзия? Каких поэтов вы знаете (Пушкин, Лермонтов, Есенин, Блок, Фет, Чуковский, Тютчев).

Когда-то давным-давно, в такой же гостиной, принимал у себя друзей и гостей великий русский писатель и поэт А. С. Пушкин. Зажигались свечи, гости рассаживались, и Пушкин читал им свои новые стихи. Давайте и мы зажжем свечи и окажемся в литературном салоне.

В нашем салоне дети читали стихи о зиме А. С. Пушкина «Зимний вечер», Ф. И. Тютчева «Зима недаром злиться», А. А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка», Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором», И. З. Сурикова «Зима», А. А. Блока «Ветхая избушка», С. А. Есенина «Поёт зима- аукает», «Пороша», И. Бунина «Первый снег», вальсировали под музыку Свиридова «Вальс» к произведению Пушкина А. С. «Метель». Дети с удовольствием рассматривали картины с зимними пейзажами.

Ребята приобретали навыки хороших манер, выразительной речи, учились делать комплименты.

Такая встреча дала возможность нашим ребятам насладиться музыкой, выразительным чтением стихотворений, раскрыть творческие способности. Благодаря таким встречам у детей появился интерес к литературе и классической музыки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация празднования дня рождения ребенка в детском саду День рождения особенный день. Мы стараемся, чтобы он остался в памяти ребенка навсегда. Приглашаем детей собраться в кружок, зажигаем свечи. У.

Организация питания в детском саду Доклад в форме вопрос-ответ на районном семинаре «Культура питания» "Организация питания в детском саду" Культура питания подразумевает.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Структура прогулки: 1. Наблюдение. 2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей,.

Организация и проведение прогулки в детском саду.Организация и проведение прогулки в детском саду. Организация и проведение прогулки в детском саду. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ №79 С ДЕТЬМИ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ. Прогулка.

Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду Организация и проведение прогулки в детском саду ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ.

Презентация «Организация летней оздоровительной работы в детском саду» Основная цель работы в летний период направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование активной жизненной позиции. Ставлю.

Организация работы клуба выходного дня в детском саду Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 Фрунзенского района Санкт - Петербург Статья «Организация.

Организация работы в детском саду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаОрганизация работы в детском саду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Организация работы в детском саду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Жизнь и здоровье человека являются наивысшей.

Организация сюжетной игры в детском саду во второй младшей группе по Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой 1 слайд Организация игры во второй младшей группе по Н. Я. Михайленко. Н. А. Коротковой. 2 слайд К трем годам у детей складывается условное.

Творческий краткосрочный совместный проект «Организация фольклорного праздника в детском саду. Масленица» Творческий краткосрочный совместный проект «Организация фольклорного праздника в детском саду. Масленица». Проектное задание МБДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация литературного салона в детском саду
Опубликовано: 3 октября 2017 в 21:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД