Коломыцева Ирина Владимировна
Логические игры как средство развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Способность чётко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист и многие другие. Логическое мышление формируется у детей к старшему возрасту.
Публикация «Логические игры как средство развития дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Он учится воспринимать, думать, говорить; овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все эти действия ребёнок познаёт в процессе игры. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она способствует, постепенному переносу интереса игровой на учебную деятельность
Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.
Основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение и очень актуально в наши дни. Вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения, одна из главных задач дошкольного образования.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. (задачи)
В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Рассмотрим возможности активного включения в процесс математического развития ребенка старшего дошкольного возраста различных приемов умственных действий на математическом и не математическом материале.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: медвежата, вкладные мисочки, пирамидки и т. д.
Сериации можно организовать по размеру: по длине, по высоте, по ширине - если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.) и просто «по величине» (с указанием того, что считать «величиной») - если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету: по степени интенсивности окраски.
Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств, предмета. (логические приёмы умственных действий)
Синтез— соединение различных элементов в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.
Способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу
Например: Традиционной формой на развитие визуального анализа являются задания на выбор «лишней» фигуры (предмета).
Одна фигура отличается от всех других. Какая? Чем она отличается?
А в этих фигурках найдите лишнюю, отличающуюся от всех других. Почему она лишняя?.
Если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано, ему легче анализировать и выделять составные части.
Для конструирования используются различные мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие по возрасту.
1 задание - найти только те геометрические фигуры, которые понадобятся для составления зайчика, собачки.
2 задание – найти предмет, который составлен из фигур в рамочке.
(божья коровка)
Задание
сосчитать геометрические фигуры в нарисованных картинках.
В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки, а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка.
Например:
A. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку (2-4 года):
Возьми красный мячик. Возьми красный, но не мячик. Возьми мячик, но не красный.
Б. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку (2-4 года): Выбери все мячики. Выбери круглые, но не мячики.
B. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам (2-4 года):
Выбери маленький синий мячик. Выбери большой красный мячик. Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.
Сравнение — логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Сначала ребёнок учиться сравнивать предметы по внешним признакам: по форме, цвету, длине, ширине, величине. Затем он начинает сравнивать существенные признаки от несущественных. При сравнении муравья и бабочки существенным признаком является, что они насекомые, существенным признаком различия, что бабочка летает, а муравей нет. Несущественными признаками являются размер, величина, и форма насекомых
Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это»: Какие из этих предметов большие желтые? (Мяч и медведь.) Что большое желтое круглое? (Мяч.) и т. д.
Все игры вида «Найди такой же» направлены на формирование умения сравнивать.
Найди двух одинаковых котят. Найди Буратино, который отличается от других
Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основанием классификации».
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по общему названию;
- по размеру;
- по цвету;
- по форме;
- по другим признакам не математического характера:
- что можно есть и что нельзя;
- кто летает, кто бегает, кто плавает;
- кто живет в доме и кто в лесу;
Классификацию по признакам не математического характера хорошо закреплять через дидактические игры по типу «Лото».
Задания на подбор смысловой пары;
задания из серии «Выбери подходящую картинку» достаточно сложные. Здесь проверяется умение рассуждать, делать умозаключения
Обобщение — это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения.
Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух и более объектов.
Логические задачи на нахождение пропущенной фигуры.
Задание: выявить закономерность в расположении фигур и нарисовать фигуру в пропущенной клетке.
Логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур.
Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка.
Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем, что в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.
Вывод
Задача воспитателя не научить ребёнка чему-то необычайному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно, умело руководя обычными для старшего дошкольника видами деятельности, всячески способствуя их совершенствованию и подчеркивая в них моменты, которые особенно важны с точки зрения формирования логических способностей.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес; способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Чтобы, достичь результатов, нужно исходить из интересов ребенка и перспектив его развития. В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.
Источники:
1. Аванесова В. Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Подъжова, - М., 1969.
2. Ханина О. Г. «Математика логика для дошкольников» Редактор: Морозова О. Издательство: Феникс-Премьер, 2012 г. Серия: 101 шаг к школе.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
4. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Мн., 1986.
5. «Дошкольное воспитание» №4 2014г.
6. Под редакцией В. Б. Чеснокова «Мышление» М. Росмэн 2008г.