МААМ-картинки

Логические игры как средство развития дошкольников

коломыцева
Логические игры как средство развития дошкольников

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Способность чётко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист и многие другие. Логическое мышление формируется у детей к старшему возрасту.

Публикация «Логические игры как средство развития дошкольников» размещена в разделах

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Он учится воспринимать, думать, говорить; овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все эти действия ребёнок познаёт в процессе игры. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она способствует, постепенному переносу интереса игровой на учебную деятельность

Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.

Основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение и очень актуально в наши дни. Вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения, одна из главных задач дошкольного образования.

Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. (задачи)

В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Рассмотрим возможности активного включения в процесс математического развития ребенка старшего дошкольного возраста различных приемов умственных действий на математическом и не математическом материале.

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: медвежата, вкладные мисочки, пирамидки и т. д.

Сериации можно организовать по размеру: по длине, по высоте, по ширине - если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.) и просто «по величине» (с указанием того, что считать «величиной») - если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету: по степени интенсивности окраски.

Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств, предмета. (логические приёмы умственных действий)

Синтез— соединение различных элементов в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

Способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу

Например: Традиционной формой на развитие визуального анализа являются задания на выбор «лишней» фигуры (предмета).

Одна фигура отличается от всех других. Какая? Чем она отличается?

А в этих фигурках найдите лишнюю, отличающуюся от всех других. Почему она лишняя?.

Если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано, ему легче анализировать и выделять составные части.

Для конструирования используются различные мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие по возрасту.

1 задание - найти только те геометрические фигуры, которые понадобятся для составления зайчика, собачки.

2 задание – найти предмет, который составлен из фигур в рамочке.

(божья коровка)

Задание

сосчитать геометрические фигуры в нарисованных картинках.

В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки, а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка.

Например:

A. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку (2-4 года):

Возьми красный мячик. Возьми красный, но не мячик. Возьми мячик, но не красный.

Б. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку (2-4 года): Выбери все мячики. Выбери круглые, но не мячики.

B. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам (2-4 года):

Выбери маленький синий мячик. Выбери большой красный мячик. Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.

Сравнение — логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Сначала ребёнок учиться сравнивать предметы по внешним признакам: по форме, цвету, длине, ширине, величине. Затем он начинает сравнивать существенные признаки от несущественных. При сравнении муравья и бабочки существенным признаком является, что они насекомые, существенным признаком различия, что бабочка летает, а муравей нет. Несущественными признаками являются размер, величина, и форма насекомых

Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это»: Какие из этих предметов большие желтые? (Мяч и медведь.) Что большое желтое круглое? (Мяч.) и т. д.

Все игры вида «Найди такой же» направлены на формирование умения сравнивать.

Найди двух одинаковых котят. Найди Буратино, который отличается от других

Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основанием классификации».

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

- по общему названию;

- по размеру;

- по цвету;

- по форме;

- по другим признакам не математического характера:

- что можно есть и что нельзя;

- кто летает, кто бегает, кто плавает;

- кто живет в доме и кто в лесу;

Классификацию по признакам не математического характера хорошо закреплять через дидактические игры по типу «Лото».

Задания на подбор смысловой пары;

задания из серии «Выбери подходящую картинку» достаточно сложные. Здесь проверяется умение рассуждать, делать умозаключения

Обобщение — это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения.

Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух и более объектов.

Логические задачи на нахождение пропущенной фигуры.

Задание: выявить закономерность в расположении фигур и нарисовать фигуру в пропущенной клетке.

Логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур.

Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка.

Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем, что в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.

Вывод

Задача воспитателя не научить ребёнка чему-то необычайному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно, умело руководя обычными для старшего дошкольника видами деятельности, всячески способствуя их совершенствованию и подчеркивая в них моменты, которые особенно важны с точки зрения формирования логических способностей.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес; способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Чтобы, достичь результатов, нужно исходить из интересов ребенка и перспектив его развития. В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

Источники:

1. Аванесова В. Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Подъжова, - М., 1969.

2. Ханина О. Г. «Математика логика для дошкольников» Редактор: Морозова О. Издательство: Феникс-Премьер, 2012 г. Серия: 101 шаг к школе.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.

4. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Мн., 1986.

5. «Дошкольное воспитание» №4 2014г.

6. Под редакцией В. Б. Чеснокова «Мышление» М. Росмэн 2008г.

Прикреплённые файлы:

burdakovka_pqlnl.ppt | 8792 Кб
 
Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Игры с платочками как средство развития ручных уменийИгры с платочками как средство развития ручных умений Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Лариса Гацко. Блог. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логические игры как средство развития дошкольников
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 09:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД