Получи документы

Логические игры как средство развития дошкольников

Коломыцева Ирина Владимировна
Логические игры как средство развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.

Способность чётко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист и многие другие. Логическое мышление формируется у детей к старшему возрасту.

Публикация «Логические игры как средство развития дошкольников» размещена в разделах

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Он учится воспринимать, думать, говорить; овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все эти действия ребёнок познаёт в процессе игры. Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она способствует, постепенному переносу интереса игровой на учебную деятельность

Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей.

Основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение и очень актуально в наши дни. Вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения, одна из главных задач дошкольного образования.

Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. (задачи)

В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Рассмотрим возможности активного включения в процесс математического развития ребенка старшего дошкольного возраста различных приемов умственных действий на математическом и не математическом материале.

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации: медвежата, вкладные мисочки, пирамидки и т. д.

Сериации можно организовать по размеру: по длине, по высоте, по ширине - если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.) и просто «по величине» (с указанием того, что считать «величиной») - если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету: по степени интенсивности окраски.

Анализ — это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств, предмета. (логические приёмы умственных действий)

Синтез— соединение различных элементов в единое целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

Способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу

Например: Традиционной формой на развитие визуального анализа являются задания на выбор «лишней» фигуры (предмета).

Одна фигура отличается от всех других. Какая? Чем она отличается?

А в этих фигурках найдите лишнюю, отличающуюся от всех других. Почему она лишняя?.

Если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано, ему легче анализировать и выделять составные части.

Для конструирования используются различные мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие по возрасту.

1 задание - найти только те геометрические фигуры, которые понадобятся для составления зайчика, собачки.

2 задание – найти предмет, который составлен из фигур в рамочке.

(божья коровка)

Задание

сосчитать геометрические фигуры в нарисованных картинках.

В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки, а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка.

Например:

A. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку (2-4 года):

Возьми красный мячик. Возьми красный, но не мячик. Возьми мячик, но не красный.

Б. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку (2-4 года): Выбери все мячики. Выбери круглые, но не мячики.

B. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам (2-4 года):

Выбери маленький синий мячик. Выбери большой красный мячик. Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.

Сравнение — логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Сначала ребёнок учиться сравнивать предметы по внешним признакам: по форме, цвету, длине, ширине, величине. Затем он начинает сравнивать существенные признаки от несущественных. При сравнении муравья и бабочки существенным признаком является, что они насекомые, существенным признаком различия, что бабочка летает, а муравей нет. Несущественными признаками являются размер, величина, и форма насекомых

Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру «Найди это»: Какие из этих предметов большие желтые? (Мяч и медведь.) Что большое желтое круглое? (Мяч.) и т. д.

Все игры вида «Найди такой же» направлены на формирование умения сравнивать.

Найди двух одинаковых котят. Найди Буратино, который отличается от других

Классификация — разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют «основанием классификации».

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

- по общему названию;

- по размеру;

- по цвету;

- по форме;

- по другим признакам не математического характера:

- что можно есть и что нельзя;

- кто летает, кто бегает, кто плавает;

- кто живет в доме и кто в лесу;

Классификацию по признакам не математического характера хорошо закреплять через дидактические игры по типу «Лото».

Задания на подбор смысловой пары;

задания из серии «Выбери подходящую картинку» достаточно сложные. Здесь проверяется умение рассуждать, делать умозаключения

Обобщение — это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения.

Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух и более объектов.

Логические задачи на нахождение пропущенной фигуры.

Задание: выявить закономерность в расположении фигур и нарисовать фигуру в пропущенной клетке.

Логические задачи на поиск недостающих в ряду фигур.

Большое значение в умственном воспитании ребёнка приобретает организация игр и занятий, которые развивали бы у ребёнка умственные интересы, ставили бы перед ним определённые познавательные задачи, заставляли бы самостоятельно производить определённые умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые воспитателем во время занятий, прогулок и экскурсий, дидактические игры, носящие познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребёнка.

Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем, что в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.

Вывод

Задача воспитателя не научить ребёнка чему-то необычайному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно, умело руководя обычными для старшего дошкольника видами деятельности, всячески способствуя их совершенствованию и подчеркивая в них моменты, которые особенно важны с точки зрения формирования логических способностей.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес; способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Чтобы, достичь результатов, нужно исходить из интересов ребенка и перспектив его развития. В какие бы игры не играли наши воспитанники, нужно быть не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

Источники:

1. Аванесова В. Н. Дидактические игры // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Подъжова, - М., 1969.

2. Ханина О. Г. «Математика логика для дошкольников» Редактор: Морозова О. Издательство: Феникс-Премьер, 2012 г. Серия: 101 шаг к школе.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.

4. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Мн., 1986.

5. «Дошкольное воспитание» №4 2014г.

6. Под редакцией В. Б. Чеснокова «Мышление» М. Росмэн 2008г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Дидактические игры по математике как средство развития дошкольниковДидактические игры по математике как средство развития дошкольников Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Игры с платочками как средство развития ручных уменийИгры с платочками как средство развития ручных умений Игры с платочками, как средство развития ручных умений. Лариса Гацко. Блог. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического.

Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников»Консультация «Игры с песком как средство разностороннего развития дошкольников» Игры с песком занимают важное место в жизни детей. Песок нередко на них действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логические игры как средство развития дошкольников
Опубликовано: 22 декабря 2021 в 09:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логические игры как средство развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Коломыцева Ирина Владимировна (УИ 2759086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД