Оксана Крекотень
Логические игры с блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических фигур или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!
Публикация «Логические игры с блоками Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических представлений для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.
Эта игра — серьезный инструмент развития при совместных занятиях ребенка со взрослым, а также в последствии и для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
Блоки Дьенеша в дошкольных образовательных учреждениях можно использовать как с альбомами, идущим в комплекте, так и без альбомов. Именно поэтому можно обратить внимание на игры с блоками без альбомов.
Как же можно использовать блоки без альбомов?
Картотека игр с логическими
блоками Дьенеша.
Дидактическая игра " Сколько? "
Материал: логические фигуры.
Цель игры : развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры : Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько. "
За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?" "Сколько красных фигур в первом ряду?"(по горизонтали или по вертикали, "Сколько кругов, треугольников, квадратов или прямоугольников?" и т. д.
Дидактическая игра " ХУДОЖНИКИ "
Материал:
• "Эскизы картин" - листы большого цветного картона
• дополнительные детали из картона для составления композиции картины ;
• набор блоков Дьенеша.
Цель игры :
• развитие умения анализировать форму предметов
• развитие умения сравнивать по их свойствам (цвету, размеру, толщине)
• развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Описание игры :
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу
несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы мишки, солнышко, озеро, макушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку
картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.
Дидактическая игра «МАГАЗИН»
Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Цель игры :
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.
Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат, большой или маленький синий квадрат и т. д.)
Дидактическая игра «Что изменилось»
Задачи:
-Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине, форме
-Развивать мышление.
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры : Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Дидактическая игра «Хоровод»
Цель: классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
Дидактическая игра «Второй ряд»
Задачи:
-Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Материал: Набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры : Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.