Приложение МААМ

Логопедические игры с мячом для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Ольга Голубкина
Логопедические игры с мячом для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Введение: (слайд 1)

Игры с мячом известны очень давно. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с ним весьма популярны и выбор мячей достаточно широк: они различного цвета, размера, качества. А применение игр с мячом в логопедической практике дает положительные результаты. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому ребенку, формирует произвольное внимание и многое другое.

Публикация «Логопедические игры с мячом для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, тот факт, что сам человек не изобретает новых звуков, суффиксов и приставок. Он самостоятельно пользуется ими для выражения собственных мыслей и чувств. Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. И все мы знаем, что речь детей с ОНР аграмматична.

Известно, что в работе с детьми, имеющими ОНР, только традиционные формы коррекционной работы часто бывают недостаточными. В таких случаях логопеды используют дополнительные формы коррекционной работы.

Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребенка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки, усвоенные ранее, а так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

Слайд 2

Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядности не всегда есть под рукой. Поэтому на своих занятиях я использую игры с мячом для обогащения речи детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у них слов, привитии детям простейших навыков словообразования и словоизменения. Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

Слайд 3

В своей работе я использую не обычные мячи, а массажные мячи-ёжики, которые кроме своих стандартных функций игрового предмета, массируют кончики пальцев ребенка закругленными шипиками, развивая тактильные ощущения и стимулируя точки на ладошках.

Слайд 4

Почему я выбрала именно игры с мячом? -спросите вы, потому что

1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают детей к общению.

2. Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, а значит игры с мячом можно использовать в качестве физминуток.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на логопедическом занятии.

4. Развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве.

5. Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание.

6. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно для гипервозбудимых детей.

7. Игры с мячом можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.

Слайд 5 Игры с мячом.

Возможные варианты игр с мячом :

- перебрасывание мяча друг другу;

- прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу;

- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;

- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;

- прокатывание ёжика по панно с дорожками.

Игр с мячом великое множество … Представляю немного игр с мячом.

Слайд 6

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход.

Мы волшебники немного:

Был один, а станет много.

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди

«Лилипуты и великаны»

Цель: научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч: дождик - дождище

Слайд 7

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход.

В мячик дружно мы играем,

Слова ласково называем.

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч: дождь - дождичек

«Скажи наоборот»

Цель игры : закрепление слов - антонимов

Оборудование: мяч.

Ход.

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот

Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок называет противоположное слово и возвращает мяч: горячий-холодный

Слайд 8

«Из чего сделано?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные.

Оборудование: мяч.

Ход.

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?

Взрослый называет предмет и бросает ребенку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч: шкаф из дерева – деревянный

«Чья голова? Чей хвост?»

Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Оборудование: мяч.

Ход.

Чья у зверя голова? (Чей у зверя хвост)

Подскажи скорей слова. (Ответь-ка на вопрос)

Взрослый бросает ребё нку мяч и говорит: (У вороны голова., а ребё нок возвращая мяч должен сказать: «Воронья»

Слайд 9

Какое что бывает?

Цель: Развитие памяти и внимания, активация словаря.

Оборудование: мяч.

Ход.

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня)

Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур)

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф)

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье)

Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь)

Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко)

Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли)

Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка).

Слайд 10

Весёлый счёт

Цель: согласование имени существительного с числительным.

Оборудование: мяч.

Ход.

Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

один стол – пять столов, один слон – пять слонов

Кто чем занимается?

Цель1: Образование профессий от существительного

Оборудование: мяч.

Ход.

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

строитель – (строит) повар – (варит)

Цель2: Образование профессий от глагола

строит (кто) - строитель

Слайд 11

«Животные и их детеныши»

Цель: расширение словарного запаса, обучение грамматически правильной речи, формирование основы логического мышления (обобщение, разделение на группы).

Оборудование: мяч.

Ход.

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете.

у тигра – тигренок у льва – львенок

«Весёлый повар»

Цель: образование прилагательных от существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Поваренок приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Он сварил варенье, сделал сок и конфеты. Давай попробуем и угадаем, из чего приготовлено каждое блюдо.

Сок из ананаса-ананасовый Варенье из клюквы-клюквенное

Слайд 12

"Мой, моя, моё"

Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление у детей навыков правильного согласования местоимений и имен прилагательных с именами существительными женского, мужского, среднего рода в форме единственного и множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход.

Педагог бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нё м: мой (моя, моё).

Мяч - мой Кукла – моя

"Лови да бросай - цвета называй".

Цель: согласование имени существительного с прилагательным

Оборудование: мяч.

Ход

Что у нас какого цвета -

Мы расскажем вам об этом.

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок возвращая мяч называет существительное.

Красный – помидор Жёлтая - репа

Слайд 13

Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых, закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

Ход игры : бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. - Кто живет в дупле? Белка. - Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Вариант 2. - Где живет медведь? В берлоге.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Медведь живёт в берлоге,

Лиса живёт в норе,

Волк поселился в логове,

А белочка – в дупле,

Лишь зайка, бедный зайка,

Под кустиком сидит

И хвостик его маленький

От страха чуть дрожит.

Мышь, крот живут в норе.

Бобёр живёт в хатке.

Слайд 14

Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»

Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.

Цель: развитие умений согласования слов в предложении, развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры : ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова ( например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.

Заключение:

Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Новые подходы в работе с детьми логопедической группы с использованием массажного мяча. Опыт работы учителя-логопеда Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях,.

Советы родителям «Тренируем руки — развиваем речь» Мы с мячом играем, Пальцы укрепляем, Руки тренируем, Речь мы формируем. Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические игры с мячом для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 17 сентября 2014 в 22:19
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедические игры с мячом для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Голубкина (УИ 199873) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД