МААМ-картинки

Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений у детей

Касимова Евгения
Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая различные нарушения.

Публикация «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений у детей» размещена в разделах

Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы и средства развития речи. Хорошим помощником в этом направлении может стать логосказка.

Логосказка – целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Основная идея логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей путём использования элементов сказкотерапии.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

• активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям);

• самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении);

• творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию);

• эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки);

• произвольность (от переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре);

• связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

Методические приёмы по логосказке :

- Словесно – режиссёрская игра (умение выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса);

- Психогимнастика (выразительная передача в мимике и движениях эмоциональных состояний);

-Словесное комментирование (совместное составление словесных описаний, импровизаций, словесное рисование).

Выделяют несколько видов логосказок :

• артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);

• пальчиковые (развитие мелкой моторики, кисти руки, графических навыков);

• фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

• лексико – грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

сказки, способствующие формированию связной речи;

сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров:

- пальчиковый; настольный; перчаточный, рукавичный; куклы – бибабо; куклы – марионетки; платковые куклы; штоковый театр; театр ложек.

1. Артикуляционные сказки

Сказка «Лиса и колобок» (звук Л).

Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала. (Язык вправо – влево).

Навстречу ей колобок (надули щёки).

Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).

И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок и спой свою песенку (язык чашечкой).

Колобок сел лисе на язычок, а лиса его и проглотила (убрать чашечку в рот).

Сказка «У бабушки и дедушки»

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёчки).

С ними – худые (втягиваем щёчки).

Бабушка и дедушка всем улыбнулись (губы в улыбке).

Поцеловать они всех потянулись (губы трубочкой).

Утром проснулись в улыбочке губы (улыбка).

Чистим свои мы верхние зубы

Вправо и влево, внутри и снаружи.

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдно надуваем щёки).

А на столе самовар пыхтит, что есть мочи (одновременное надувание щёк).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуём, завернём и прикусим (покусываем язык).

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизать широким языком верхнюю губу).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (язык чашечкой).

На нос подули, мы чай остудили (подули через язык на нос).

2. Пальчиковые сказки

Сказка «Ночное чудо» (перчаточный театр).

Действие происходит на ширме-полянке. На руках детей перчатки разных цветов, дети руками в соответствии с текстом изображают червячков, бабочек, луну, звёзды, солнце, ветер, тучу.

Фея: Ночь спустилась, всюду тишина,

А на небе тёмном серебристая луна.

Фея: На смену луне скоро солнышко придёт…

Смотрите, смотрите, оно уже встаёт!

Лучики свои расправляет

От чего ты так грустна серебристая луна?

Луна: Я вчера звезду с небес уронила в тёмный лес.

Фея: Зря печалишься луна, звезда на небе не одна,

Я палочкой сейчас взмахну и миллионы звёзд зажгу.

Звё зды: Светятся звёзды, светятся,

Даже порой не верится,

Что так велика вселенная!

Повсюду землю освещает.

Солнышко: Утром солнышко проснулось,

Приоткрыло глазки,

Всё на свете улыбнулось,

Расцвело, как в сказке!

Фея: Птички прилетели, весело запели:

Птички: Просыпайтесь, просыпайтесь! Чик – чирик!

Улыбайтесь, улыбайтесь! Чик – чирик!

С добрым утром, с новым днём!

Чик – чирик! Мы поём!

Фея: В лесу деревья все проснулись,

Ветвями к солнцу потянулись.

И замерли в глуши лесной,

Оберегая наш покой.

Цветы: А мы, алые цветки, распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Бабочки: Бабочки, милые, мы – как цветочки,

Будто слетели со стебелёчка.

И над цветочками кружим - кружимся,

И на цветочек садимся – садимся!

Червячок: Надо подружку скорее позвать,

Будем, как бабочки, мы танцевать! (кружатся в танце).

Фея: Это кто такой ползёт- иглы на себе несёт?

На колючий шар похож, догадались? Это ёж!

Ё жик: Я – как ёлка, весь в иголках,

Я – колючий серый ёж,

Ты рукой меня не трож! Ф-ф-ф!

Фея: Зайки серые сидят, ушки длинные торчат,

Вот какие ушки, ушки на макушке.

Зайчата: Мы весёлые зайчишки,

Мы зайчишки – не трусишки.

Фея: По небу тучка проплывала, остановилась и залюбовалась.

Тучка: Вот это да! Какая красота!

Фея: Вдруг тучка покачнулась,

Как будто улыбнулась…

Бабочки: Нет, нет, она совсем не рада.

Не надо ветра нам, не надо! (бабочки прячутся).

Появляются облака.

Фея: А ветер гонит, гонит, торопит облака,

То их с налёта тронет, то шевельнёт слегка…

Червячок: Ветер, ветер, ты откуда?

Ветер: Из чужих, далёких стран прилетел, как ураган.

Фея: А ветер стонет, воет и хрипит,

Лес качается, скрипит.

Спрятались червячки, зайчики, ёжики. Постепенно ветер утих. Наступил вечер, а потом и ночь.

3. Фонетические сказки

Сказка «Прожорливые гусенички»

Под землёй в норках жили две гусенички. Одну звали Зоя, а другую – Соня. Эти гусенички были такие обжоры. Вылезут из своих норок на поверхность земли и начинают проглатывать всё, что видят вокруг себя. Только Зоя питается всем тем, где в названиях есть звук З, а Соня – если в названиях есть звук С.

Сказка «Улицы шипелочки и жужжалочки»

В стране звуков на улице шипелочки живут жители, в названиях которых есть звук Ш, а на улице жужжалочки – жители, в названиях которых есть звук Ж. Однажды, злой колдун Звукоед заколдовал жителей этих улиц и они забыли где кто живёт. Давайте им поможем вернуться на свои улицы.

4. Лексико – грамматические сказки

Сказка Посуда»

Завела однажды посуда такой разговор:

- Во мне хранится сахар, значит я… сахарница.

- А в меня кладут хлеб, значит я…хлебница.

-А в меня кладут салат, значит я… салатница.

В разговор вступили: конфетница, солонка, перечница, соусник, маслёнка, чайник, селёдочница, кофейник, супница.

- А, от чего же, моё название, поварёшка, произошло? Название есть, а еды такой нет.

- Ты главная помощница повара. Вместе с поваром любое блюдо попробовать можете. Повара уговариваешь: ПОВАР, ПОЕШКА. Вот от этих слов и произошло название ПОВАРЁШКА.

- А мы ведь с вами все называемся одним словом ПОСУДА. Оно произошло от слов: ПОставь СЮДА.

Сказка «Спор красок».

Между красками произошёл спор, решили выяснить, кто из них главнее. Спорили – спорили и поссорились. И стали рисовать картины только каждая своим цветом.

Красная краска нарисовала: красный цветок, красную машину, красное колесо и мн. др. ;

Синяя краска нарисовала: синюю рубашку, синее небо, синий карандаш и мн. др. ;

Зелё ная краска нарисовала: зелёный листик, зелёную траву, зелёное яблоко и мн. др. ;

Желтая краска нарисовала: жёлтое солнце, жёлтый одуванчик, жёлтое платье и мн. др.

Посмотрел художник на эти картины и сказал : «Скучно получилось! Ведь для того, чтобы мир был разноцветным и радостным, все должны жить в дружбе и согласии.» И краски помирились.

Сказка «Маша и медведь»

В лесной чаще- в домике жили Маша и её друг медведь. Каждый день они ходили в лес на прогулку. Маша была маленькая, ей всё казалось большим, а медведь наоборот, был большим и ему всё казалось маленьким.

Маша скажет: «Какой гриб вырос!», медведь: «Да это же грибок». Маша: «Давай спрячемся за ёлку», а медведь : «Как я спрячусь, если это ёлочка!». Маша: «Здравствуй, заяц!», а медведь: «Здравствуй, зайчик». И так, на протяжении всей прогулки Маша и медведь называют предметы, деревья, животных и т. д. (большие – маленькие).

5. Сказки, способствующие формированию связной речи

Сказка «Как Снеговик друзей искал».

Наступила зима. Много снега выпало. Выбежали дети во двор. И решили снеговика слепить. Скатали из снега комки, поставили комок на комок. Воткнули вместо глаз угольки, вместо носа морковку, вместо рта – ягодки рябины. К тому времени наступил вечер и дети убежали домой. Остался снеговик один стоять. Скучно ему стало и пошёл он в лесок друзей искать… (Дети придумывают продолжение сказки.).

Инсценировка стихотворения «Спор овощей» :

В огороде помидор взгромоздился на забор,

Руки в боки он подпёр и затеял жаркий спор.

Помидор: Я самый спелый и нарядный,

В огороде самый главный!

Возмутилась тё тя репа:

Это глупо и нелепо!

И я на славу удалась,

Жёлтым солнышком зажглась!

Но смеё тся помидор:

Насмешила, ха-ха-ха!

Главный в огороде я!

Крикнул дядя огурец:

Безобразник! Сорванец!

Я на свете всех главнее,

Всех сочнее, зеленее!

Но смеё тся помидор:

Насмешил, ха-ха-ха!

Главный в огороде я!

Морковка косы расплела и сказала :

Вот дела! Много нас овощей

Для салатов и борщей,

Но никто не кричит,

Что вкусней и главней!

Но смеё тся помидор:

Насмешила, ха-ха-ха!

Главный в огороде я!

Все овощи:

Ай –ай-ай, помидор!

Стыд тебе и позор!

Бабушка:

Что я слышу, помидор?

Стыд тебе и позор!

Бесполезный спор, друзья!

Все важны вы для меня!

6. Сказки по обучению грамоте

Сказка «Незнайка и буквы»

Однажды в гости к своим друзьям Львёнку, Кротику, Песику, Зайчику и Белочке пришёл Незнайка. Друзья весело играли и так расшалились, что из названий животных выпали первые буквы. Незнайка решил помочь друзьям – он вставил в названия первую букву, вот что у него получилось: Кёсик, Зелочка, Бьвёнок, Пайчик и Лротик. Звери почему то загрустили? Почему? Давайте поможем Незнайке правильно вставить первые буквы в слова.

Сказка «Чудо – паровоз»

- Объявляется посадка на чудо – паровозик. Пассажиры, названия которых состоят из одного слога – проходят в вагон с одним окошечком, пассажиры, название которых состоит из двух слогов – рассаживаются в вагоне с двумя окошечками и пассажиры, в названиях которых три слога, просьба занять места в вагоне с тремя окошечками.

Пассажиры: жук, машина, ваза, дуб, кукла, и др.

Публикации по теме:

Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам»Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам» В своей работе логопеды часто используют разного рода предметы. Для того чтобы занятие сделать более интересным, насыщенным, я использую.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Гимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зренияГимнастика с использованием тренажеров для профилактики и коррекции нарушений зрения Всемирный день зрения отмечается во второй четверг октября по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эта дата отмечена.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений у детей
Опубликовано: 12 октября 2022 в 15:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений у детей» (включая файлы) размещена пользователем Касимова Евгения (УИ 2962190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД