Лилия Усова
Логопедический лэпбук «Лэпбук открываем, речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лэпбук открываем, речь развиваем»
Публикация «Логопедический лэпбук „Лэпбук открываем, речь развиваем“» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» май 2020
Выполнила: Учитель - логопед Усова ЛР
МДОУ №9 г. Касли
Пояснительная записка
Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Естественно, что эта проблема находится в центре многих современных исследований. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л. С. Выготский, 1983; А. Р. Лурия, 1956 и др.) Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.
Для детей с нарушение речи характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
При нарушениях речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организованна на основе большого количества языковых правил.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в образовательный процесс его родителей.
На мой взгляд, внедрение новых подходов к развитию подрастающего поколения должно способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Поэтому в своей работе с детьми использую, как традиционные, так и современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с семьями воспитанников.
В ходе изучения лексической темы, на протяжении всей недели я и воспитатели моей группы уточняем, активизируем и формируем словарь, формируем навыки словоизменения и словообразования. Восприятие и понимание новых речевых категорий детьми требует огромных усилий и это связано с их психофизиологическими особенностями. Что бы добиться устойчивости результатов по лексико-грамматическому развитию речи необходимо обеспечить стимулирование различных каналов получения информации из окружающей среды (визуальных, кинестетических, интерактивность взаимодействия в ходе совместной образовательной деятельности. Поэтому лэпбук соответствует ранее указанным критериям.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к исследовательской деятельности.
Название проекта: «Лэпбук открываем, речь развиваем»
Цель проекта: повысить уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через создание и использование лэпбука.
Задачи:
o определить особенности создания и использования лэпбуков в коррекционно-развивающем процессе с детьми старшего дошкольного возраста;
o создать лэпбук совместно с воспитателями, родителями и детьми по каждой лексической теме;
o системно использовать созданные лэпбуки в коррекционно-развивающей работе по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста;
o провести количественный и качественный анализ результатов поразвитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет, родители, воспитатели группы, учитель-логопед.
Вид проекта: совместный, творческий, групповой, долгосрочный.
Срок реализации проекта: 3 месяца (февраль, март, апрель).
Принципы:
1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»)
2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей воспитанников).
5. принцип совместной деятельности, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексико-грамматического строя речи.
Проект предусматривает «интерактивное взаимодействие» всех участников коррекционно-развивающего процесса, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексико-грамматического строя речи. Это выражается в том, что родители вместе со своими детьми ищут необходимый материал по определенной теме, будь то загадки или вырезанные из журнала картинки. Ребенок должен принимать активное участие в подборе материала, а не оставаться в стороне. В ходе совместного поиска одновременно происходит общение родителей с ребенком и развитие.
План-график реализации проекта
Организация выставок изготовленных лэпбуков.
Привлечение родителей к подбору демонстрационного и дидактического материала для создания лэпбука.
еженедельно
3 этап-заключительный
Представление итогов реализуемого проекта.
апрель
Определение перспективы проекта.
Внедрение новых методических разработок в педагогическую работу.
Апрель
Ожидаемые результаты. Реализация проекта позволит достигнуть положительных преобразований каждой категории участников:
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие общей и мелкой моторики, которая является т
средством коррекции речи и эффективным средством социально- эмоционального развития;
- получение успешного опыта взаимодействия в совместной деятельности с разными участниками (сверстники, родители);
- поддержка творческой инициативности.
-повышение компетентности родителей в вопросах развития речи
лексико-грамматического строя речи;
- включение родителей воспитанников в педагогический процесс
как равноправных партнеров;
- знание родителями перспективы развития своих детей (готовность
обучения в школе, успешная социализация, выявление индивидуальных способностей, задатков).
- повышение профессионального мастерства педагогов в процессе решения задач индивидуализации коррекционно- образовательной деятельности;
-регулярное обновление предметно- пространственной среды группы;
- повышение авторитета педагогов у родителей;
- повышение качества образовательной услуги
Перспектива распространения проекта.
Данный проект может быть применен в группах для детей с тяжелым нарушением речи, так же может быть применен и в общеразвивающих группах, так как затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей старшего дошкольного возраста, позволяет выстроить систему работы по развитию лексико-грамматического строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.
В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.