Папки-передвижки

Логопедическое занятие по обучению грамоте «Зайка знакомит с буквой З» в подготовительной группе (ОНР)

Елена Рузанова
Логопедическое занятие по обучению грамоте «Зайка знакомит с буквой З» в подготовительной группе (ОНР)

Цель: знакомство с буквой З

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закрепить правильное произношение звуков З и ЗЬ;

• Формировать понятие «согласный, звонкий, твердый (мягкий) звук»;

• Учить давать характеристику звука;

• Активизировать словарь по теме «Дикие животные»;

• Закреплять понятие «родственные слова».

Коррекционно-развивающие:

• Автоматизировать звуки З и ЗЬ в словах и предложениях;

• Развивать фонематический слух и восприятие;

• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

• Развивать внимание, память, мышление.

Публикация «Логопедическое занятие по обучению грамоте „Зайка знакомит с буквой З“ в подготовительной группе (ОНР)» размещена в разделах

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к природе, животным;

• Прививать детям любовь к спорту, интерес к предстоящим Олимпийским играм в Сочи.

Оборудование: игрушка Зайка, зеркала, предметные картинки, карандаши, ниточки, рабочие тетради «Пишем и читаем» В. В. Коноваленко.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед : Ребята, давайте настроимся на логопедическое занятие, вспомним главное правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

2. Сюрпризный момент.

Логопед : - Сегодня на логопедическом занятии мы познакомимся с новой буквой, поможет в этом наш гость. Вы узнаете, кто это, если угадаете загадку:

По полю скачет, ушки прячет.

Встанет столбом –

Ушки торчком. (Зайка)

Появляется Зайка (игрушка) – символ Олимпийских игр в Сочи.

Зайка : - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Я прибыла к вам из города Сочи, где совсем скоро начнутся Зимние олимпийские игры. Я хочу познакомить вас с моей любимой буквой – с нее начинается мое имя.

Дети: - Это буква З.

Логопед : - Сегодня Зайка познакомит вас с буквой З. Будьте внимательны в течение всего занятия, запоминайте все слова со звуком и буквой З.

Как еще ласково можно назвать Зайку? (Заинька, зайчишка, заюшка)

3. Акустико-артикуляционный образ звука

Логопед : - Зайка очень любит загадывать загадки. Попробуйте отгадать.

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы, рот)

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Логопед : - Правильно, ребята. Это органы артикуляции, которые помогают нам говорить. Назовите слова, в которых встретился звук З. (Зубы, язык)

Логопед : - Давайте посмотрим в зеркало и произнесём звук З.

- Какое положение занимают губы? (Губы в улыбке)

- Какое положение занимают зубы? (Зубы сближены)

- Где находится язычок? (Язычок упирается в нижние зубы)

- Какая воздушная струя? (Сильная, холодная)

- Приложим руку к горлышку и проверим, работает ли голосовой моторчик.

Дети проверяют: - Голосовой моторчик работает.

Логопед : - Давайте дадим характеристику звука З.

Дети: - Звук З – согласный, звонкий, твёрдый и бывает мягкий.

Произносят: З и ЗЬ.

4. Артикуляционная гимнастика

Логопед : - Чтобы хорошо произносить все звуки, нужно делать зарядку для губ и язычка. Я буду рассказывать вам сказку о Веселом Язычке, а вы - выполняйте упражнения.

Сказка называется «Зимние забавы»

Наступила зима. Язычок очень любил гулять зимой со своими друзьями. В морозный день он вышел из домика (открыть рот) и увидел сотни пушистых снежинок, которые словно в танце, кружились в воздухе (круговые движения языком по губам сначала вправо, затем влево, повторить 5 раз).

От удивления Язычок широко улыбнулся и открыл рот (упражнения «Улыбка» и «Окошко»).

Язычку очень захотелось поиграть с друзьями. Он подошёл к заборчику (упражнение «Заборчик») и стал их созывать:

«Зоя, иди играть! Зина, иди играть! Захар, иди играть!»

(Дети повторяют фразы, чётко произнося З и ЗЬ).

Ребята выбежали во двор и стали играть в разные игры.

Зоя каталась с горки на санках (упражнение «Горка» - язык упирается в нижние зубы и выгибается дугой изо рта).

Зина кружилась на коньках по льду (язык двигается от одного угла рта к другому – 5 раз).

Захар слепил 3 снежных кома для снеговика (надуть одну щеку, затем – другую, потом – обе одновременно).

Потом ребята стали играть в снежки (упираться языком влево, затем вправо с внутренней стороны щеки).

Но вот пришло пора возвращаться домой.

«Прощай, Зоя! До свидания, Зина! До завтра, Захар!»

(Дети повторяют фразы, отчётливо произнося звуки З и ЗЬ).

Проводив друзей, Язычок устало зевнул (широко открыть рот) и пошёл к своему домику (упражнение «Заборчик»)

Настроение у него было замечательное (упражнение «Улыбка»).

Вопросы для беседы.

Как называется сказка о Весёлом Язычке? (Зимние забавы)

Какое время года? (Зима)

Как зовут друзей Язычка? (Зоя, Зина, Захар)

Когда Язычок еще собирается встретиться с друзьями? (Завтра)

Какое настроения было у Язычка после прогулки? (Замечательное)

5. Активизация словаря по теме «Дикие животные»

Логопед : - У Зайки много друзей. Это и талисманы Олимпийских игр в Сочи – Белый Мишка и Леопард, и другие звери. Они живут и в наших лесах, и в зоопарке, или в зоосаде.

Послушайте стихотворение:

Зоо-зоо-зоосад!

В зоосад везут ребят!

В зоосад везут ребят,

Чтобы посмотреть зверят:

Зайчиков, козлят, зубрят,

Обезьянок и зебрят.

Словно мягкие игрушки,

Те забавные зверюшки.

Какие же зверюшки – друзья Зайки? (Зайчики, козлята, зубрята, обезьянки, зебрята)

- Назовите взрослых животных, чьих детенышей вы назвали. (Заяц, коза, зубр, обезьяна, зебра)

6. Закрепление понятия «родственные слова»

Логопед : - Зайка очень любит зиму, ей не страшны морозы.

Как Зайка подготовилась к зиме? (Сменила серую шубку на белую. Шерстка у Зайки теплая, пушистая.)

- Как называют зиму ласково? (Зимушка)

- Зима и зимушка – это родственные слова, похожие по звучанию и по смыслу, значению.

Послушайте стихотворение «Зимушка-зима» и запомните родственные слова слову «зима».

Зимушка-зима принесла морозы,

Зимние забавы и сосульки-слёзы,

Для зверей – зимовье

И под снегом – озимь,

Зимнюю одежду людям,

Чтоб они не мёрзли.

Дети называют слова: зимушка, зимние, зимовье, озимь, зимнюю.

Логопед : Какие еще родственные слова слову «зима»? (Зимовка, зимовать, зимующие)

Логопед : - «Зима» и «морозы» – это родственные слова? (Нет, потому что эти слова разные по звучанию)

Логопед : - Какие еще слова со звуком З вы услышали в этом стихотворении? (Забавы, слёзы)

7. Физминутка. Игра «Зайка»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенёк,

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

На носочках скок-скок-скок,

А затем в присядку:

Чтоб не мёрзли лапки.

8. Пальчиковое упражнение «Зайка и зеркало»

Зайка в зеркало глядит

И ушами шевелит.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат. Пальцы сжать в кулак. Указательный и средний пальцы выставить вверх и шевелить ими. Двигать в стороны и вперед.

9. Знакомство с буквой З

Логопед : - На что похожа буква З? (На змею, на нитку, на веревку, на цифру 3).

На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра три. (С. Я. Маршак)

«З» - завиток на завиток.

«З» - закрывается замок.

Дети рисуют в воздухе букву З каждым пальцем.

Затем на столе из ниточек выкладывают букву З.

10. Работа в рабочих тетрадях

Задания:

1) Заполните букву З точками синим карандашом.

2) Назовите картинки. (Зонт, зубы, замок, коза, роза)

Если звук З стоит в начале слова, рядом нарисуйте круг. Если звук З стоит в середине слова, нарисуйте квадрат.

3) Разделите слова (названия картинок) на слоги, а прямоугольники – на части по количеству слогов.

4) Прочитайте слоги (слитно и протяжно) и слова с ними.

5) Напишите букву З – строку.

11. Закрепление

Логопед : - Вспомните слова со звуком З, прозвучавшие сегодня на занятии.

Дети называют слова: зайка, здравствуйте, занятие, задание, загадка, зубы, язык, воздух, зарядка, зеркало, звук, забавы, слёзы, замок, завиток, друзья, зоосад, звери, зубр, коза, зебра, обезьяна, зима, зимушка, морозы, зонт, замок, роза.

12. Итог

Логопед : - Пришла пора нам расставаться с нашей гостьей. Зайка отправляется на Зимнюю олимпиаду. Что бы вы хотели пожелать нашим спортсменам?

Дети желают нашим олимпийцам здоровья, побед и завоевать много золотых медалей.

Публикации по теме:

Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей.Что такое звуковой анализ слова? Печатная консультация для родителей. ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА? Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный,.

Порядок звуко-буквенного анализа слова ПОРЯДОК ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА 1. Послушай слово, произнеси слово, прочти слово. 2. Назови по порядку звуки в слове. Сосчитай общее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие по обучению грамоте «Зайка знакомит с буквой З» в подготовительной группе (ОНР)
Опубликовано: 13 февраля 2014 в 01:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД