Ковалева Галина
Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи «По щучьему велению, по моему хотению»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи : «По щучьему велению, по моему хотению»
Цель: использование русского фольклора в логопедической работе как средства формирования и развития связной речи дошкольников
Задачи:
1. Коррекционно-обучающие :
Публикация «Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи „По щучьему велению, по моему хотению“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «По щучьему веленью», все материалы по сказке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
• Расширить знания детей о русском фольклоре, героях русских народных сказок
• Стимулировать детей к развитию коммуникативной функции речи, стремлению взаимодействовать в группе, решать поставленные задачи сообща
• Создать условия для получения детьми знаний о богатстве малых форм русского фольклора
2. Коррекционно- развивающие :
• Развивать умение образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме
• Развивать слухо-речевую память и фонематический слух при определении слов с заданным звуком
• Продолжать развивать умение составлять повествовательные предложения из слов
• Продолжать развивать артикуляцию речевого аппарата
• Развивать силу речевого выдоха и увеличивать длительность произносимых речевых отрезков
3. Коррекционно- воспитательные
• Воспитывать умение детей действовать сообща
• Совершенствовать навыки выхода из проблемных ситуаций
Методы и приемы:
Словестные: слушание, беседа, загадка, постановка проблемы,
Нагдядные: изучение изображений атрибутов русских народных сказок, предметов народного быта, работа с интерактивной доской
Практические: слушание музыки, выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики
Интеграция образовательных областей : Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Предварительная работа:
- чтение сказки «По щучьему велению», пересказ, ответы на вопросы по сказке
- проведение пальчиковой гимнастики в рамках занятий по фонетической ритмике
- проведение логопедических занятий с использованием интерактивной доски
Материалы: мультимедийная доска, стилус, фигуры главных героев, стаканчики с наполнением для дыхательной гимнастики, кристаллы
Вводная часть:
Дети заходят в группу и встают в круг, здороваются (звучит музыка «В гостях у сказки»)
Приветствие: Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, что за прекрасные звуки музыки мы услышали, когда входили в зал? Это музыка приглашает нас в сказку.
Педагог:
«Сказка в двери к нам стучится
Скажем сказке - заходи.
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди».
Дети садятся на подушки полукругом.
Беседа
Педагог:
Ребята вы любите сказки?
Дети: да
Педагог:
А что такое сказка?
Дети: необыкновенная история, где происходит волшебство, говорят звери, птицы
Педагог: А какие бывают сказки?
Дети: Народные и авторские
Педагог: А что вы можете сказать про авторские сказки?
Дети: Сказки, написанные автором
Педагог: А что такое народные сказки?
Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Они бывают веселые и грустные, страшные и смешные.
Загадка
Педагог: Ребята, вам нужно угадать главного героя сказки:
Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец,
Кто же этот молодец?
Дети: Емеля
Педагог: Отгадайте, в какую сказку мы сегодня с вами отправимся?
Вёдра в дом идут с водой,
Едет печь сама собой…
Что за чудо, в самом деле?
Это сказка …
Дети: «По щучьему велению»
Педагог выносит из-за ширмы деревянную кадку с щукой, на экране появляется Емеля со словами:
Емеля: Дорогие ребята, я случайно выловил щуку в проруби, а она взмолилась и попросила ее отпустить, а взамен исполнить любые мои желания, стоит мне лишь произнести слова «По щучьему велению, по моему хотению» Знаете у меня есть мечта, я хочу отправиться обучаться грамоте в город, но щука сказала, что исполнит мое желание если я научусь красиво и четко разговаривать.
Педагог: Ребята, давайте выручим Емелю, поможем ему исполнить его мечту. Мы с вами знаем, чтобы иметь красивую и четкую речь, уметь складно излагать свои мысли нужно иметь много полезных навыков. Сейчас мы с вами выполним задания и поможем Емеле в исполнении его мечты. Согласны?
Дети : Конечно поможем!
Педагог: А чтобы нам знать в какой последовательности выполнять задания щуки нам надо внимательно посмотреть на щуку. Обратите внимание ребята, что на ней надеты бусы, и это не простые бусы, а бусы подсказки.
Основная часть:
Первое задание:
Практические методы:
Пальчиковая гимнастика от Емели:
Не учился я наукам,
(качаем головой)
Не нажил себе ума,
(указательным пальцем водим из стороны в сторону)
Но зато поймал я щуку,
(складываем ладони в форме рыбки и поворачиваем имитируя движение щуки)
Что всё делает сама.
(ладонь в кулаке, большой палец поднят)
Захотел, и ведра к речке
(пальцы соединяем в форме бочонков)
Дружно по воду пошли!
(указательный и средний палец одной руки шагают по другой раскрытой ладони.)
Езжу, не вставая с печки,
(руки вытягиваем вверх над телом)
Лишь бы были в ней угли!
(соединяем указательные и большие пальцы в форме колечек)
Согласитесь, в самом деле,
Сказочно везет Емеле!
Педагог: замечательно! Вот мы и справились с первым заданием! Размяли наши пальчики, ведь как мы знаем речь напрямую зависит от проворности пальчиков.
Второе задание:
Работа с интерактивной доской, беседа
Педагог: Ребята, а давайте вместе вспомним что же произошло, когда Емеля выловил щуку из проруби?
Дети: она попросила ее отпустить.
Педагог: Прекрасно, а чтобы вспомнить что именно сказала щука Емеле мы с вами выполним следующее задание и вспомним слова щуки.
Дети определяют порядок слов в высказывании, заимствованном из сказки, на мультимедийной доске:
Емеля, отпусти меня, я тебе пригожусь
Педагог: вот мы и вспомнили что же сказала щука Емеле
Третье задание:
Практические приемы (Дыхательная гимнастика,
прослушивание музыки)
Беседа
Педагог: Для развития красивой и грамотной речи очень важно заниматься дыхательной гимнастикой. Вспомните ребята, какое время года было когда Емеля отправился за водой на реку и повстречал щуку? Какие признаки зимы вы знаете? А хотите превратиться в волшебников и научиться устраивать настоящую зимнюю метель? Сначала мы с вами потренируемся правильно дышать. Для этого нам обязательно нужно вдыхать через нос и выдыхать через рот. А теперь приступим к волшебству.
Дети: да
Дети берут стаканчики с пенопластом, дуют через трубочку, звучат звуки зимней вьюги.
Педагог: Вот это да! Мы с вами устроили настоящую зимнюю вьюгу!
Четвертое задание: Работа с интерактивной доской, беседа, изучение предметов народного быта
Педагог: чтобы четко и красиво говорить нужно уметь точно различать на слух все звуки речи, сейчас мы с вами будем определять из каких звуков состоят слова
Дети на мультимедийной доске распределяют слова на две группы: 1) есть звук Р в слове
2) нет звука Р в слове
Слова: печка, базар, гостинцы, кадка, ведро, топор, прорубь, изба, дрова, веревка, сани, дубинка, царь, пряники, кафтан, Марья-царевна, бочка, дворец, окошко.
Пятое задание: Практические приемы (Артикуляционная гимнастика)
Педагог: Ребята, вот мы с вами научились создавать настоящую снежную бурю, а теперь самое время перейти к упражнениям для губ и языка, ведь за счет их слаженной работы зависит красивое произношение. Давайте вернемся со снежной улицы в теплую избу. Сейчас мы с вами займемся настоящим волшебством. Перед нами лежат необычные кружочки. Они совершенно черные, но если их опустить в волшебный чугунок они превратятся в упражнения для нас.
Дети выбирают себе кружок из термовинила, по очереди опускают в чугунок с теплой водой и выполняют появившиеся упражнения.
Шестое задание:
Работа с интерактивной доской, беседа
Педагог: Предметы, которые нас окружают бывают большие и маленькие, и мы с вами потренируемся менять названия различных форм и предметов в зависимости от из размера
Дети на мультимедийной доске нажимают на картинки с предметами и образуют новые слова:
Изба- избушка
Петух- Петушок
Самовар-самоварчик
Блины- блинчики
Береза- Березка
Гнездо-гнездышко
Заключительная часть:
Педагог: вот это да! Ребята, вы такие молодцы! Я считаю, что вы успешно справились со всеми заданиями щуки, проявили смекалку, воображение, даже побывали настоящими волшебниками. А как вы считаете вы справились с заданиями щуки?
Дети дают ответы
Педагог: Какое задание для вас было самое сложное? Что еще вызвало затруднения?
А теперь давайте спросим Емелю? Мы помогли ему на пути к своей мечте?
Емеля обращается к детям и предлагает помечтать и загадать желание щуке.