Екатерина Гончарова
Конспект логопедического занятия «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
Для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Времена года»
Учитель-логопед
Гончарова Е. А.
Возрастная группа : старший дошкольный возраст.
Цели:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Времена года“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
развивать и систематизировать знание детей о временах года.
развитие связной речи дошкольников посредством составления
синквейна с помощью графической схемы;
- совершенствование использования предлогов в речи детей старшего возраста.
Задачи:
- закрепить представление детей об основных признаках времен года;
- закрепить умение описывать предмет по его основным признакам ;
- закреплять понятия: предмет, признак предмета, действие предмета.
- учить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении предложений.
- развитие связной речи, речевого слуха, моторики, координации речи с движением, памяти, творческого воображения, логического мышления.
- уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами;
- закреплять правильное употребление предлогов в самостоятельной речи;
Оборудование: Игрушка «Незнайка», демонстрационные карточки (зима, весна, лето, осень, туман, ветер, графическая схема синквейна, массажные шарики Су-Джок, каврограф «Ларчик», карточки для составления предложения (медведь, берлога, снежинки, снеговик, забор, купание в реке, птицы прилетают с юга, цветовые схемы времен года, кружочки (зеленые, красные. синие, желтые)
Ход занятия
1
Логопед : Сегодня к нам в гости пришел Незнайка, ему скоро нужно идти в школу, а он совсем запутался во временах года. Ребята, давайте поможем ему. Но он пришел к нам с конвертом, в котором картинки и про то что на них нарисовано, нам нужно будет очень кратко рассказать Незнайке, нужно будет выделить самое главное и в 5 предложениях ему рассказать. Поможем Незнайке?
Дети : Поможем.
Картинки раскладываются обратной стороной перед детьми и они по очереди выбирают картинки.
Логопед : Ребята, скажите с какого времени года начинается год?
Правильно с зимы, у кого на картинке зима тот и начинает составлять свой стих
Далее каждый ребенок по очереди составляет свой синквейн.
Примерные ответы детей :
Зима
Снежная, морозная
Морозит, метет, укутывает
Люблю кататься на санках зимой
Холод
Весна
Красивая, яркая
Пришла, пахнет, цветет
Разбудила природу ото сна
Цветы
Лето
Жаркое, веселое
Наступает, согревает, расцветает
Можно купаться и загорать
Жара
Осень
Золотая, разноцветная
Пришла, радует, шелестит
Мне нравится золотая осень
Листопад
Логопед : Ребята, скажите, какие явления природы всегда бывают во все времена года?
Дети : Ветер и туман.
Логопед : Расскажите про эти явления природы.
Примерные ответы детей :
Туман
Белый, густой
Ложится, рассеиваться, обволакивать
Как-будто я нахожусь в облаке
Утро
Ветер
Сильный, порывистый
Дует, освежает, воет
Свежий поток воздуха
Явление природы
Логопед : Вы, молодцы! Прекрасно справились с заданием!
2
Логопед : А теперь давайте немного поиграем с шариками и расскажем Незнайке стишок про месяцы.
Вечно следом друг за другом
Ходят месяцы по кругу:
В январе и в феврале
Снег лежит по всей земле,
В марте и в апреле
Слышен звон капели,
Как растают снег и лед,
Май с цветами к нам придет,
Но в июне и в июле
Станет жарко, как в кастрюле.
А за август с сентябрем
Урожай мы соберем.
В октябре и в ноябре
Зверь лесной уснет в норе,
И когда декабрь пройдет,
Будет праздник – Новый Год!
Купим новый календарь
И наступит вновь январь!
Во время проговаривания стишка дети поочередно перекладывают Су-Джок шарики из левой руки в правую, потом перекладывают из своей руки в руку соседа, и так по кругу.
3
Логопед : Ребята, чтобы Незнайка точно запомнил все о временах года, нам нужно выполнить еще одно задание. Нам нужно составить предложения по картинкам с предлогами. Кто помнит что такое предлог?
Дети: Это маленькое слово, которое говорится и пишется отдельно от других слов.
На каврографе развешаны картинки, которые нужно по смыслу соединить лентами. Из представленных схем предложения, нужно выбрать схему с правильным предлогом.
Логопед : Ребята, у нас картинки, вот к примеру, медведь и берлога. Какое мы можем составить предложение с предлогом?
Дети: Медведь вышел из берлоги.
Логопед : Теперь вам нужно выбрать, подходящую к этому предложению, схему.
Дети выбирают схему и кладут на стол
Логопед : А в какое время года медведь выходит из берлоги?
Дети: Весной
Логопед : Теперь вам нужно приклеить кружок, который по цвету соответствует цвету весны (Зеленый кружок — весна, Красный — лето, Желтый — осень, Синий — зима)
Примерные предложения по картинкам:
Разноцветные листья на деревьях;
Птицы прилетают с юга;
Снежинки кружатся над головой;
Мальчик купается в реке;
Снеговик стоит около забора;
Логопед : Спасибо вам ребята, теперь, я думаю, Незнайка точно не будет путаться во временах года.