Папки-передвижки

Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи

Тамара Громова
Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи

Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи

Составили: Громова Т. Е., Солнцева И. М.

Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие подрастающего поколения – важная задача, в решении которой большую роль играют дошкольные учреждения.

Публикация «Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Важную роль в структуре логопедической работы занимает логопедическая гимнастика. Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

Развитие речи детей, как младшего возраста, так и детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой.

С помощью логоритмики создается увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР на логоритмических занятиях раскрепощаются, развитие речи происходит более эффективно, так как слово и музыка, а еще и игра организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, развивает речь, адаптируют к условиям внешней среды.

Логоритмика включает следующие элементы:

- ходьбу различного характера в различных направлениях;

- упражнения, активизирующие слуховое, зрительное внимание, память, воображение;

- песни и стихи, речевые игры, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

-упражнения на развитие координации, общей и мелкой моторики;

- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;

-коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, уверенности в себе, смелости, позитивного самоощущения;

-танцевальные движения и партерную гимнастику (упражнения на полу).

-упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

На каждом занятии обязательно используются яркие атрибуты: колокольчики, мягкие мячики, ленты и другие мелкие предметы из искусственных и природных материалов, что дает дополнительные возможности для сенсорной стимуляции.

Такие занятия всегда в радость, потому что это всегда игра, всегда доброе общение, сюрпризные моменты, всегда позитивная оценка деятельности каждого из детей. Все это раскрепощает ребенка, и наделяет смыслом сам процесс его участия в занятии.

Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально - насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослого, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:

1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального темпа, ритма, развитие психических процессов);

2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха. Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Отмечается положительная динамика в качественных изменениях показателей слухового, зрительного, тактильного внимания, восприятия, памяти детей. Параллельно улучшаются показатели развития речи : физиологическое дыхание, фонематический слух, движения органов артикуляционного аппарата, звукопроизношение. Совершенствуется работа сердечно - сосудистой, дыхательной, двигательной и других систем. Дети с удовольствием занимаются логоритмикой, приобретая представления о здоровом образе жизни, доброжелательном отношении к окружающим людям. В дальнейшем это позволит ставить перед детьми и решать совместно с ними более сложные задачи в овладении речью, в развитии музыкальных способностей и детского творчества.

Рекомендации при проведении игр «Речь с движением»

1. Необходимо, чтобы слова и фразы сочетались с движениями.

2. Обязательно нужно соблюдать паузы (1 - 2) или говорить «ОТДЫХ».

3. Выдерживать темп и ритм

4. Шаг должен быть согласован с ударной гласной, совпадать с ней.

5. Прежде, чем работать с детьми, воспитатель должен сам повторить, проговорить эти игры

6. Сначала - показ детям, потом совместные, сопряженные действия с детьми.

7. Движения формируются медленнее, чем речь, поэтому речь должна быть несколько замедленна, спешить не надо. Некоторые движения надо показать, а затем выполнять совместно с детьми.

Телеграф

Дидактические задачи: развивать тактильное восприятие, правильное воспроизведение ритмического рисунка.

Руководство:

Дети отстукивают ритм по спине впереди стоящего ребенка, а последний ребенок прохлопывает в ладоши.

Педагог оценивает результат. Затем все дети прохлопывают ритм и подбирают слова на определенную лексическую тему с данной ритмической структурой.

Загадочная трубочка

Дидактические задачи: продолжать работу над развитием дыхательных функций ребенка: продолжительностью выдоха, экономным расходованием дыхания, выработке тонких тактильных ощущений.

Иr ровой материал: у каждого ребенка в руках маленькая пластмассовая трубочка.

Руководство: Игра парная. Один ребенок дует в трубочку на протянутую ладошку другого, стоящего с закрытыми глазами. Струя воздуха обрисовывает на ладони фигуру. Ребенок, получивший тактильное ощущение, должен воспроизвести на ладони своего партнера ту же фигуру. В случае правильного решения, меняются местами. Трубочки индивидуальные.

Говорливый ручеек

Дидактические задачи: развитие творческого воображения, артикуляционной моторики.

Руководство: дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: По камешкам, динь - динь - ДИНЬ. По корягам буль - буль - буль. По осоке ш - ш - ш.

Поющий мяч

Дидактические задачи: развивать координацию движений рук, вырабатывать равномерное, плавное дыхание с помощью заданных педагогом тянущихся звуков определенной высоты (поющий мяч определяет характер воспроизводимой фонемы).

Игровой материал: мяч

Руководство: дети сидят по кругу на ковре. В руках педагога мяч. Показывая губами или рукой определенную гласную, логопед направляет мяч к одному из сидящих в кругу. Пока мяч катиться, необходимо пропеть звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь.

Замри

Дидактические задачи: учить детей понимать схематическое изображение позы человека. Закреплять умение принимать различные позы, ориентироваться на схематичное изображение.

Игровой материал: карточки со схематическим изображением человека в какой-нибудь позе.

Руководство: данное игровое упражнение состоит из 2 этапов. На первом этапе ребенок отрабатывает статическую фигуру, запоминает и сравнивает её со схемой. На втором этапе опорным моментом является схема, с которой ребенок копирует фигуру.

Волшебный клубок

Дидактические задачи: развивать слуховое восприятие, продолжительность звучания с помощью зрительных и тактильных ощущений. Учить преодолевать эффект звуковой атаки, активизировать внимание к звуку на всем его протяжении.

Игровой материал: дети держат в руках мягкие шерстяные клубки ниток. Руководство: несколько детей начинают одновременно npопевать определенный звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует протяженность звучания. Обрыв нити связан с прекращением звучания голоса. Выигрывает тот, у кого ниточка окажется длиннее. После того, как дети поняли, что длина нити зависит от продолжительности звучания голоса, выкладываются узоры и «озвучиваются».

Дружные соседи

Дидактические задачи: развивать тактильное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику.

Игровой материал: продукты питания и карточки с их изображением. Руководство: Педагог читает текст:

Стоит лес, - в лесу избушка, а в избушке три медведя.

А у них много соседей:

Зайчик - Побегайчик,

Лисичка - сестричка,

Ёжик - ни головы, ни ножек,

Волчек - серый бочек,

И белочка с волшебной тарелочкой.

В соответствии с текстом выполняются движения - имитация леса, избушки. При перечислении животных дети поочередно загибают пальцы. Угощение можно предложить в виде изображения предмета. Можно наклеить на карточки половинки горошин и дети наощупь определяют, что это такое.

Диснейленд

Дидактические задачи: развивать слуховое внимание, точность координации движений, адекватность восприятия. Игровой материал: небольшие резиновые игрушки.

Руководство: педагог предлагает детям различные резиновые игрушки, изображающие героев любимых сказок. Ребенок должен скопировать позу игрушки, то есть перевоплотиться в выбранный персонаж.

Чудак

Дидактические задачи: развитие речевого и неречевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Руководство: Педагог читает стихотворение

Там на холмах сидит чудак,

Сидит и дует так и сяк,

Он дует вверх, он дует вбок,

Он дует вдоль и поперек.

И кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок или

снежинки, подносит его ко рту каждого ребенка, называя его имя, аккуратно сдувает. Ребенок ловит.

Гречневая куколка

Дидактические задачи: стимулировать кровообращение в кончиках пальцев, снять эмоциональное и мышечное напряжение, повышать речевую активность детей.

Игровой материал: «Гречневая куколка»

Руководство: перебирая пальцами туловище куколки, можно произносить различные стишки:

Вот какие мы большие,

Не малюсенькие,

Вот такие, вот такие,

Вот такусенькие!

Ножки мыли? - Мыли!

Ручки мыли? - Мыли!

Щечки мыли? - мыли!

Все помыли!

И теперь мы чистые, зайчики пушистые!

Пальчиковые игры

Осенние листочки

Осень золотая под зонтом

гуляет,

Под дождем гуляет – листья

собирает:

Лист березовый,

Кленовый,

Вот – рябиновый,

дубовый

И осиновый – багровый. Правая рука перед грудью, сжата в кулак – «держит зонтик»

Гуляем указательным и средним пальцем левой руки

Загибаем поочередно пальцы правой руки на название листочка

Овощи

Словно красный светофор

В огороде помидор.

И зеленый огурец –

Очень длинный молодец!

С грядки мы умеем ловко

Дергать рыжую морковку. Развести полукругом пальцы обеих рук и соеди -

нить одноименные пальцы – «помидор».

Развести руки в стороны, показывая длину

воображаемого огурца.

Пальцы каждой руки собраны в щепоть,

поочередно поднимаем руки – «дергаем морковку»

Компот

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. Левую ладошку – «ковшиком»,

Указательным пальцем правой руки «мешают».

Загибают пальчики по одному, начиная с большего.

Имитируют движения.

Ягоды

1, 2, 3, 4, 5,

В лес пойдем мы погулять

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем. Пальчики обеих рук «здороваются, начиная с больших.

Обе руки «идут» пальчиками по столу.

Загибают пальчики, начиная с больших.

Публикации по теме:

Организованная образовательная деятельность в средней группе для детей с общим недоразвитием речи «Сказка заговорила» Организованная образовательная деятельность в средней группе для детей с общим недоразвитием речи Задачи Коррекционно-образовательные:.

Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.

Конспект фронтального занятия для детей в подготовительной группе с общим недоразвитием речи «Овощи. Огород» Конспект фронтального занятия для детей в подготовительной группе с общим недоразвитием речи на тему «Овощи. Огород» Цель: Развивать лексико.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1–2 уровня (ТНР) Уважаемые коллеги и родители, я хочу поделиться с Вами конспектом занятия из моей копилки. В моей практике есть дети с тяжелыми нарушениями.

Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые» для детей старшей группы с общим недоразвитием речи Задачи: Коррекционно-обучающие: 1. Уточнение знаний о насекомых и их характерных признаках. 2. Актуализация словаря по теме. 3. Образование.

Конспект логопедического занятия с элементами театрализации для детей с общим недоразвитием речи III уровня Конспект логопедического занятия с элементами театрализации для детей с общим недоразвитием речи III уровня Тема: «Дружная семья» Цель:.

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Большинство родителей считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение.

Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи Современная модель логопедической ритмики Анализ публикаций показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных.

Сценарий развлечения для детей в средней группе с общим недоразвитием речи «Весна» Тема: «Весна». Возрастная группа: Средняя Цель: Создание у детей радостного настроения, вызвать положительный эмоциональный подъем. Задачи:.

Творческий проект в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «К природе с добротой» Творческий проект в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи «К природе с добротой» Разработали воспитатели МК ДОУ.

Автор публикации:
Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 12:21
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД