Апергенова Наталья Геннадьевна
Лэпбук как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблема социально-коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.
Публикация «Лэпбук как средство социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» октябрь 2020
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать, даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения. Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
С внедрением ФГОС каждый педагог дошкольного учреждения находится в постоянном поиске новых форм организации образовательной деятельности. Лэпбук – замечательная находка для воспитателя.
В дословном переводе термин «Лэпбук» - это «книга на коленях». То есть это тематическая папка с множеством кармашков, окошечков, в которой собран материал по определенной теме. «Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде :
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с животными;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает «Лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку. Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Лэпбук «Домашние животные».
Цель изготовления и использования лэпбука - вызвать интерес к изучаемой теме, повысить любознательность, привлечь детей к индивидуальной деятельности и совместной под руководством взрослого.
Задачи:
• расширять представление детей о домашних животных; развивать компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи); диалогическую речь (учить при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи); обогащать активный словарь ребенка. («Назови и опиши животное»)
• уточнить названия домашних животных и их детенышей (игра «Чей малыш?»)
• закреплять знания детей о том, чем питаются домашние животные (игра «Кто что ест?»)
• учить правильно, собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания, закреплять знания о домашних животных. («Разрезные картинки»)
• формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память. («Расскажи сказку»)
• воспитывать любовь к домашним животным. (Книжка «Домашние животные»)
• развивать глазомер и зрительное внимание («Найди тень»);
• развитие памяти и логического мышления («Загадки);
Лэпбук дает возможность менять пространство в зависимости от образовательной ситуации (как во время образовательной деятельности, так и в режимных моментах);
периодическая сменяемость разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей (добавить кармашки, заменить картинки, сменить названия игр и сами игры).
тематическая папка доступна и безопасна для детей.
Предполагаемый результат:
При использовании лэпбука по теме «Домашние животные» :
- дети будут узнавать, и называть домашних животных и их детёнышей;
- дети познакомятся с тем, чем питаются и какую пользу приносят домашние животные людям;
- дети смогут использовать в речи названия домашних животных и их детёнышей, частей их тела, действий;
- дети научатся отгадывать загадки о домашних животных;
- дети будут любить, и заботиться о своих питомцах.
Повторять пройденное в игровой форме проще и приятнее, а когда такая папка ещё и оформлена с интересными картинками, процесс обучения станет ещё и интересней!