Лучший педагог года

Массаж при дизартрии

НАДЕЖДА ПОЛИКАРПОВА
Массаж при дизартрии

Дизартрия – это заболевание, для которого характерно отсутствие нормального развития речевого аппарата. Существует несколько видов дизартрии, различающейся по типу поражения головного мозга. Для болезни характерны малоподвижность или неподвижность мышц лица и языка, трудности либо невозможность в произношении слов.

Дизартрия у детей в настоящее время нередкое заболевание, иногда идущее вместе с ДЦП. Также дизартрия может быть вызвана тяжелым протеканием беременности, проблемными родами, травмами, полученными вовремя или после рождения, энцефалитом, менингитом. В зависимости от степени тяжести болезни, специалисты назначают корректирующее лечение. За ребенком наблюдают невролог и логопед. В компетенции первого назначение лечебной физкультуры, массажа, иглоукалывания. Логопед занимается развитием мелкой моторики пациента, выполняет массаж ладошек и языка, показывает упражнения для дыхания и улучшения артикуляционного аппарата, работает над корректировкой правильного произношения слов и речевых коммуникаций. Дизартрия в детском возрасте поддается лечению, главное неукоснительно соблюдать рекомендации специалистов и стремиться улучшать свои навыки.

Публикация «Массаж при дизартрии» размещена в разделах

Массаж языка

Поговорим об особенностях массажа языка. Напомним, что массаж – это совокупность физических действий, направленных на улучшение состояния пораженного участка тела человека. Логопедический массаж при дизартрии – весьма необходимая мера для успешного лечения, которая:

• устраняет как повышенный, так и пониженный тонус мышц;

• изменяет в лучшую сторону технику произношения слов;

• активизирует обмен кислородом между тканями и кровью;

• увеличивает возможности артикуляционных функций.

Массаж при дизартрии может выполняться логопедом, дефектологом либо другим специально обученным медицинским работником, разбирающимся в особенностях мышц речевого аппарата. Он делается только по назначению врача. У детей не должно быть противопоказаний со стороны невролога и педиатра. Изначально логопед сам должен оценить работоспособность артикуляционного аппарата ребенка.

Проделать несколько упражнений для определения стадии заболевания. Длительность процедуры зависит от возраста ребенка и количества занятий. Так, в первый раз упражнения длятся 6 минут, а к концу цикла сеанс составляет 20 минут. Малышам до 3 лет рекомендуется выполнять процедуры не более 10 минут, для детей с 3 до 7 лет – 15 минут, после 7 лет – 25 минут.

Противопоказания к выполнению массажа :

• инфекционные вирусные заболевания;

• стоматит, конъюнктивит;

• губной герпес.

Крики, плач, судороги, тремор подбородка не являются запретом для проведения упражнений, но их рекомендуется выполнять с осторожностью и после того, как ребенок успокоится.

Инструменты логопеда

Отдельно несколько слов надо сказать о вспомогательных элементах, используемых в процессе массажа. Они называются зондами, по материалу изготовления подразделяются на металлические и пластмассовые. А по форме они бывают самые разнообразные: шарик, вилка, усы, грибок, улитка, топорик и т. д. Именно зондовый массаж необходим при дизартрии, поэтому родителям не стоит беспокоиться за детей и пугаться этих странных приспособлений в руках у логопеда.

Правила выполнения массажа

Существует 2 позы, в которых можно делать массаж языка :

1. В положении сидя, используя высокий подголовник (можно и в коляске либо детском кресле).

2. В положении лежа на спине с подложенной под шеей подушкой. Руки при этом протянуты вдоль тела, ноги согнуты в коленях, плечи приподняты, а голова откинута назад.

Перед проведением процедур необходимо полностью расслабить мышцы шеи и челюсти, так как они связаны с языком. В начале рекомендуется выполнить небольшую гимнастику для растяжения мышц корня языка:

1. Расположив большой палец на языке, еще 2 пальца под ним, вращаем языком сперва влево, затем вправо несколько раз.

2. Накручивая язык на указательный палец, подтягиваем его вперед, а потом раскручиваем. Гимнастика выполняется в спокойном темпе.

Для достижения наилучшего результата, упражнения лучше всего выполнять, используя специальные логопедические зонды. Эти приспособления максимально эффективно воздействуют на язык, не только делая его гибким и подвижным, но и корректируя произношение различных звуков.

Примеры упражнений, проводимых на языке при дизартрии :

1. Проводим шариковым зондом вдоль продольных мышц с целью их укрепления. Делаем 8-10 раз.

2. Для укрепления как продольных, так и поперечных мышц сдавливаем пластмассовым зондом точки на языке, передвигаясь от его корня к кончику. Делаем 6 раз.

3. Поглаживаем поперечные мышцы шариковым зондом 6-9 раз.

4. Обкалываем зондом в форме иглы периметр языка в течение 10 сек.

5. В ямочках под языком делаем точечные повороты против часовой стрелки. Можно использовать как зонд, так и указательный палец. Длительность процедуры 10 сек.

6. Приглаживаем язык по бокам несколько раз.

7. С целью укрепления всех мышц языка массажируем его пальцами, завернутыми в марлю. Длительность процедуры 8 сек.

8. Делаем разные движения: по спирали, по кругу, растирающие, перетирающие не только на верхней поверхности языка, но и на нижней.

9. Выполняем надавливания зондом, потряхиваем языком, держась за его кончик.

10. Сжимаем язык по бокам в течение 2 сек, 8-10 раз.

11. Пощипываем край языка, потом похлопываем и выполняем вибрирующие движения зондом.

Такой массаж делается 2-3 раза в день. Специалист может выполнять и другие упражнения, все зависит от индивидуальных особенностей детей. Зондовый массаж дает значительные успехи в развитии речевого аппарата ребенка, улучшает работоспособность мышц и произношение звуков.

Польза от логопедического массажа при дизартрии может быть достигнута при регулярности проводимых занятий. У детей со средней степенью заболевания уже через пару курсов наблюдались сдвиги в развитии речи и мышц, произношении. Польза от массажа проявляется в следующем: уменьшается количество:

• патологий речевого аппарата;

• приводятся в рабочее состояние мышцы, которые раньше не были задействованы;

• улучшается дикция;

• появляется большее количество проводимых ребенком артикуляционных движений;

• приводится в норму тонус мышц лица.

Если у детей в грудном возрасте наблюдаются предпосылки возможного появления дизартрии (поперхивания, вытекание молока в процессе кормления грудным молоком, слабый крик, нарушения сосательного рефлекса и мимики лица, чрезмерное слюновыделение, то массаж по согласованию с неврологом необходимо проводить с трехмесячного возраста. Конечно, для грудных детей упражнения должны быть щадящие и маленькой продолжительности. Массаж можно делать и в домашних условиях, родители могут обучиться технике его выполнения у специалиста. Следует помнить, что дизартрия лечится, и нужно применить максимум усилий для здоровья наших детей.

Публикации по теме:

Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда»Консультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Сказка-массаж «Курочка Ряба» Сказки-массажи очень привлекательны не только для воспитателей дошкольных учреждений. Родители, которые любят и хотят заниматься со своими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Массаж при дизартрии
Опубликовано: 17 февраля 2021 в 12:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД