Татьяна Искандарова
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство эколого-валеологического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
Тема: «Дидактическая игра как средство воспитания у детей дошкольного возраста эколого-валеологической культуры»
Актуальность
Человек и природа. … Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого.
Экология - это наука о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействиях человека и природы.
Публикация «Мастер-класс „Дидактическая игра как средство эколого-валеологического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Осанка. Конспекты занятий
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Осваивая экологические знания, у детей совершенствуются познавательные умения, наблюдательность, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет им творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.
Ребенок должен не только любить, охранять природу, но и заботиться о своем здоровье. И в этом ему помогает валеология - наука о здоровье.
Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Стремление человека к здоровому образу жизни вытекает из потребностей, которые выработались в процессе исторического развития. Здоровье оказывает большое влияние на духовное развитие человека, является необходимым условием для его культурного развития.
Под эколого-валеологическим образованием детей дошкольного возраста понимают природосообразный процесс обучения, воспитания и развития, ориентированный на формирование гармоничных отношений ребенка с окружающей средой, который проявляется через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие и активное отношение к своему здоровью.
Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность дошкольников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.
Опираясь на исследования И. Д. Зверева, Л. Г. Татарниковой, И. Т. Суравегиной, я разработала систему дидактических игр и упражнений, которая направлена на формирование ответственного отношения к природе, людям и самому себе. Предложенный мной опыт обобщает и обосновывает систему работы по эколого-валеологическому развитию и может быть реализован на практике воспитания и обучения с детьми дошкольного возраста.
Цель: систематизировать наиболее эффективные направления в работе по использованию дидактических игр как средства воспитания эколого-валеологической культуры у детей дошкольного возраста, и определить наиболее эффективное применение в работы с детьми.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства формирования у дошкольников экологической культуры и практических умений и привычек по укреплению личного здоровья.
2. Систематизировать содержание и организационные формы работы по воспитанию у детей эколого-валеологической культуры средствами дидактических игр.
3. Апробировать систему дидактических игр как средство формирования эколого-валеологической культуры у детей дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты: в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы посредством использования системы дидактических игр и упражнений по эколого-валеологическому развитию научить детей ответственно относиться к себе, своему здоровью и сбережению окружающей среды.
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.
Далеко не всякая игра является эколого-валеологической по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игры задачи эколого-валеологического образования, нужен тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. При отборе игр необходимо соблюдать следующие требования:
игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач эколого-валеологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные знания и стимулировать к усвоению новых;
содержание игры не должно противоречить эколого-валеологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности;
игровые действия должны производиться в соответствии с правилами гигиены и нормами поведения в природе;
предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи эколого-валеологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника;
для того, чтобы игра выступала эффективным средством эколого-валеологическому образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, всю работу по эколого-валеологическому воспитанию детей я построила на игровой основе, с большим включением разных видов игр:
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности детей, способствуют закреплению изученного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению пройденного материала. Примерами таких игр могут быть: «Путешествия в зимний лес»; «Путешествия в страну цветов»; «Прогулка с мойдодыром» и так далее. Фантазии здесь безграничны. Активность детей в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-предположения «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.». Дидактическое содержание этих игр заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.
4. Игры-загадки. Загадки рассматриваются как вид обучающей игры.
Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир.
5. Игры-беседы. В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей.
Эффективность эколого-валеологического развития дошкольников во многом зависит, насколько грамотно строится педагогами взаимодействие с детьми.
Поэтому педагогический процесс по эколого-валеологическому воспитанию строился в двух направлениях:
• совместная деятельность педагога и детей;
• самостоятельная деятельность детей.
В образовательной деятельности по эколого-валеологическому воспитанию дети осваивали не только эколого-валеологические представления, но и овладевали различными способами познавательной деятельности, учились проявлять отношение к объектам природы и себе. Образовательная деятельность планировалась так, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.
Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о строении человека, о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для расширения игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Игры для обогащения эколого-валеологических представлений целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариантно, в зависимости от уровня сформированности эколого-валеологических представлений дошкольников.
Чтобы помочь детям научиться любить, охранять природу, заботиться о своем здоровье, эколого-валеологические дидактические игры и упражнения я классифицировала по дидактическим задачам и группам :
1. «Человек и здоровье» – игры, направленные на закрепление представлений о себе, о своем теле («Что у нас внутри?», «Органы чувств», «Части тела», «Осанка - стройная спина», «Наше тело», «Какие мы?» и другие).
2. «Природа и мы»– игры, направленные на расширение и уточнение представлений о природе («Найди по описанию», «Где, чей домик», «Что дает нам лес?», «Кому нужны деревья в лесу», «Как вести себя в лесу», «Как зовут тебя, деревце?», «Кто испортил поляну?», «В гостях у лешего», «Кто, где живет», «Времена года», «Там, где всегда мороз», «Зоологическое лото», «Узнай животный мир» и другие).
3. «Основы здорового образа жизни» – игры, направленные на развитие представлений о составляющих здорового образа жизни и факторах, разрушающих здоровье («10 шагов к здоровью», «Полезно-вредно», «Правила гигиены», «Если хочешь быть здоров!», «Закаляйся» и другие).
Мониторинг детского развития с использованием тестовых методов и метода наблюдения помог выявить достижения дошкольников в освоении эколого-валеологической культуры и определить уровень их эколого- валеологической воспитанности.
В ходе мониторинга детского развития интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, о природе» дети достигли положительных результатов.
В результате проведенной работы дети овладели эколого-валеологическими знаниями, средствами физической культуры, психогигиены и природной среды, которые необходимы для сохранения, укрепления, коррекции своего здоровья, становления эколого-валеологических умений, способствующих ведению здорового образа жизни.