Наталья Николаевна Турко
Мастер-класс для воспитателей «Дидактическая сказка по математике для детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Вступительная часть
Добрый день уважаемые коллеги! Я очень рада приветствовать вас.
Сегодня мы поговорим о дидактической сказке, и о её пользе, использования сказочного сюжета с математическим содержанием в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Дидактическая сказка по математике для детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
В чем отличие дидактических сказок от не дидактических. Дидактические сказки – это сказки информативного, а не развлекательного характера. С помощью такой сказки вы можете проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения. Не дидактическая сказка – это сказка развлекательная, и даже, если в ней есть мораль, это не причисляет ее к разряду дидактических.
Математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Ребенок постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения.
Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено.
При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические, развивающие игры.
Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствует формированию у детей элементарных математических представлений. Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Малыш постоянно учится объяснять ход выполнения заданий и свои действия.
С помощью дидактической сказки вы вкладываете в ребенка опыт, помогаете ему сориентироваться и найти выход из сложных ситуаций. А когда ваш малыш вырастет из сказок алгоритм принятия решений останется, логическое мышление будет развиваться и совершенствоваться.
Для большинства взрослых математика – очень сложная наука. В ней много абстрактного и непонятного. Как же сделать, чтобы изучение математики стало интересным? Что же любят дети? Например, сказки. Это и увлекательно и занимательно. А что если сказку объединить с математикой, чтобы было интересно и полезно?
Но это соединение должно быть органичным, чтобы не превратить обучение в просто развлечение или «засушить» сказку обилием сложных математических понятий. Чтобы избежать этих недостатков при создании математических сказок, были выработаны определённые требования, которым они должны соответствовать:
— математическое содержание сказки должно быть отобрано в соответствии с программой математического образования данного возраста;
— предлагаемые в ней задания должны быть направлены в основном на актуализацию знаний, формирование умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, таким образом развивая у детей творческие способности, сообразительность, смекалку и т. п.
—сказка должна сохранять все свои внешние и внутренние атрибуты, например путешествия, приключения, фантастические ситуации, волшебство, сказочных героев и т. д. ;
— в сказке должно быть предусмотрено какое-либо время на обдумывание каждым ребёнком решения, возможность практически выполнить задание с использованием раздаточного материала;
— сюжет должен быть наглядно проиллюстрирован;
— целесообразно включать в сказку игровые и занимательные задания, динамично сменяющие друг друга;
— содержание сказки должно решать не только обучающие, но и воспитательные задачи (воспитывать доброту, желание помочь другому, развивать чувство юмора и др.);
— с целью поддержания постоянного интереса к занятиям можно использовать математические сказки по принципу «сериала с продолжением».
Большинство заданий направлено на закрепление ранее полученных знаний и умений. Благодаря необычному сказочному сюжету математическая деятельность заинтересовала детей, так как их естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляла приложить максимум усилий для выполнения заданий.
2. Практическая часть.
Сегодня мы собрались с вами на мастер-класс, где я научу вас как можно самим за небольшое количество времени и минимальные финансовые затраты создать занимательную игру.
Изготовление игры «Сказочное семейство»
Я хочу предложить вам изготовить развивающую игру для развития математических способностей ваших детей. Замечено, что игры – самоделки вызывают у малышей неподдельный интерес, ими чаще играют. Такие игры станут для вас хорошими помощниками в совместной игровой деятельности с детьми.
Данная игра поможет решить следующие задачи:
1. Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
2. Формировать умение обобщать и сравнивать предметы по величине.
3. Совершенствовать виды счёта.
4. Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету).
5. Закрепить и расширить пространственное представление.
6. Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.
7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
8. Развивать речь детей, умение делать простые выводы.
Игра очень проста в изготовлении. Нам понадобятся: цветной картон, ножницы, шаблоны, простые карандаш, клей.
1. Разрезаем белый картон на полоски, складываем полоски пополам.
2. С помощью шаблонов вырезаем геометрические фигуры.
4. Наклеиваем геометрические фигуры с лицами на сложенные пополам полоски белого картона.
5. Составление различных изображений, как по образцу, так и по собственному замыслу.
Ход игры:
Воспитатель : Дорогие дети, сегодня мы с вами побываем в сказке, но не в обычной, а в математической. Познакомимся с её жителями и с семьёй геометрических человечков. (Воспитатель показывает на магнитную доску, где прикреплены магнитами изображения трё х домов: треугольный домик на прямоугольной горе, круглый и квадратный на треугольных горах и начинает рассказывать сказку).
В далёкой-далёкой стране Математике в квадратном домике, стоящем на вершине треугольной горы, живё т-поживает семья геометрических фигур: папа Прямоугольник, мама Овал и их дети: сын Квадрат и дочка Кружок. (Найдите этот домик среди других и поселите туда героев).
Однажды Квадрат и Кружок играли в кубики и решили пересчитать, сколько у них всего кубиков и не смогли.
Пришёл папа Прямоугольник и сказал : — Как же так, вы живёте в стране Математике, а не можете посчитать кубики! Стыдно! Придётся взять вас в путешествие по нашей стране, и вы узнаете и научитесь тому, что умеют делать её жители. А пойдём мы с вами к Замку математических знаний, в котором находятся все тайны страны Математики. (Воспитатель снимает с доски домики).
На следующий день отправились они втроём в путешествие по стране Математике. Долго ли, коротко ли они шли и дошли до развилки дорог.
— А по какой дороге нам дальше идти? – спросил Квадрат.
— Их тут много… — расстроилась дочка.
— А много – это сколько? – спросил папа.
— А мы не знаем сколько. Что такое «сколько»? Помоги нам, папа.
— Чтобы узнать, сколько дорог, нам их надо сосчитать. (Воспитатель просит кого-нибудь из детей показать, как надо считать).
Всего 5 дорог, а мы пойдём по дороге, стоит цифра 3 – сказал папа Прямоугольник.
— Цифра… А что это?- опять удивился Квадрат.
— Цифра – это специальный знак, — пояснил папа. – Я сейчас вам покажу эту цифру. (Воспитатель просит детей показать цифру 3 и затем другие знакомые им цифры).
—Мы пойдём по дороге, где стоит цифра 3, потому что она самая короткая – сказал папа.
— Что-что? Короткая? Что это такое? – поинтересовались дети.
— У дороги есть длина и ширина, — ответил папа. (Воспитатель просит кого- нибудь из детей показать длину и ширину дороги).
Если сравнить предметы по ширине, можно узнать, какой из них шире, а какой уже или они равны по ширине. А если сравнить по длине, можно узнать, какой предмет длиннее, а какой короче. Давайте сравним дороги сначала по ширине, а потом по длине и проверим, действительно ли дорога под цифрой 3 самая короткая. (У детей аналогичные дорожки и они индивидуально выполняют задание за столами. Воспитатель уточняет и обобщает ответы детей).
— Правильно, все дорожки равны по ширине, а по длине разные. Но дорожка под номером 3 действительно самая короткая.
— Папа, неужели и этому учат в стране Математике? – спросил Квадрат.
— Да! – ответил папа.
— Значит, на математике учат называть и писать цифры, считать, определять величину предметов, — задумался Квадрат.
— Правильно! – похвалил папа.
Дети спокойно передвигаются по комнате. При команде «Короткий!» они делают короткие шаги, а при команде «Длинный!» — очень длинные шаги.
И пошли они дальше. Шли они, шли и дошли до озера, там стояло три плота: круглый квадратный и прямоугольный. (Воспитатель прикрепляет на доску). Папа говорит:
— Поплывём на квадратном плоту.
— А какой это – квадратный? – спросили дети.
— Вот этот. (Какой плот выбрал папа).
— В этом тоже математика помогла. Она знакомит нас с геометрическими фигурами.
Переплыли на другой берег и не знают, куда идти дальше. Решили спросить. Видят перед собой три избушки. У одной избушки окно четырёхугольное, у другой пятиугольное и у третьей – шестиугольное. (Прикрепляет на доску). (Папа предложил войти в избушку с пятиугольным окном. Покажите, в какую избушку они войдут и почему).
Вошли они в дом, а там сидит Бабушка-Загадушка и говорит:
— Решите мои примеры – помогу вам. – И задала вот такие примеры. (Воспитатель вывешивает на стенде примеры). 1+1=2; 3-1=2.
Сынишка Квадрат и дочка Кружок очень испугались, а папа Прямоугольник быстро решил примеры и сказал :
— Вот и ещё раз мне помогла математика. (Дети находят у себя ответы и показывают Кружку и Квадрату).
— Значит, знание математики помогает ещё и решать примеры.
Указала Бабушка-Загадушка им путь к Замку и сказала, что идти им туда не меньше недели.
— Папа, а что такое неделя? – спросил сын.
— Неделя – это семь дней, — ответил папа.
— А какие это семь дней? – спросила дочка. (Что ответил папа).
И в этом математика помогла. Значит, она ещё знакомит нас с тем, как измеряется время. (А чему ещё учит математика? Что вы можете вспомнить из сказки).
Но на этом путешествие по стране Математике трёх геометрических фигур не закончилось. Мы вместе с её героями будем и дальше путешествовать, и многое узнаем о математике.
В дидактических (обучающих) сказках изучаемый материал подается в яркой удобной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира. Т. е. учебные задания «подаются» в форме дидактических сказок.
Известный психолог и психотерапевт Дорис Бретт писала: «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно».
3. Упражняемся в сочинении сказок
Но вы и сами можете придумать сказки, которые помогут вашему ребенку усвоить цвета, цифры, узнать о сложении и вычитании или научиться правильно ориентироваться в пространстве. Сказки можно сочинять о чем угодно, главное, чтобы ребенку было интересно
Теперь сочиним сказку о геометрических фигурах на основе сказки про трех поросят.
Домик для круга, треугольника и квадрата
Жили-были круг, треугольник и квадрат. Спорили они, кто из них важнее. «Без меня, — говорил круг, — ни одна машина не поедет – колеса то круглые!». «А из меня, — не отставал квадрат – столы и стулья делают». «А я, а я, – вторил им треугольник, – похож на шляпку гриба!» Спорили они, спорили, пока не наступила осень. Холодно стало кругу, треугольнику и квадрату, и решили они строить домики. Круг построил круглый домик, но дом его всё время укатывался. У квадрата дом был квадратный, без крыши. Когда шел дождь, квадрату становилось в доме очень холодно и мокро. Треугольник построил себе треугольный дом, но никак не мог в него войти – дверей-то не было. Помучились-помучились круг, треугольник и квадрат и решили построить один большой общий дом. Из квадрата сделали стены домика и дверь, из треугольника — крышу, а из круга – окошки. Весело зажили друзья в таком прочном домике. Тебе понравилась сказка? Тогда возьми карандаш и попробуй нарисовать их домик (или, если вы заранее заготовили детали домика, можно предложить их ребенку собрать).