Получи документы

Мастер-класс для воспитателей «Дидактическая сказка по математике для детей среднего дошкольного возраста»

Наталья Николаевна Турко
Мастер-класс для воспитателей «Дидактическая сказка по математике для детей среднего дошкольного возраста»

1. Вступительная часть

Добрый день уважаемые коллеги! Я очень рада приветствовать вас.

Сегодня мы поговорим о дидактической сказке, и о её пользе, использования сказочного сюжета с математическим содержанием в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Дидактическая сказка по математике для детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В чем отличие дидактических сказок от не дидактических. Дидактические сказки – это сказки информативного, а не развлекательного характера. С помощью такой сказки вы можете проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения. Не дидактическая сказка – это сказка развлекательная, и даже, если в ней есть мораль, это не причисляет ее к разряду дидактических.

Математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Ребенок постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения.

Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено.

При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические, развивающие игры.

Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствует формированию у детей элементарных математических представлений. Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Малыш постоянно учится объяснять ход выполнения заданий и свои действия.

С помощью дидактической сказки вы вкладываете в ребенка опыт, помогаете ему сориентироваться и найти выход из сложных ситуаций. А когда ваш малыш вырастет из сказок алгоритм принятия решений останется, логическое мышление будет развиваться и совершенствоваться.

Для большинства взрослых математика – очень сложная наука. В ней много абстрактного и непонятного. Как же сделать, чтобы изучение математики стало интересным? Что же любят дети? Например, сказки. Это и увлекательно и занимательно. А что если сказку объединить с математикой, чтобы было интересно и полезно?

Но это соединение должно быть органичным, чтобы не превратить обучение в просто развлечение или «засушить» сказку обилием сложных математических понятий. Чтобы избежать этих недостатков при создании математических сказок, были выработаны определённые требования, которым они должны соответствовать:

математическое содержание сказки должно быть отобрано в соответствии с программой математического образования данного возраста;

— предлагаемые в ней задания должны быть направлены в основном на актуализацию знаний, формирование умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, таким образом развивая у детей творческие способности, сообразительность, смекалку и т. п.

сказка должна сохранять все свои внешние и внутренние атрибуты, например путешествия, приключения, фантастические ситуации, волшебство, сказочных героев и т. д. ;

— в сказке должно быть предусмотрено какое-либо время на обдумывание каждым ребёнком решения, возможность практически выполнить задание с использованием раздаточного материала;

— сюжет должен быть наглядно проиллюстрирован;

— целесообразно включать в сказку игровые и занимательные задания, динамично сменяющие друг друга;

— содержание сказки должно решать не только обучающие, но и воспитательные задачи (воспитывать доброту, желание помочь другому, развивать чувство юмора и др.);

— с целью поддержания постоянного интереса к занятиям можно использовать математические сказки по принципу «сериала с продолжением».

Большинство заданий направлено на закрепление ранее полученных знаний и умений. Благодаря необычному сказочному сюжету математическая деятельность заинтересовала детей, так как их естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляла приложить максимум усилий для выполнения заданий.

2. Практическая часть.

Сегодня мы собрались с вами на мастер-класс, где я научу вас как можно самим за небольшое количество времени и минимальные финансовые затраты создать занимательную игру.

Изготовление игры «Сказочное семейство»

Я хочу предложить вам изготовить развивающую игру для развития математических способностей ваших детей. Замечено, что игры – самоделки вызывают у малышей неподдельный интерес, ими чаще играют. Такие игры станут для вас хорошими помощниками в совместной игровой деятельности с детьми.

Данная игра поможет решить следующие задачи:

1. Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

2. Формировать умение обобщать и сравнивать предметы по величине.

3. Совершенствовать виды счёта.

4. Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, цвету).

5. Закрепить и расширить пространственное представление.

6. Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

8. Развивать речь детей, умение делать простые выводы.

Игра очень проста в изготовлении. Нам понадобятся: цветной картон, ножницы, шаблоны, простые карандаш, клей.

1. Разрезаем белый картон на полоски, складываем полоски пополам.

2. С помощью шаблонов вырезаем геометрические фигуры.

4. Наклеиваем геометрические фигуры с лицами на сложенные пополам полоски белого картона.

5. Составление различных изображений, как по образцу, так и по собственному замыслу.

Ход игры:

Воспитатель : Дорогие дети, сегодня мы с вами побываем в сказке, но не в обычной, а в математической. Познакомимся с её жителями и с семьёй геометрических человечков. (Воспитатель показывает на магнитную доску, где прикреплены магнитами изображения трё х домов: треугольный домик на прямоугольной горе, круглый и квадратный на треугольных горах и начинает рассказывать сказку).

В далёкой-далёкой стране Математике в квадратном домике, стоящем на вершине треугольной горы, живё т-поживает семья геометрических фигур: папа Прямоугольник, мама Овал и их дети: сын Квадрат и дочка Кружок. (Найдите этот домик среди других и поселите туда героев).

Однажды Квадрат и Кружок играли в кубики и решили пересчитать, сколько у них всего кубиков и не смогли.

Пришёл папа Прямоугольник и сказал : — Как же так, вы живёте в стране Математике, а не можете посчитать кубики! Стыдно! Придётся взять вас в путешествие по нашей стране, и вы узнаете и научитесь тому, что умеют делать её жители. А пойдём мы с вами к Замку математических знаний, в котором находятся все тайны страны Математики. (Воспитатель снимает с доски домики).

На следующий день отправились они втроём в путешествие по стране Математике. Долго ли, коротко ли они шли и дошли до развилки дорог.

— А по какой дороге нам дальше идти? – спросил Квадрат.

— Их тут много… — расстроилась дочка.

— А много – это сколько? – спросил папа.

— А мы не знаем сколько. Что такое «сколько»? Помоги нам, папа.

— Чтобы узнать, сколько дорог, нам их надо сосчитать. (Воспитатель просит кого-нибудь из детей показать, как надо считать).

Всего 5 дорог, а мы пойдём по дороге, стоит цифра 3 – сказал папа Прямоугольник.

— Цифра… А что это?- опять удивился Квадрат.

— Цифра – это специальный знак, — пояснил папа. – Я сейчас вам покажу эту цифру. (Воспитатель просит детей показать цифру 3 и затем другие знакомые им цифры).

—Мы пойдём по дороге, где стоит цифра 3, потому что она самая короткая – сказал папа.

— Что-что? Короткая? Что это такое? – поинтересовались дети.

— У дороги есть длина и ширина, — ответил папа. (Воспитатель просит кого- нибудь из детей показать длину и ширину дороги).

Если сравнить предметы по ширине, можно узнать, какой из них шире, а какой уже или они равны по ширине. А если сравнить по длине, можно узнать, какой предмет длиннее, а какой короче. Давайте сравним дороги сначала по ширине, а потом по длине и проверим, действительно ли дорога под цифрой 3 самая короткая. (У детей аналогичные дорожки и они индивидуально выполняют задание за столами. Воспитатель уточняет и обобщает ответы детей).

— Правильно, все дорожки равны по ширине, а по длине разные. Но дорожка под номером 3 действительно самая короткая.

— Папа, неужели и этому учат в стране Математике? – спросил Квадрат.

— Да! – ответил папа.

— Значит, на математике учат называть и писать цифры, считать, определять величину предметов, — задумался Квадрат.

— Правильно! – похвалил папа.

Дети спокойно передвигаются по комнате. При команде «Короткий!» они делают короткие шаги, а при команде «Длинный!» — очень длинные шаги.

И пошли они дальше. Шли они, шли и дошли до озера, там стояло три плота: круглый квадратный и прямоугольный. (Воспитатель прикрепляет на доску). Папа говорит:

— Поплывём на квадратном плоту.

— А какой это – квадратный? – спросили дети.

— Вот этот. (Какой плот выбрал папа).

— В этом тоже математика помогла. Она знакомит нас с геометрическими фигурами.

Переплыли на другой берег и не знают, куда идти дальше. Решили спросить. Видят перед собой три избушки. У одной избушки окно четырёхугольное, у другой пятиугольное и у третьей – шестиугольное. (Прикрепляет на доску). (Папа предложил войти в избушку с пятиугольным окном. Покажите, в какую избушку они войдут и почему).

Вошли они в дом, а там сидит Бабушка-Загадушка и говорит:

— Решите мои примеры – помогу вам. – И задала вот такие примеры. (Воспитатель вывешивает на стенде примеры). 1+1=2; 3-1=2.

Сынишка Квадрат и дочка Кружок очень испугались, а папа Прямоугольник быстро решил примеры и сказал :

— Вот и ещё раз мне помогла математика. (Дети находят у себя ответы и показывают Кружку и Квадрату).

— Значит, знание математики помогает ещё и решать примеры.

Указала Бабушка-Загадушка им путь к Замку и сказала, что идти им туда не меньше недели.

— Папа, а что такое неделя? – спросил сын.

— Неделя – это семь дней, — ответил папа.

— А какие это семь дней? – спросила дочка. (Что ответил папа).

И в этом математика помогла. Значит, она ещё знакомит нас с тем, как измеряется время. (А чему ещё учит математика? Что вы можете вспомнить из сказки).

Но на этом путешествие по стране Математике трёх геометрических фигур не закончилось. Мы вместе с её героями будем и дальше путешествовать, и многое узнаем о математике.

В дидактических (обучающих) сказках изучаемый материал подается в яркой удобной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира. Т. е. учебные задания «подаются» в форме дидактических сказок.

Известный психолог и психотерапевт Дорис Бретт писала: «Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно».

3. Упражняемся в сочинении сказок

Но вы и сами можете придумать сказки, которые помогут вашему ребенку усвоить цвета, цифры, узнать о сложении и вычитании или научиться правильно ориентироваться в пространстве. Сказки можно сочинять о чем угодно, главное, чтобы ребенку было интересно

Теперь сочиним сказку о геометрических фигурах на основе сказки про трех поросят.

Домик для круга, треугольника и квадрата

Жили-были круг, треугольник и квадрат. Спорили они, кто из них важнее. «Без меня, — говорил круг, — ни одна машина не поедет – колеса то круглые!». «А из меня, — не отставал квадрат – столы и стулья делают». «А я, а я, – вторил им треугольник, – похож на шляпку гриба!» Спорили они, спорили, пока не наступила осень. Холодно стало кругу, треугольнику и квадрату, и решили они строить домики. Круг построил круглый домик, но дом его всё время укатывался. У квадрата дом был квадратный, без крыши. Когда шел дождь, квадрату становилось в доме очень холодно и мокро. Треугольник построил себе треугольный дом, но никак не мог в него войти – дверей-то не было. Помучились-помучились круг, треугольник и квадрат и решили построить один большой общий дом. Из квадрата сделали стены домика и дверь, из треугольника — крышу, а из круга – окошки. Весело зажили друзья в таком прочном домике. Тебе понравилась сказка? Тогда возьми карандаш и попробуй нарисовать их домик (или, если вы заранее заготовили детали домика, можно предложить их ребенку собрать).

Публикации по теме:

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Сказка в руках ребенка» Цель мастер-класса: Заинтересовать и побудить детей к изготовлению и управление кукол-марионеток, с последующим их использованием в воспитательной.

Мастер-класс для среднего дошкольного возраста «Пластилинография с применением круп» бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Няганский технологический колледж» Средняя.

Мастер-класс для воспитателей дошкольных организаций «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром животных»Мастер-класс для воспитателей дошкольных организаций «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром животных» Мастер-класс для воспитателей дошкольных организаций "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром животных" "Земля и её обитатели".

Мастер-класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста «Ёлочная игрушка»Мастер-класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста «Ёлочная игрушка» Мастер класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Ёлочная игрушка" Елена Новикова Цель: - создание условий для творческого.

Мастер-класс для воспитателей «Интерактивная книга для развития детей дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей. «Интерактивная книга для развития детей дошкольного возраста» или пособие для сенсорного развития ребенка.

Мастер-класс для воспитателей «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель: ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста. Задачи: -дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность,.

Мастер класс для воспитателей «Квиллинг, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» Квиллинг - это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей.

Мастер-класс для воспитателей «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста» «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста» “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Мастер-класс для воспитателей «Использование нетрадиционной техники работы с бумагой для детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Использование нетрадиционной техники работы с бумагой для детей дошкольного возраста» Цель: активизация.

Сценарий мастер-класса для воспитателей «Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста» Цель: повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков воспитателей в организации работы по формированию культуры здоровья у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Дидактическая сказка по математике для детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 марта 2019 в 20:12
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД