Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Елена Кондракова
Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Цель мероприятия:

повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, через раннюю профориентацию в игре

2. Познакомить педагогов с формами и методами работы с детьми по профориентации.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации“» размещена в разделах

3. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий и форм использования через раннюю профориентацию в игре с использованием кейс-технологии.

4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Практическая значимость:

содержательный материал представлен в рамках распространения

педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.

Ход

Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать Вас на мастер - классе. Возможно, Вы увидите то, что уже используете в своей работе, а что-то возьмете на заметку. Для начала я должна Вам сообщить тему мастер- класса, но давайте мы вместе с вами ее сформулируем. А для этого Вам нужно отгадать ребусы. (слайд2)

ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка.

Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Одной из важнейших задач образовательно-воспитательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по данному вопросу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении.

Мир профессий в обществе- это сложная, динамичная, постоянно

развивающаяся система. (слайд3)

Коллеги, расскажите, легко ли вы выбрали свою профессию?

Как правило, сделать выбор очень сложно.

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент. …

Профессиональная ориентация – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике; сложная и многогранная проблема по масштабам- государственная, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Именно ДОУ является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Поэтому ранняя дошкольная профориентация - это система мероприятий направленных на прогнозирование личностного роста ребенка, выявление его способности, наклонности, определенной потребности в той или иной деятельности. Она преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Коллеги, какие формы и методы в своей работе используете Вы?

В воспитательной работе используются разные формы, методы работы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

В воспитательной работе используются разные формы, методы работы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

*экскурсии - выступают важным средством развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия;(слайд4 ,5,6)

*информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) : виртуальные экскурсии - позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, дают возможность более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности; (слайд7)

*беседы - в ходе бесед дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий; (слайд8)

*театрализация - в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области; (слайд9)

*спортивные мероприятия помогают детям закрепить знания о профессиях и их значении в жизни людей; (слайд10)

*работа с родителями - в работе над ранней профориентацией детей необходимо донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с трудом родителей – это фактор огромного воспитывающего значения; зная, кем работают отец и мать возвышает их авторитет в глазах растущего человека; (слайд11)

*дидактические игры, наглядные пособия дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению. (слайд12)

*сюжетно-ролевые игры, где ребёнок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда. (слайд13-22)

Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Социализация ребенка– дошкольника, его ранняя профессиональная ориентация в мире профессий проводится в большей степени через игру, как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Игровая и трудовая деятельность в развитии ребенка выделены ФГОС ДОО как приоритетные.

Сегодня я хочу Вас познакомить с одной из современных технологий, которая объединяет практически все формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Это кейс-технология в основе, которой лежит игровая деятельность. Название произошло от английского «case»- чемоданчик, портфель и латинского «casus» - ситуация, обстоятельства.

Что такое кейс и кейс-технология?

Кейс – это строящее на реальных фактах описание проблемной ситуации, которая требует решения. В каждом случае есть пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения, и требуется в сложившихся условиях предложить определенный вариант действий.

Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Использование кейса в работе по ранней профессиональной ориентации помогает ребенку по своему желанию самостоятельно собирать и организовывать информацию по изучаемой профессии. В любое удобное время ребенок самостоятельно или со сверстниками может взять кейс и поиграть, выбрав ту форму ознакомление с профессией, которая ему близка, это может быть и дидактическая игра, сюжетно- ролевая игра, художественно-продуктивная деятельность, исследовательская деятельность. Кейс –технология хорошо подходит для занятий в группах и подгруппах детей, так как позволяет выбрать задания под силу каждому. Работа по профориентации дошкольников в ходе использования данной технологии строится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также интеграции всех образовательных областей, систематичности и повторности наблюдений, а также последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм Интегративный подход позволяет наиболее эффективно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка.

Собрать такой кейс не составит большого труда. Что в него может входить? Это дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевой игре, карточки-иллюстрации с проблемными ситуациями, оборудование для художественно-продуктивной, исследовательской, трудовой деятельности, тематические альбомы, коллекции материалов (ткани, обои, плитки) и т. п., объединённые одной темой. (слайд 23)

Коллеги, предлагаю сейчас собрать такой кейс для ознакомления с профессией полицейского.

В заключение теоретической части хочется отметить, что формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, в том числе и интерактивную педагогическую кейс- технологию, которая является интересным, творческим, перспективным направлением педагогики. Использование ее в моей практике позволяет мне успешно решать многие воспитательно- образовательные задачи, что я попробую показать вам сейчас на практике в работе с детьми по ознакомлению с профессиями.

Пример работы с кейсом «Профессия врача».(видео слайд 24)

На первом этапе знакомлю детей с мультфильмом по произведению В. Сутеева «Про бегемота, который боялся прививок». Затем предлагаю детям сформулировать проблему исходя из данной ситуации в мультфильме: Бегемот боялся делать прививки и сбежал от врача. Какие последствия могут быть? Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма» : Почему заболел Бегемот? Как найти выход из данной проблемной ситуации?

Дети проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предложения.

На втором этапе дети приходят к решению, чтобы не болеть нужно проходить обследование, делать прививки и помочь нам в этом могут врачи.

Используя дидактические игры «Собери чемоданчик для врача»- нужно выбрать предметы, относящиеся к врачебной деятельности (градусник, фонендоскоп, шпатели, шприцы и т. д.) , «Кто помогает врачу» - из серии картинок выбрать необходимые: медсестра, лаборант, санитар, регистратор, строитель, инженер, сантехник, электрик и т. д. дети закрепляют знания о профессии.

На третьем этапе дети делятся на подгруппы по желанию, предлагается поиграть в сюжетно-ролевую игру «Больница», нарисовать себя в профессии, построить здание для больницы.

- Уважаемые Коллеги, современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. (слайд 25)

Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»Фотоотчёт о городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Фотоотчёт о Городском семинаре «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации». 12 января наш детский сад встречал гостей. Представители.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 09:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД