Получи документы

Мастер класс для педагогов на тему «Культура речи, или Выразительное общение»

Альбина Сабирова
Мастер класс для педагогов на тему «Культура речи, или Выразительное общение»

Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета».

Цели:

Обобщить и систематизировать знания педагогов об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения;

Систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета;

Пополнить словарь педагогов достаточным количеством этикетных формул, формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения.

Передача «Мамина школа»

Публикация «Мастер класс для педагогов на тему „Культура речи, или Выразительное общение“» размещена в разделах

(Слайд 1 Вас приветствует Кармановское телевидение)

(Слайд 2. Видео-заставка передачи «Мамина школа».)

Ведущий передачи:

Здравствуйте, мои уважаемые телезрители! И я, Шамагулова Айгуль, приветствую вас в передаче «Мамина школа». Согласитесь, речь современного человека становится скудной, невыразительной, торопливой, видимо, в связи появлением в этом мире новых технологий. Теперь можно и рта не раскрывать, но при этом можно обмениваться информацией с помощью компьютера, телефона, айпада, айфона.

Но согласитесь, вместе с речью развивается и ум, и психика, и зря мы спокойно пускаем это на самотек. Если дело так пойдет и дальше, то наши дети вскоре вообще разучатся излагать грамотно свои мысли, культурно разговаривать, и никогда не познают роскошь человеческого общения.

А тем временем педагоги, логопеды во весь голос кричат, что у наших детей сегодня большие проблемы с развитием речи.

Поэтому тема сегодняшней передачи «Культура речи или выразительное общение»

(Слайд 3 Культура речи или выразительное общение)

Передача пройдет в форме ток–шоу. И сегодня у нас в студии воспитатель младшей группы Кармановского детского сада «Ляйсан». Итак, давайте поприветствуем: воспитатель первой категории Сабирова Альбина Альфитовна. Также в ток–шоу принимают участие воспитатели детских садов Янаульского района Республики Башкортостан.

АШ: теперь слово дадим Альбине Альфитовне.

А. А: Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.

Культуре речи и этикету общения придается огромное значение в деловом мире. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Именно поэтому обладать прекрасными манерами и уметь выразительно передать свои мысли – залог успеxа для любого человека.

КУЛЬТУРА РЕЧИ – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса:

КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО

(Слайд4)

А. Ш:Когда мы говорим о правильной речи, мы имеем в виду качества речи. О каких качествах речи вы можете рассказать?

А. А:Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. К качествам речи относятся правильность, чистота, богатство, точность, логичность, уместность, выразительность, ясность.

(Слайд 5)

Правильность – это соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – это соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – это отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – это особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство, то есть умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – это употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей.

А. Ш: Давайте перейдем непосредственно к самим видам и жанрам речи. Расскажите пожалуйста.

Виды речи :

Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

Слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;

Письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;

Чтение - восприятие графических символов и их понимание.

(Слайд 6)

Жанры речи :

Монолог – это жанр, образованный в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.

Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

.Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.

(Слайд 7)

А. Ш: А сейчас ответим на такой вопрос: как происходит обучение культуре речи в ДОУ?

(Слайд 8)

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся :

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

(Слайд 9)

К сожалению, на практике бывает, что в нашей речи, речи педагогов, встречаются следующие недостатки:

монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;

нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;

неправильное ударение в словах;

ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;

многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);

засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.);

копирование речи малышей, «сюсюканье»;

использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.

Исходя из вышесказанного, перечислим основные требования, предъявляемые к речи педагога :

правильно произносить все звуки родного языка;

чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;

строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;

использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);

в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;

связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;

использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

А. Ш: Раскрыть всю полноту и содержание сегодняшней темы мы решили через «Речевой этикет», так как он играет важную роль в общении.

(Слайд 10)

А. А:Немного из истории речевого этикета

То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.

(Слайд 11)

(Слайд 12)

Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нам с вами нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы ни находились.

Нужно помнить и о не речевых (невербальных) средствах коммуникации. Это жесты, мимика, тональные особенности, поза.

(Слайд13)

Нужно помнить, что грубость вредит всегда и везде, никому и ни при каких обстоятельствах не позволено грубить! Давайте запомним и другое: слово доброе может делать чудеса с человеком. Да что там с человеком! Блистательная дрессура Дурова, как известно, основана именно на “поглаживаниях”. Как говорится ”Доброе слово и кошке приятно”! А злое всегда обижает.

(Слайд 14. Цирк)

Для того, чтобы не обидеть другого человека и чтобы быть интересным собеседником, нужно соблюдать следующие правила культуры речи :

Старайтесь говорить правильно, не употребляйте в речи грубых выражений.

Говорите только о том, что знаете.

Не спешите высказывать свои мысли.

Не будьте многословны. Подбирайте в беседе те слова, которые лучше всего выражают вашу мысль.

При разговоре не размахивайте руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

Не говорите быстро, не проглатывайте слова.

Не старайтесь перекричать собеседника. Если он говорит очень громко, начните говорить тихо, собеседник тоже перестанет кричать.

Будьте ласковы и приветливы.

(Слайд 15)

Во все времена ценились тактичные и вежливые люди, о чем свидетельствуют пословицы и поговорки.

(Слайд 16)

Очень правильно и красиво о роли общения в жизни человека сказал великий писатель Мигель де Сервантес. Сааведра

(Слайд 17)

Практическая часть.

А Ш: Спасибо вам за подробную характеристику культуры речи.

Уважаемые телезрители, вы любите путешествовать? Альбина Альфитовна вас приглашает в непростое путешествие.

А. А. : Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие, по орбите вежливости. Прошу вас надеть защитный шлем, пристегнуться. Удобно садитесь, взлетаем. (Звучит космическая музыка.)

(Слайд 18)

Первая планета – планета «Добрых слов».

(Слайд 19)

Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета, доброта – не пряник, не конфета

Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети.

Игра «Солнечные лучики».

В каждом из нас есть маленькое солнце — это солнце доброты. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. Я буду солнцем, своим лучиком буду дотрагиваться до вас, вы будете называть «волшебные слова».

(Слайд 20)

Молодцы, а наше путешествие продолжается. (Звучит музыка.)

Вторая планета – планета «Сказочная».

(Слайд 21)

Все вы любите сказки, в сказках встречаются разные герои – добрые, которые ведут себя вежливо, и злые, которые невежливы.

Игра «Добрый – злой».

Я буду называть героев, если герой добрый, вы улыбнитесь, если злой – закройте лицо руками.

Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик–с–пальчик, Бармалей, Доктор Айболит.

Следующая планета - «Планета счастья».

(Слайд 22)

На этой планете живут маленькие человечки, которые требуют от нас большого внимания: чтобы мы побольше с ними разговаривали, беседовали, читали им потешки, сказки, стихи, занимались творчеством и чтобы все это происходило спокойно, эмоционально и обязательно доверительно и доброжелательно.

А. Ш. : А теперь немножко отдохнем и посмотрим видеоролик (Презентация с фотографиями).

А. А. : Посмотрев видеоролик, мы с вами вспомнили о том, какую работу мы ежедневно выполняем по развитию речи в детском саду.

Давайте поиграем в пальчиковые игры. Дети старшей группы нашего детского сада помогут мне.

(Слайд 23 Пальчиковые игры.)

Хотите поиграть еще в одну игру? Давайте.

Игра «Дракоша в пещере».

Это игра была для закрепления произношению звуков.

(Слайд 24)

А. Ш. Наше путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на планету, с которой началось путешествие. Наше направление было выбрано правильно, мы не сбились с орбиты Вежливости и вернулись на родную планету.

Альбина Альфитовна пришла на нашу передачу со своими воспитанниками. Она покажет интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и по развитию речи на тему «День рождение Маши».

Занятие.

И в конце передачи, Альбина Альфитовна, ответьте на один вопрос: «Какой бы главный совет дали зрителям по развитию культуры речи и по постановке правильной речи

А. А. : Главный наш совет – это развивать культуру речи через речь взрослого и через литературу, а также играя заниматься с детьми.

А. Ш В конце передачи мы хотим поблагодарить Альбину Альфитовну и наших зрителей и хотели бы раздать небольшие подарки. После передачи мы попросим вас посмотреть нашу выставку. А пока до новых встреч.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ «Обучение грамоте и звуковая культура речи» Деловая игра: «Дерево мудрости» Цель: повышение педагогического мастерства у педагогического состава МБДОУ №114 и передача опыта по разделу.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Космическое путешествие», с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж». Теоретическая часть: -Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы с вами окунёмся в мир космоса и нарисуем космический пейзаж в нетрадиционной технике.

Мастер-класс для педагогов на тему «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей» Введение Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться,.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Мастер-класс для педагогов. Рисование на свободную тему и фантазию в технике «Граттаж»Мастер-класс для педагогов. Рисование на свободную тему и фантазию в технике «Граттаж» .

Мастер-класс по лэпбуку для педагогов на тему «Зимние виды спорта» Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков,.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» 1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Педагог-психолог: Я очень рада всех вас приветствовать и.

Тренинг «Общение». Развитие коммуникативных навыков педагогов Тренинг для педагогов Тема: Общение Задачи: 1. Развитие вербальных и невербальных средств общения 2. Сплочение педагогического коллектива.

Тренинг для педагогов «Эффективное общение педагогов с родителями в ДОУ» Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно.

Занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи». Конспект занятия по развитию речи на тему : «Звуковая культура речи». Программные задачи: проверить, помнят ли дети звуки, с которыми их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер класс для педагогов на тему «Культура речи, или Выразительное общение»
Опубликовано: 12 сентября 2016 в 19:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД