Астчик Джулакян
Мастер-класс для педагогов «Практикум общения педагогов с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов на тему
«Практикум общения педагогов с родителями»
педагог-психолог :
Джулакян А. С
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
План:
1. Упражнение «Апчхи»
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Практикум общения педагогов с родителями“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Вступление (выступление педагога - психолога «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»).
3. Решение конфликтных педагогических ситуаций
4. Прослушивание и обсуждение притчи
5. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников.
6. Рефлексия
Педагог-психолог : Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на очень важную, нужную тему: «Формы общения педагогов с родителями».
Начать нашу встречу мне хочется: Упражнением «Апчхи»
1. Упражнение «Апчхи»
Цель: активизация внимания педагогов, создание положительного настроя на дальнейшую работу.
Участники делятся на группы по 4-5 человек. Каждой группе дается задание громко крикнуть определенное слово (спички, точки, алыча, ящик, хрящик). Проводится репетиция: затем по сигналу ведущего все группы кричат слова. При слитном звучании должно получиться «пчхи!», ведущий отвечает «Будьте здоровы!» Такое упражнение используется при организации коллективного общения с родителями.
«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Любая совместная деятельность родителей и педагогов является эффективной. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Трудностей в организации общения с родителями много : это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из
неблагополучных семей или имеющие проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
Сегодняшний семинар-практикум как раз мы и посвятим этому вопросу: «Общение воспитателя с родителями воспитанников».
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Я предлагаю вам решение конфликтных педагогических ситуаций, а вы должны найти из неё выход.
— мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;
— родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т. к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;
— мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;
— мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?
— ребенка поздно забирают из детского сада.
— ребенок обижает другого воспитанника: обсыпает песком, толкает, бьет или кусает.
— ребенку сломали игрушку, с которой он пришел из дома.
— ребенок не хочет заниматься.
— ребенок обманывает.
— ребенок нецензурно выражается.
— Ребенок часто приходит в детский сад в грязной одежде.
Притча «Страшный сон».
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот, выслушав его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».
Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных»
Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Рефлексия:
Вопросы для обсуждения:
Какое упражнение, игра вам запомнилась больше всего! Почему?
Какие чувства вы испытываете в ходе встречи?
Что нового узнали?
Чему научились?
Над чем вы задумались?
Что из того, что вы узнали на нашей встрече, что может пригодиться вам в будущем?
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. И мне хотелось бы в заключении дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников :
• Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
• Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
• Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
• Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
• Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
• В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
• Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение.
Удачи вам!