Валентина Власихина
Мастер-класс для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальная проблема современного общества - это бережное и
уважительное отношение к природе, к матери всего живого на Земле, как главное условие выживания человечества.
При формировании уважительного отношения к природе работе с детьми я уделяю особое внимание развитию любознательности дошкольников, формированию интереса к знакомым на первый взгляд вещам и происходящим с ними изменениям под воздействием природных сил и деятельности человека. А способствуют всему этому опыты и эксперименты, организованные в специальной экспериментальной лаборатории (экологической комнате). Здесь находятся: различный природный материал, специальное оборудование (различные емкости, песочные часы, лупы, микроскоп, бросовые и упаковочные материалы, палочки, трубочки, бумага разной фактуры) для проведения опытно-экспериментальной работы по изучению свойств песка, глины, почвы, воды.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Демонстрационный и раздаточный материалы, а так же содержание опытов – экспериментов я отбираю в соответствии с образовательной программой каждой возрастной группы и уровнем развития детей. Во время проведения опытов целесообразно надевать фартучки. Внесение игрового момента усиливает интерес детей к проведению исследований. При планировании экспериментов следует учитывать принципы научности, последовательности, доступности, связи знаний и умений с жизнью.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Это объясняется тем, что дошкольнику присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям ребенка. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.
И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать, а для этого мне нужны добровольцы.
Мы поговорим о воде.
Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории.
Эксперимент вы можете проводить как для детей, так и вместе с детьми.
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, я хочу вам напомнить правила поведения в лаборатории:
1 правило: Не шуметь – этим мы мешаем другим.
2 правило: Аккуратно обращаться с посудой.
3 правило: Слушать воспитателя
4 правило: Внимательно следить за результатом опыта.
5 правило: Закончив наблюдение, необходимо сделатьсоответствующие выводы.
В:Ну, что приступим.
1 стол – прозрачность воды.
Задание: Объясните ребенку такое свойство воды, как прозрачность с помощью представленных предметов.
(Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой).
Какой сделаем вывод? – Вода прозрачна.
2 стол – повышение уровня воды для решения познавательной задачи.
Задача: достать из емкости (ведро) предметы, не прикасаясь к ним руками.
(Вливать воду, пока она не польется через край и не вытолкнет предмет, плавающий на поверхности).
Какой сделаем вывод? – вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.
3 стол – вода – природный растворитель.
Задание: Объясните ребенку такое свойство воды, как способность растворять с помощью представленных предметов.
(опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился).
В: Где в жизни мы можем наблюдать это?
Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.
В: Каким становится он? Попробуйте на вкус.
Д: Сладкий
Какой сделаем вывод? – вода – прекрасный растворитель.
Теперь подведем итог наших экспериментов:
Вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами, какими?
- прозрачность
- без вкуса
- растворитель
- вода выталкивает предметы, находящиеся в ней.
Молодцы! Спасибо вам за участие!
А сейчас вашему вниманию хочу представить еще эксперименты с водой для детей старшего возраста.
«Игра в прятки»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с капелькой играть.
Будем капельку искать.
Из пипетки на сухое стекло нанесите каплю воды. Почему она не растекается? (Мешает сухая поверхность пластины; вода имеет свойство прилипать к поверхности) А теперь наклоните пластину. Что происходит? (капля медленно течет). Воспитатель объясняет, что крупные капли под действием силы тяжести стекают вниз, маленькие остаются на месте
Смочите поверхность пластины и капните на неё из пипетки прозрачную воду. Что происходит? (Она «растворилась» на влажной поверхности и стала незаметной). А теперь на влажную поверхность пластины аккуратно из пипетки нанесите каплю цветной воды. Что происходит? (цветная вода потихоньку растворилась в прозрачной воде).
Давайте подведем итоги : при попадании прозрачной капли в прозрачную воду она «исчезает» незаметно; каплю цветной воды на влажном стекле видно; капля цветной воды медленно окрашивает влажную поверхность стекла.
Протрите стекло оно еще понадобится.
«Послушная водичка»
Цель: продолжать знакомить с объемом тел (предметов, развивать наблюдательность, любознательность.
Материал: Две стеклянные банки с водой, заполненные наполовину, шесть небольших камешков, пластина из стекла, поролоновая губка.
Многие из вас, уважаемые коллеги, помнят рассказ Л. Я. Толстого «Умная галка». Почему автор назвал галку умной? Как поступили бы вы на её месте? (Ответы) Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.
Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит (вода поднимается вверх, т. е. увеличивается в объеме. А теперь опустите в другую банку с водой поролоновую губку – вынимайте. Что происходит (вода впиталась в губку – и банка оказалась почти пустой)
Отожмите воду из губки в банку и положите влажную губку на пластину. Что происходит? (вода стекает)
Давайте подведем итоги исследования
(объем воды может увеличиваться в результате погружения в него другого тела; вода может впитываться в другие тела и вытекать из них.
Библиографический список:
1. Рыжова Н. В. Игры с водой и песком. /Обруч, №2-1997 г. /
2. Рыжова Н. В. Опыты с песком и глиной. /Обруч, №2-1998 г. /
3. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.
5. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М. : Педагогическое общество России, 2003.-80 с.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
7. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.
8. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2008.-128 с.
9. Левитман М. Х. Экология – предмет: интересно или нет?- СПб. : СОЮЗ, 1998.-80 с.
10. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с.
11. Занимательное природоведение. - М., Омега, 1997.- 256 с. : ил.
12. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. «Академия развития», 1997. – 240 с