Получи документы

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника

Ирина Алексеевна Самсонова
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,

чем большим количеством элементов действительности

он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее

при других равных условиях будет его творческая деятельность»

Л. С. Выготский.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной их фундаментальных потребностях, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».

Как и любая деятельность, экспериментирование имеет свою структуру:

Задачи:

- формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;

- подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно - следственные связи;

- способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Мотивы: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться - познать».

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, эксперименты, опыты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Классификация экспериментов:

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- с растениями;

- с животными;

- с объектами неживой природы;

- объектом которых является человек.

По месту проведения опытов :

- в групповой комнате;

- на участке и тд.

По количеству детей:

- индивидуальные,

- подгрупповые,

- коллективные.

Развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Педагог участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт.

В процессе работы воспитатель поощряет детей.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а можно использовать графическое фиксирование результатов, т. е. оформлять в рисунках, схемах.

Как я сказала ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая предметная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества - для этого в группе я создала экспериментальный центр «Любознайка», в его оснащение входит:

-специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, пробирки, мерные ложки, колбы, резиновые груши);

- природный материал (камешки, песок, земля, глина, ракушки, птичьи перья, листья, семена и т. п.);

- утилизированный материал (проволока, скрепки, кусочки кожи, меха, ткани, нитки, пробки и т. д.);

- прочие материалы (зеркала, лупы, термометры, микроскопы, соль, сахар, мука, одноразовые шприцы без игл, резиновые и полиэтиленовые перчатки, цветные и прозрачные стекла, сито, степлеры, дыроколы, свечи, клеенчатые фартуки, нарукавники и т. д.).

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Групповое пространство спланировано мною так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения.

В целях обеспечения безопасности воспитанников во время опытно- экспериментальной деятельности мною сформулированы правила безопасности для детей:

1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.

2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.

3. Каждую вещь клади на место.

4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.

5. Делать все нужно дружно!

Также для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекла родителей к активной помощи.

Я предлагала родителям и детям дома проделать ряд опытов, провести исследования.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же и более сложные опыты дома, учились ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

Кроме этого, родители помогали мне в оформлении разнообразных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к этому занятию.

Для просвещения родителей я провожу консультации по темам:

- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

- «Игра или экспериментирование»;

- «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Родительские собрания, в виде викторин, мастер-классов, открытые занятия, выставки «продуктов» исследовательской деятельности.

В течении учебного года проводя ряд запланированных опытов с детьми я увидела значительную динамику развития познавательного интереса. Наши воспитанники стали:

- проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- самостоятельно планировать предстоящую деятельность; осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

- проявлять инициативу и творчество в решении поставленных задач;

- делать выводы.

Дети с удовольствием экспериментировали, занимались поисковой деятельностью. Они стали проявлять желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми.

Таким образом я считаю, что методы экспериментирования позволяют детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Спасибо за внимание!

Библиографический список: 1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: её роль в развитии личности [Текст] /О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 23-30.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., 2008 с. 213-227.

3. Венгер, Л. А., Мухина, В. С. Развитие мышления дошкольников / Л. А. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. – 1974. - №7.

4. Выготский, Л. С. Мышление и ре0чь / Л. С. Выготский. – Собр. соч. : В 6 т. – М. : Педагогика, 1984. – т. 4. – 432 с.

5. Голубева, А. Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста : Канд. дис. – М., 1955.

6. Гусарова С. В. Формирование представлений о технике как средстве развития познавательного интереса у детей старшего возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 28 с.

7. Дусавицкий А. К. Формула интереса. М. : Педагогика, 2009.

8. Как воспитать инициативу у ребенка? [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.mindgame.info/. i. /kak-vospityvat-iniciativu-u-rebenka.html.

9. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах / Я. А. Коменский. – М., 1939. – Т. 2 – 200с.

10. Куликова, Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М., 1989. – С. 160 – 175.

11. Куликова, Т. О воспитании у детей познавательных интересов / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. – 1976. - № 9. – С. 38 – 42.

12. Леонтьев, А. Н. О путях исследования восприятия // Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева. – М. : Изд–во МГУ, 1876. – С. 3-27.

13. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. [Текст] / Сост. Н. В. Нищева. – Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.-128 с.

14. Поддьяков, А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. … докт. псих. наук. – М., 2001. – 48 с.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух вокруг нас» Воспитанница: Пестунова Мария МБДОУ д/с «Жаворонок» Воспитатели: Мукаева Мария Валерьевна, Романова Светлана Анатольевна Родитель: Пестунова.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с малышами»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с малышами» Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников одна из важнейших задач современного образования в рамках федеральных.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников В нашей группе недавно появилась мини лаборатория «Почемучка» Цели: создание условий для проведения физического эксперимента, для развития.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности".

Опытно-экспериментальная деятельность «Хлеб да каша»Опытно-экспериментальная деятельность «Хлеб да каша» Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни,.

Опытно-экспериментальная деятельность «Почва и ее состав»Опытно-экспериментальная деятельность «Почва и ее состав» ОПЫТ №1. Состав почвы Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вода и ее свойства»Опытно-экспериментальная деятельность «Вода и ее свойства» Цели, задачи: выявление свойства воды; определить имеет ли вода форму, вкус, закрепить знания о текучести воды, показать значение воды в.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Воспитатель – Лапшина Л. Е. Цель: формирование у детей познавательной активности,.

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебный магнит» Предметное направлении: физика. Старшая возрастная группа. Краткое описание работы: Мотив выбора темы: Камешек, принесенный одним ребенком.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника
Опубликовано: 7 марта 2017 в 09:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД