Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников

Татьяна Сергеева
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников

ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ

на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности".

Выполнила воспитатель МБДОУ

Д/С № 237 Сергеева Т. Г.

Уфа

1 Слайд

"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности".

Выполнила воспитатель МБДОУ

Д/С № 237 Сергеева Т. Г.

2 Слайд

Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

ЦЕЛЬ

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития

3 Слайд

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ:

1. Образовательные задачи

2. Развивающие задачи

3. Воспитательные задачи

4 Слайд

Образовательные задачи

• Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношение с другими объектами и средой обитания

• Совершенствовать способность ставить вопросы и получать на них ответы

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов

5 Слайд

Развивающие задачи

• Развивать поисково-познавательную деятельность как интеллектуально-личностное и творческое развитие

• Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь

6 Слайд

Воспитательные задачи

• Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту

• Поддерживать инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру

7 Слайд

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений. В ходе опытной деятельности воспитанник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития воспитанников и их полноценную готовность к обучению в школе.

8 Слайд

Формы работы

Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

• специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме

• совместная деятельность педагога с воспитанниками

• свободная самостоятельная деятельность воспитанников

9 Слайд

Структура детского экспериментирования

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

- выдвижение предположений (поиск возможных путей решения)

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)

- фиксация результата (подтвердилось - не подтвердилось)

- подведение итогов, формулирование выводов

10 Слайд

Оборудование уголка экспериментирования

• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты.

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).

• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.

• бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.

11 Слайд

• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.

• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др.

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

12 Слайд

Дополнительное оборудование

• Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов

• Таблицы-схемы

• Детский словарь

• Журнал исследований для фиксации результатов опытов

13 Слайд

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• доступность.

14 Слайд

«Кладовая гномика-самоцветика»

В разделе экспериментального уголка созданы все условия для проведения первых опытов и экспериментов. Воспитанники группы с удовольствием создают из камушков различные композиции, украшения, строят сказочные дворцы, изучая при этом свойства камней и их разнообразие.

15 Слайд

«Юный почвовед»

В разделе «Юный почвовед» воспитанники становятся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной.

16 Слайд

«Юный геолог»

В разделе «Юный геолог» большое внимание уделяется экспериментам с камнями. Здесь воспитанники превращаются в настоящих геологов. Они с большим интересом рассматривают коллекции камней и минералов, проводят эксперименты, изучают их свойства и значение в жизни человека.

17 Слайд

«Юный географ»

В разделе «Юный географ» воспитанники учатся ориентироваться по карте и измерять расстояние, изучать глобус, пользоваться компасом.

18 Слайд

«Капелька»

В разделе «Капелька» воспитанники с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.

19 Слайд

«Цветик-семицветик»

В разделе «Цветик-семицветик» воспитанники проводят эксперименты, связанные с растениями.

20 Слайд

В своей работе я использовала только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

– Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только воспитанникам.

– Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

– В-третьих, они практически безопасны.

– В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.

21 Слайд

Элементарные эксперименты могут быть самыми различными: это опыты с объектами живой и неживой природы. Воспитанник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

22 Слайд

Элементарные опыты, эксперименты помогают воспитаннику приобрести новые знания о том или ином предмете, в ходе которых он познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Практика показала, что воспитанники с удовольствием превращаются в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.

23 Слайд

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности воспитанника, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой приобретались знания.

24 Слайд

В процессе экспериментирования у воспитанников формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

25 Слайд

Усваивается все крепко и надолго, когда воспитанник слышит, видит и делает сам.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: "Развитие познавательного интереса у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности".

26 Слайд

Литература рекомендуемая для детского экспериментирования в ДОУ

1. Н. М. Зубкова «Воз и маленькая тележка чудес»

2. Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

3. М. Яковлева «Веселые научные опыты для детей и взрослых»

4. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»

5. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста»

6. Н. В. Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность»

27-33 Слайд

Фотогалерея

34 Слайд

Свое выступление я хочу закончить словами академика К. А. Тимирязева:

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

35 Слайд

Список использованной литературы:

1. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»

2. Г. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»

3. О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»

4. Н. Рыжова «Наш дом природа»

5. А. И. Иванова «Детское экспериментирование – как метод обучения»

6. В. А. Кайе «Занятия по конструированию и экспериментированию» с детьми 5-8 лет»

36 Слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность «Как мы сеяли горох!»Опытно-экспериментальная деятельность «Как мы сеяли горох!» "Как мы сеяли горох!" Опытно – экспериментальная деятельность (СРЕДНЯЯ ГРУППА) ВОСПИТАТЕЛЬ: СЕРГЕЕВА Т. В. Цели: Познакомить детей с овощной.

Опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство детей со свойствами магнита» для старших дошкольников Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста (опытно- экспериментальная деятельность). Тема «Знакомство.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать- и я пойму. Китайская народная пословица. Современные дети очень много времени.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников В нашей группе недавно появилась мини лаборатория «Почемучка» Цели: создание условий для проведения физического эксперимента, для развития.

Опытно-экспериментальная деятельность. Опыты с водой. Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развитие познавательно — исследовательской деятельности, знакомство детей со свойствами воды.

Опытно-экспериментальная деятельность «Почва и ее состав»Опытно-экспериментальная деятельность «Почва и ее состав» ОПЫТ №1. Состав почвы Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вода и ее свойства»Опытно-экспериментальная деятельность «Вода и ее свойства» Цели, задачи: выявление свойства воды; определить имеет ли вода форму, вкус, закрепить знания о текучести воды, показать значение воды в.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Из опыта работыОпытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Из опыта работы Дети по своей натуре- любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя этот мир. Очень важно поддержать и направить их интерес,.

Опытно-экспериментальная деятельность в нашей группеОпытно-экспериментальная деятельность в нашей группе Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группеОпытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Природа дарит чудеса» Цели деятельности педагога : продолжать знакомить с родным краем, его климатическими и природными условиями ; учить.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников
Опубликовано: 15 октября 2016 в 11:27
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по выставке «Город снеговиков»
У него морковный нос, И к метели он привык. Любит зиму и мороз. Это белый снеговик. ( Н. Сергиянская) Трудно представить детские площадки зимой без...
Новогоднее оформление группы «В гостях у Снегурочки»
Новый год – это всегда ожидание чуда! А детский сад именно то место, где дети больше всего ждут чудес, волшебства, сказки. И как важно при этом сделать все...
Мастер-класс «Открытка для Мамочки»! !! (2 младшая группа)
Сегодня Мы решили представить Вашему вниманию наш мастер-класс "Открытка для Мамочки" . ( Из цветной бумаги. Такую открытку мы делали для наших Мамочек в...
Фотоотчёт Прогулка: «Зима» группа раннего возраста
Подготовила : Артемова Т. И ]Цель :учить наблюдать, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор. Способствовать радостному настроению....
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста...
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по городу Светлоград» Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС №33...