Ольга Геннадьевна Зайчикова
Опытно-экспериментальная деятельность «Вода и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели, задачи: выявление свойства воды; определить имеет ли вода форму, вкус, закрепить знания о текучести воды, показать значение воды в жизни людей и живой природы, учить проводить исследования и обобщать результаты опытов, формировать умение делать выводы на основе опытного наблюдения и экспериментирования.
Содержание опытов
«Бежит ручей, течёт река»
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Вода и ее свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Согнуть лист бумаги в виде желоба, прикрепить скотчем один конец желоба к ёмкости (стакан) с водой, другой опустить под наклоном к столу и соединить с блюдцем. Наклоняя стакан с водой, наблюдать как вода спускается по бумажному желобу, подобному руслу реки. Затем, с помощью пластилина или двустороннего скотча закрепить на поверхности желоба по течению воды несколько мелких камешков, создавая преграду – получилась речка.
Вывод: вода имеет текучесть, скорость, способность преодолевать преграды на своём пути.
«Тонет - не тонет»
В ёмкость с водой погрузить поочерёдно предметы из разного материала: металлическую скрепку, деревянный кубик, резиновый мячик, пластмассовую игрушку, кусочек хлеба, виноградинку, кусочек пенопласта. Наблюдать за предметами: какие из них тонут, а какие держатся на поверхности воды. Почему они не тонут? (Потому, что они легче воды; а те предметы, которые утонули - тяжелее воды).
«Растворились или приземлились?»
Приготовить несколько стаканов с водой. Рассмотреть воду во всех стаканах, обратить внимание на её прозрачность. В каждый стакан добавить разные сыпучие материалы: соль, сахар, песок, чернозём, пшено, крахмал. Перемешать. Наблюдать, какое вещество растворилось в воде, а какое погрузилось на дно. Сделать выводы, как изменилась вода после добавления этих веществ (потеряла прозрачность, стала мутной, грязной, изменила цвет).
«Вода не имеет формы»
Поочередно переливая воду в разнообразные баночки, формочки, тарелки, следить за тем, как вода меняет форму в зависимости от формы емкости.
«Волшебный порошок, или Вода не имеет вкуса»
«Волшебник-повар» спрашивает у детей, какого вкуса вода. Даёт детям попробовать простую кипяченую воду, сделать вывод, что вода безвкусная. Затем волшебник «колдует», добавляя «волшебный порошок» (соль и сахар). В одном стакане вода становится соленой, в другом — сладкой. Детям нужно догадаться, что это за волшебные порошки, и сделать вывод: вода безвкусная, но может иметь вкус растворенного в ней вещества.
«Сделаем живую воду»
Очистить воду от разных примесей, пропуская её сквозь воронку с разнообразными фильтрами, используя в качестве их бумагу, марлю, вату, сетку, активированный уголь.
«Вода не имеет цвета»
В прозрачную чистую воду добавлять разного цвета краски, наблюдая, как окрашивается вода. Затем можно смешивать воду разной окраски, получая новые цвета и оттенки. Подвести детей к выводу о том, что окраска воды зависит от растворенных в ней веществ.
«Чем пахнет вода?»
Понюхать простую воду, затем соленую и сладкую. Сделать вывод: у воды нет запаха. Капнуть в воду немного духов, сока лимона, апельсина, ванилин. Дать понюхать, «подушиться» новыми «духами». Сделать вывод о том, что вода пахнет растворенными в ней веществами.
«Животворящая вода»
Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода». Подготовить веточку-молодой росток или побег, срезанный для пересадки. Вместе с детьми рассмотреть его, затем поставить в воду. Объяснить детям, что вода дает жизнь всему живому. Наблюдать, как растение пьёт воду и вода в ёмкости уменьшается. По мере постепенного появления почек, листьев, корешков от имени веточки рассказать о приятных ощущениях и благодарить воду.
«Невесомая вода»
На площадке: в жестяную баночку с дырочкой на дне налить воду и поднять ее. Понаблюдать, как понемногу вода вытекает: капельки притягивает к себе Земля. Выпустить банку из высоко поднятых рук. Обратить внимание, что во время падения банки вода не вытекает, становясь невесомой. Разлилась вода только после падения банки.
Налить воду в баночку с крышкой «Непроливайка», перевернуть баночку вверх дном. Обратить внимание, что вода не выливается, благодаря сопротивлению воздуха.