МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок

Лилия Терентьева
Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок

Мастер-класс «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников мастер-класса.

Задачи:

1. Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о безопасном поведении.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Осторожные сказки“, Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок» размещена в разделах

2. Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

Материал: ребусы, иллюстрации к сказкам, листы для бесед, карточки для рефлексии.

Предполагается, что в процессе обсуждения и выполнения заданий участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения с помощью сказок, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.

План проведения мастер класса.

I. Обоснование темы.

II. Вопросы к участникам, выполнение заданий.

III. Совместное моделирование.

IV. Рефлексия.

Организация мастер-класса

Первый этап. Обоснование темы.

Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги.

Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма небезопасной для него.

Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.

Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.

Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.

Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.

Второй этап. Вопросы к участникам, выполнение заданий.

Мастер: И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.

Упражнение «Мозговой штурм».

У каждого из вас есть картинки. Разделитесь, пожалуйста, на подгруппы по одинаковым картинкам (Пера-Богатырь, Зарни-Ань)

Задание подгруппам: вам нужно по представленным словам угадать название сказки. (Участники мастер-класса, по словам называют сказку.)

Слова 1 подгруппе.

1. Волк, три, кирпичи. («Три поросенка»);

Три брата, сестра, Экса. («Три брата и сестра»);

2. Заяц, лиса, мука. («Колобок»);

Мышь, сорока, лодка. («Мышь и сорока»);

3. Собака, лиса, коса. («Заюшкина избушка»);

Лиса, заяц, плот. («Лиса и заяц»);

Слова 2 подгруппе.

1. Маша, короб, пирожки. («Маша и медведь»);

Три сестры, чучело, сундук. («Медвежьи няньки»);

2. Огонь, кошка, ведро. («Кошкин дом»);

Фома, Ёма, лиса. («Фома»);

3. Мачеха, ведро, колодец. («Мороз Иванович»);

Клубок, Ёма, две сестры. («Ёма и две сестры»);

Мастер: Молодцы, вы все правильно назвали сказки.

Мастер: Перед вами, уважаемые коллеги, названия сказок.

- Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить эти сказки?

Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.

1. Опасные контакты с незнакомцами.

(«Колобок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка»)

2. Один дома.

(«Кот, петух и лиса»)

3. Пожарная безопасность.

(«Кошкин дом», «Фома»)

4. Безопасность на воде.

(«Пузырь соломинка и лапоть», «Мышь и сорока», «Мышь, лапоть и пузырь», «Лиса и заяц», «Ема и две сестры», «Мороз Иванович»)

5. Безопасность в лесу.

(«Три брата и сестра», «Маша и медведь», «Медвежьи няньки»)

Мастер: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ.

Вопросы к участникам.

Мастер: Скажите:

1. команда - Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?

Емеля. Буратино. Пьеро.

2. команда- Какой сказочный персонаж поджег соломенный сноп и ведьма сгорела?

Лиса, Марпида-царевна, Гундыр.

1. - От чего подешевела лисья шкура?

От линьки, от голода, от березовых прутьев.

2. - Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?

Гвоздем. Шилом. Веретеном.

1. - По какой причине произошел пожар в доме кошки?

Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.

2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершили три брата?

Напились из лужицы, залезли на березы, прыгали через костер.

1. - Какие сказочные герои пытались помочь сестрам убежать от медведей?

Баран, лошадь, кот, бычок.

2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?

Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки.

1. - Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?

Сообщила, что с козленочком что-то случилось.

Позвала ее ласковым голосом.

Предложила угощение.

2. - Какая птица перенесла Марпиду через море?

Голубь, орел, ворон.

Мастер: Из предложенных найдите те приметы, по которым в коми сказке «Медвежьи няньки» старшая сестра предчувствовала беду и просила сестер не ходить в лес? (совы радовались, кричали, волки выли, медведи ревели, т. к. Ема-баба беду людям готовит).

Из предложенных примет, найдите те, по которым в сказке «Царевна-лягушка» Иван-Царевич должен был догадаться, что это едет его жена? (ветер завыл, великий стук и гром, забушевало море)

Мастер: Дорогие воспитатели, продолжим работу по подгруппам. Вспомните, пожалуйста, сказку: 1 подгруппа «Колобок», 2 подгруппа «Красная шапочка», и напишите, в какие неприятные ситуации попали ее герои, и какие правила безопасности они нарушили. (Участники перечисляют правила безопасности, нарушенные героями сказок).

Мастер: Молодцы.

Каждой подгруппе даются названия сказок и их текст. («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).

Дети очень любят переделывать сказки на новый лад. Предлагаю и вам придумать такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной все опасные ситуации. Каждой подгруппе даются названия сказок («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).

Мастер: Молодцы. Безопасные сказки получились у вас. А сейчас предлагаю вам сказки, которые получились, рассказать с помощью бросового материала.

Четвертый этап. Рефлексия.

Мастер: Уважаемые, коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии и вложите её в конверт.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Публикации по теме:

Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Путешествие в мир волшебных сказок» Цель: - Формировать внутреннюю психическую активность, уметь мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия.

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Тема: Современные подходы к формированию навыков безопасного поведения у дошкольников. Цель: Совершенствование работы детского сада и семьи в формировании осознанного безопасного поведения дошкольников. Задачи: 1. Обеспечить.

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой Задачи: - обобщать.

Мастер класс для педагогов «Путешествие в мир волшебных сказок» Цель: - Формировать внутреннюю психическую активность, уметь мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов из бросового материала для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движенияМастер-класс по изготовлению атрибутов из бросового материала для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения Мы будем изготавливать нагрудные знаки, демонстрационные знаки, юбочки и шляпки. Для этого нам понадобятся: мелкие пластиковые одноразовые.

Мониторинг по теме «Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе»Мониторинг по теме «Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе» Мониторинг. Тема «Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе» Методика ознакомления старших дошкольников с правилами.

Конспект НОД по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения в быту. Подготовительная группа Тема: «Уроки осторожности» Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация, Здоровье, Безопасность, Музыка. Форма проведения:.

Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» 2014-2015 гг. Содержание проекта: 1. Анализ ситуации. 2. Проблема. 3. Планируемые результаты. 4. Этапы реализации проекта 5. Диагностический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок
Опубликовано: 10 августа 2015 в 10:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД