Семина Светлана
Мастер-класс для педагогов «Ознакомление с окружающим миром методом детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса :
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Ознакомление с окружающим миром методом детского экспериментирования“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Ход мастер-класса :
Здравствуйте, Уважаемые коллеги и жюри!
Тема моего мастер-класса : «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Ранний возраст это период активного познания окружающего мира и
экспериментирования ребёнка с предметами. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Передо мной встали вопросы:
- Как максимально использовать любознательность детей и подтолкнуть ребенка к познанию мира?
И я решила, что больше всего для этого подходит метод детского экспериментирования.
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
Экспериментирование - это эффективный способ познания предметов и явлений окружающей действительности, который дает возможность исследовать определенный объект в управляемых условиях, а также позволяющий активно взаимодействовать с объектом эксперимента.
На практике я убедилась в том, что экспериментальная деятельность, как и игровая, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Я работаю воспитателем на 2-ой младшей группе, в занятиях с детьми основное внимание уделяю развитию восприятия у детей. Стоит вначале экспериментирования показать новый инструмент и сообщить что он предназначен для сегодняшнего опыта- детям моментально захочется испытать его возможности.
В своей работе я использую пособие Елены Панцофиевны Горошиловой «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников».
Основой тематического планирования по детскому игровому экспериментированию в раннем возрасте является принцип от простого и знакомого к сложному и малознакомому; от близкого к далёкому. Ещё одна принципиальная позиция – это наличие литературной канвы, т. е это основа на которой строится сюжет. Это может быть сказка или небольшой рассказ.
Цель литературной канвы: мотивировать детей на осмысленную исследовательскую деятельность посредством эмоционально окрашенного понятного по содержанию сюжета, предоставление детям речевых образцов и стимулирование речевой активности детей. Вместе с тем, литературная основа занятия помогает естественным образом вставить в ход занятия проблемную ситуацию, которую ребёнку надо решить, чтобы двигаться вместе с героем по сюжету дальше.
Основные принципы, на которых строю каждое занятие по детскому игровому экспериментированию :
• литературная основа построения занятия;
• доступность содержания литературного текста и объектов исследования;
• чёткое определение личностного смысла для ребёнка в исследовательской работе с предложенным материалом;
• вариативность методов действия со знакомыми предметами, материалами и веществами;
• возможность исследовательских действий с предложенным материалом для каждого ребёнка (на каждого из присутствующих детей готовится собственный набор оборудования и материалов);
• поддержка положительных эмоциональных переживаний ребёнка в ходе экспериментирования (исследовательский опыт ребёнка должно иметь позитивно завершённый продукт, которого ребёнок достигнет самостоятельно, либо с помощью взрослых);
• ведущая роль взрослого как носителя образцов действия с предметами и материалами и носителя речевых образцов также обязательна;
• содержание каждого занятия (по возможности) должно быть связано с жизнью детей в группе и с игровой деятельностью детей и плавно в неё перетекать.
И сегодня я хочу провести с вами фрагмент занятия по детскому игровому экспериментированию.
«Удивительная бумага»
Программные задачи:
1. Расширять представления детей о свойствах предметов окружающего мира. Способствовать реализации потребностей ребенка в овладении действий с предметами.
2. Стимулировать использование в активной речи глаголов: рвать, мять, рисовать, шуршать, трещать; прилагательных: гладкий, колючий, мятый, белый, большой, маленький.
3. Укреплять мышцы кистей рук, формировать ручную ловкость.
4. Воспитывать интерес к совместным занятиям.
Материалы и оборудование: листы бумаги и салфетки на каждого ребенка, карандаши на каждого ребенка, коробка для обрывков бумаги, мусорное ведро.
Ход занятия:
- «Однажды маленький мышонок выглянул из своей норки и увидел, что вокруг пусто – нет никого. «Это хорошо, что никого здесь нет» - обрадовался мышонок. – «Значит, я смогу отправиться в путешествие!» И мышонок побежал осматривать дом, в котором находилась его норка. Он нашел много интересного: хлебную крошку (в ходе рассказывания педагог обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, что мышонок с нею сделал?», выслушивает ответы участников и продолжает свой рассказ, ниточку, карандаш… А потом, мышонок залез на большой письменный стол. И тут он увидел настоящее чудо: большой, белый лист бумаги».
- Посмотрите, что у меня в руках? (бумага).
- Какого она цвета?
- Погладьте пальчиками листок: бумага гладкая.
- Какая бумага на ощупь?
- Что можно делать с такой бумагой? – (Рисовать).
- Да, на ней можно рисовать.
- Попробуйте нарисовать что-нибудь.
- Хорошо рисовать на белой бумаге? – (Ответы).
- А теперь, положите карандаши спать на стол и накройте их своим листом бумаги. Видно карандаш? Нет, конечно. Бумага плотная, непрозрачная и под ней ничего не видно. Какая бумага?
- Где карандаш, покажите. Вот он! Спрячьте снова. Нет, не видно под плотной бумагой.
- А что ещё мышонку можно сделать с бумагой? Ведущий выслушивает ответы и продолжает:
- Её можно помять. Посмотрите, как я сомну бумагу. Послушайте, как она шуршит. А теперь вы сомните свои листочки и послушайте, как они шуршат: громко, жестко. Участники мнут бумагу, прислушиваются к шуршанию бумаги, ведущий стимулирует участников на повторение слов и словосочетаний: я мну бумагу, бумага шуршит, я смял бумагу.
- Что мы сделали с бумагой? – (Предполагаемые ответы). Мы смяли бумагу. Как шуршит бумага? Покажите, что у вас получилось?» – Участники показывают комок бумаги. «Большой комок бумаги. Прижмите комок к щеке, какой он? – Колючий. В ладошку не спрячешь – он слишком большой».
Затем ведущий предлагает:
- А теперь аккуратно выпрямим наши листочки, разгладим их ладошками. Какая получилась бумага?- (Ответы). Бумага стала мятая. Мы её смяли, и получилась мятая бумага».
- Что ещё можно с бумагой сделать? - (Порвать). Давайте порвем её и послушаем, как она трещит. – (Громко). Трудно рвать бумагу? Что получилось? – (Много, много маленьких кусочков). Получилось много обрывков бумаги». После того как участники порвали бумагу, педагог предлагает детям сложить все обрывки бумаги в коробку.
- Далее аналогичный опыт проводится с салфеткой. Можно сравнить результаты, полученные после опыта с бумагой.
- Мышонку очень нравилось играть с листочками бумаги, но тут он услышал, как кто-то открывает дверь, и быстренько побежал в свою норку.
- Вопросы для рефлексии:
Как вы чувствовали себя в позиции детей?
Возник ли у вас интерес к использованию на практике детского игрового экспериментирования?
В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития:
- У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться
навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
- Ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов.
- При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.
- Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
- Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
- Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.
Во всех ситуациях дети становятся участниками увлекательной игры, где всё можно пощупать, потрогать, приобщаются к художественному повествованию.
Возможности детей в познании больше, чем у взрослых и это обязательно
нужно использовать. Развивайте интерес к науке с детства!
Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.