Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление с окружающим миром методом детского экспериментирования»

Семина Светлана
Мастер-класс для педагогов «Ознакомление с окружающим миром методом детского экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса :

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

- распространение педагогического опыта.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Ознакомление с окружающим миром методом детского экспериментирования“» размещена в разделах

Практическая значимость: данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ход мастер-класса :

Здравствуйте, Уважаемые коллеги и жюри!

Тема моего мастер-класса : «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Ранний возраст это период активного познания окружающего мира и

экспериментирования ребёнка с предметами. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Передо мной встали вопросы:

- Как максимально использовать любознательность детей и подтолкнуть ребенка к познанию мира?

И я решила, что больше всего для этого подходит метод детского экспериментирования.

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Экспериментирование - это эффективный способ познания предметов и явлений окружающей действительности, который дает возможность исследовать определенный объект в управляемых условиях, а также позволяющий активно взаимодействовать с объектом эксперимента.

На практике я убедилась в том, что экспериментальная деятельность, как и игровая, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Я работаю воспитателем на 2-ой младшей группе, в занятиях с детьми основное внимание уделяю развитию восприятия у детей. Стоит вначале экспериментирования показать новый инструмент и сообщить что он предназначен для сегодняшнего опыта- детям моментально захочется испытать его возможности.

В своей работе я использую пособие Елены Панцофиевны Горошиловой «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников».

Основой тематического планирования по детскому игровому экспериментированию в раннем возрасте является принцип от простого и знакомого к сложному и малознакомому; от близкого к далёкому. Ещё одна принципиальная позиция – это наличие литературной канвы, т. е это основа на которой строится сюжет. Это может быть сказка или небольшой рассказ.

Цель литературной канвы: мотивировать детей на осмысленную исследовательскую деятельность посредством эмоционально окрашенного понятного по содержанию сюжета, предоставление детям речевых образцов и стимулирование речевой активности детей. Вместе с тем, литературная основа занятия помогает естественным образом вставить в ход занятия проблемную ситуацию, которую ребёнку надо решить, чтобы двигаться вместе с героем по сюжету дальше.

Основные принципы, на которых строю каждое занятие по детскому игровому экспериментированию :

• литературная основа построения занятия;

• доступность содержания литературного текста и объектов исследования;

• чёткое определение личностного смысла для ребёнка в исследовательской работе с предложенным материалом;

• вариативность методов действия со знакомыми предметами, материалами и веществами;

• возможность исследовательских действий с предложенным материалом для каждого ребёнка (на каждого из присутствующих детей готовится собственный набор оборудования и материалов);

• поддержка положительных эмоциональных переживаний ребёнка в ходе экспериментирования (исследовательский опыт ребёнка должно иметь позитивно завершённый продукт, которого ребёнок достигнет самостоятельно, либо с помощью взрослых);

• ведущая роль взрослого как носителя образцов действия с предметами и материалами и носителя речевых образцов также обязательна;

• содержание каждого занятия (по возможности) должно быть связано с жизнью детей в группе и с игровой деятельностью детей и плавно в неё перетекать.

И сегодня я хочу провести с вами фрагмент занятия по детскому игровому экспериментированию.

«Удивительная бумага»

Программные задачи:

1. Расширять представления детей о свойствах предметов окружающего мира. Способствовать реализации потребностей ребенка в овладении действий с предметами.

2. Стимулировать использование в активной речи глаголов: рвать, мять, рисовать, шуршать, трещать; прилагательных: гладкий, колючий, мятый, белый, большой, маленький.

3. Укреплять мышцы кистей рук, формировать ручную ловкость.

4. Воспитывать интерес к совместным занятиям.

Материалы и оборудование: листы бумаги и салфетки на каждого ребенка, карандаши на каждого ребенка, коробка для обрывков бумаги, мусорное ведро.

Ход занятия:

- «Однажды маленький мышонок выглянул из своей норки и увидел, что вокруг пусто – нет никого. «Это хорошо, что никого здесь нет» - обрадовался мышонок. – «Значит, я смогу отправиться в путешествие!» И мышонок побежал осматривать дом, в котором находилась его норка. Он нашел много интересного: хлебную крошку (в ходе рассказывания педагог обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, что мышонок с нею сделал?», выслушивает ответы участников и продолжает свой рассказ, ниточку, карандаш… А потом, мышонок залез на большой письменный стол. И тут он увидел настоящее чудо: большой, белый лист бумаги».

- Посмотрите, что у меня в руках? (бумага).

- Какого она цвета?

- Погладьте пальчиками листок: бумага гладкая.

- Какая бумага на ощупь?

- Что можно делать с такой бумагой? – (Рисовать).

- Да, на ней можно рисовать.

- Попробуйте нарисовать что-нибудь.

- Хорошо рисовать на белой бумаге? – (Ответы).

- А теперь, положите карандаши спать на стол и накройте их своим листом бумаги. Видно карандаш? Нет, конечно. Бумага плотная, непрозрачная и под ней ничего не видно. Какая бумага?

- Где карандаш, покажите. Вот он! Спрячьте снова. Нет, не видно под плотной бумагой.

- А что ещё мышонку можно сделать с бумагой? Ведущий выслушивает ответы и продолжает:

- Её можно помять. Посмотрите, как я сомну бумагу. Послушайте, как она шуршит. А теперь вы сомните свои листочки и послушайте, как они шуршат: громко, жестко. Участники мнут бумагу, прислушиваются к шуршанию бумаги, ведущий стимулирует участников на повторение слов и словосочетаний: я мну бумагу, бумага шуршит, я смял бумагу.

- Что мы сделали с бумагой? – (Предполагаемые ответы). Мы смяли бумагу. Как шуршит бумага? Покажите, что у вас получилось?» – Участники показывают комок бумаги. «Большой комок бумаги. Прижмите комок к щеке, какой он? – Колючий. В ладошку не спрячешь – он слишком большой».

Затем ведущий предлагает:

- А теперь аккуратно выпрямим наши листочки, разгладим их ладошками. Какая получилась бумага?- (Ответы). Бумага стала мятая. Мы её смяли, и получилась мятая бумага».

- Что ещё можно с бумагой сделать? - (Порвать). Давайте порвем её и послушаем, как она трещит. – (Громко). Трудно рвать бумагу? Что получилось? – (Много, много маленьких кусочков). Получилось много обрывков бумаги». После того как участники порвали бумагу, педагог предлагает детям сложить все обрывки бумаги в коробку.

- Далее аналогичный опыт проводится с салфеткой. Можно сравнить результаты, полученные после опыта с бумагой.

- Мышонку очень нравилось играть с листочками бумаги, но тут он услышал, как кто-то открывает дверь, и быстренько побежал в свою норку.

- Вопросы для рефлексии:

Как вы чувствовали себя в позиции детей?

Возник ли у вас интерес к использованию на практике детского игрового экспериментирования?

В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития:

- У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться

навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.

- Ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов.

- При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.

- Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.

- Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.

- Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.

Во всех ситуациях дети становятся участниками увлекательной игры, где всё можно пощупать, потрогать, приобщаются к художественному повествованию.

Возможности детей в познании больше, чем у взрослых и это обязательно

нужно использовать. Развивайте интерес к науке с детства!

Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные»Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром «Дикие животные» Конспект интегрированного занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром, художественной литературе в разновозрастной группе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Конспект НОД учителя-дефектолога по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Зимние игры и забавы»Конспект НОД учителя-дефектолога по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Зимние игры и забавы» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования "Зимние игры и забавы" Цель: уточнение представлений.

Конспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группыКонспект НОД в ОО «Познание. Ознакомление с окружающим миром» на тему «Живое — неживое» для второй младшей группы НОД «Познание: ознакомление с окружающим миром» во 2 мл группе. Подготовил: Глазкова О. А. Тема: «Живое - неживое». Цель: Сформировать.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности. ФотоотчетОзнакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности. Фотоотчет Тема самообразования ««Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в опытно-экспериментальной деятельности» Темой моего.

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Особенности организации детского экспериментирования»Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Особенности организации детского экспериментирования» Мастер – класс для педагогов МДОУ. Тема: "Особенности организации детского экспериментирования" Автор: Цель: Распространение опыта по организации.

Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группыОзнакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группы Ознакомление с окружающим миром для младшей группы "Знакомство с осенью" Задачи 1. Знакомить детей с понятиями о зимовке животных. 2. Закреплять.

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши»Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе «Домашние животные и домашние птицы. Их детеныши» Занятие "Домашние животные, домашние птицы. Их детеныши". Задачи: Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать реалистические.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Ознакомление с окружающим миром методом детского экспериментирования»
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 16:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Ознакомление с окружающим миром методом детского экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем Семина Светлана (УИ 1427426) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД