МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов по работе с гиперактивными детьми

Ольга Бакирова
Мастер-класс для педагогов по работе с гиперактивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов по работе с гиперактивными дет

ьми[/b]

Цель:

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по проблеме профилактики трудностей в поведении детей с СДВГ.

Задачи:

-расширить знания воспитателей по теме мастер-класса

Публикация «Мастер-класс для педагогов по работе с гиперактивными детьми» размещена в разделах

- способствовать обучению педагогов практическому использованию психолого-педагогических методов и приемов взаимодействия с гиперактивными детьми;

- создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.

Ход мастер-класса

1. Приветствие:

Добрый день уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер-классе.

Предлагаю начать работу с ритмичной кричалки. Я задаю вам вопросы, а вы отвечаете либо да-да-да; либо нет-нет-нет. Все готовы?

Вы на мастер-класс все пришли?

Да-да-да!

А хорошее настроение с собой принесли?

Да-да-да!

Кто-то пришел за долгой теорией?

Нет-нет-нет!

Кто-то пришел за практической пробой?

Да-да-да!

Кто-то попал сюда просто так?

Нет-нет-нет!

Вы наверное устали уже отвечать?

Нет-нет-нет!

Пора бы мастер-класс нам начать?

Да-да-да!

2. Введение в тему.

Прослушайте стихотворение и скажите, о каких детях идет речь?

Приятное дело – озорничать!

Не остановишься – стоит начать!

Да, больше всего я люблю баловство,

А слушаться я не люблю никого!

Нет, никому не справиться с нами –

С такими быстрыми озорниками!

Вы наверное, догадались, о каких детях мы сегодня будем с вами говорить?

Да, о гиперактивных детях.

3. Портрет гиперактивного ребенка.

Каждый педагог встречал в своей практике детей, которые, вечно бегут куда то, бесцельно производят какие-то движения, роняют вещи, все ответы выкрикиваются с места, перебивают, не дослушав вопроса до конца, успевают болтать со всеми рядом сидящими детьми одновременно, смешат, кривляются, отвлекают детей. Когда педагог делает замечание, такой ребёнок, либо не обращает внимания на педагога, либо очень бурно реагирует: обижается, хамит. Обычные воспитательные воздействия, не имеют результатов.

«Гиперактивность», дословный перевод - «много активности». Это состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. Гиперактивность связана с возбуждением нервной системы. И ребенок не в состоянии контролировать процессы возбуждения и торможения.

4. Причины гиперактивности могут быть разные :

1) Генетические –наследственная предрасположенность

2) Биологические – родовые травмы, стремительные роды, заболевания матери во время беременности, применение лекарств во время беременности

3) Социально-психологические причины. Микроклимат в семье, неправильная линия воспитания.

Выделяют три основных симптома проявления гиперактивности :

- дефицит внимания,

- импульсивность,

- повышенная двигательная активность.

5. Взаимодействие с гиперактивными детьми

Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного органического поражения мозга. Диагноз может поставить только врач.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка “отрицательных” черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Вспомните ситуацию из вашей практики по работе с детьми, которые создают вам определенные трудности и скажите:

- Что вы испытывали при этом? Что при этом с вами происходило?

- А почему, вы испытывали эти чувства?

А теперь, назовите методы и приемы, которые вы использовали при работе с такими детьми?

Помогли вам эти методы?

Как начинает вести себя ребенок?

Что вы делали для того, чтобы помочь ребенку?

Все ли плохо в этом ребенке? Какие положительные качества мы можем найти?

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача. Для воспитателя общение с гиперактивным ребенком - это своего рода

экзамен на его профессионализм.

Со своей стороны, как педагоги мы должны организовать коррекционную работу с таким ребенком.

Цель коррекции является оказание помощи такому ребенку, создание той психологической атмосферы в которой ребенок будет успешно реализовывать свой потенциал и сможет в дальнейшем самостоятельно, ответственно решать жизненные задачи.

Сегодня мы вместе попробуем найти методы работы с такими детьми.

6. Практическая часть.

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка имеет целый ряд приемов, но так как ведущий вид деятельности у дошкольника это игра, поэтому предлагаю игры.

Игры на развитие внимания и контроля двигательной активности.

Игра «Подвигай телом».

Цель: создать положительный настрой на занятие, снять напряжение и усталость, развитие координации движений и контроля двигательной активности, внимания.

Инструкция. Сейчас мы с вами разомнемся. Это разминка называется «Подвигай телом». Мы будем танцевать разными частями тела. Какими – я буду называть по ходу нашей разминки. Ваша задача – максимально использовать в танце названную часть тела.

Команды:

танцуем правой рукой;

танцуем левой рукой;

танцуем обеими руками;

танцуем отдельно головой;

танцуем левой ногой;

танцуем правой ногой;

танцуем обеими ногами;

танцуем туловищем;

танцуем правым плечом;

танцуем левым плечом;

танцуем обеими плечами;

танцуем бровями;

танцуем носом;

танцуем губами;

танцуем лицом;

добавляем к танцу голову и шею;

добавляем плечи;

добавляем к танцу руки;

добавляем правую ногу;

добавляем левую ногу;

танцуем всем телом;

исключаем из танца правую ногу;

исключаем из танца ноги;

исключаем из танца туловище;

исключаем из танца руки;

исключаем из танца плечи;

исключаем из танца голову;

исключаем и лицо;

танцуем губами;

остановились;

повернулись;

улыбнулись!

Количество движений может быть любым, в зависимости от особенностей ребенка. Но главное обращать внимание на то, чтобы ребенок мог контролировать свои движения

Игры и игровые упражнения направленные на контроль импульсивности с использованием сдерживающих моментов.

Упражнение «Интервью».

Цель: контроль импульсивности с использованием сдерживающих моментов.

Инструкция: представим, что вы космонавты, оказавшиеся на другой планете и с вами на связь вышла земля.

Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «Раз, два, три».

Все готовы? Начали! Космонавты здоровы? Раз, два, три! Люди на планете есть? Раз, два, три! Небо, какого цвета? Раз, два, три! Вода есть? Раз, два, три! Животные есть? Раз, два, три! Домой хотите? Раз, два, три!

Обучение самомассажу и развитие тактильного взаимодействия.

Игра «Зоопарк».

Цель: обучение самомассажу и развитие тактильного взаимодействия.

Инструкция: встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Я буду рассказывать о зоопарке, и показывать движения на спине, вы по кругу передаете движения и делаете массаж друг другу.

В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводит направо и налево)

Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине)

Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест)

Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки)

Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику)

Слышатся сильные прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине)

Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину)

А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные)

Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги)

А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их)

Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера)

Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

Релаксационное упражнение «Полёт к звезде».

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…

«Вы чувствуете, как ваши ноги постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким… и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Посмотрите вниз: всё, что раньше вас окружало (дома, улицы, деревья, парки, машины) всё становится маленьким, едва заметным.

А если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось недосягаемым, далёким. Вот - приближающееся небо. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо солнца. Почувствуйте его приятное тепло, пусть оно согреет вас. Вы путешествуете по огромному небесному миру, встречаете различные звёзды… А где же Ваша звезда?. Вот…она… Посмотрите, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Какого она цвета? Может быть голубая, жёлтая, красная?. Кокой она формы? Круглая или остроконечная?

Дотроньтесь до своей звезды и попросите у неё всё то, в чём вы нуждаетесь, что вам так необходимо: попросите добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения… А теперь обязательно улыбнитесь ей и поблагодарите свою звезду за всё : за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию…

А теперь нам необходимо возвращаться домой. Попрощайтесь со своей звездой и пообещайте, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги вы будете помнить, что у вас есть ОНА, вы будете помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра…

Почувствуйте, как постепенно тяжелеют ваши ноги, а тело становится грузным… вы начинаете свой путь обратно, домой. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо Солнца.

Если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось огромным, могущественным (звёзды, кометы, планеты, облака, постепенно становится всё меньше и меньше… Вот – приближающаяся Земля. Реки, озёра, луга, парки, дома, люди… всё - становится более крупным, более заметным…

Сохраните в памяти эти чувства, которые вы испытали сегодня…

И пусть ваша звезда далеко, но каждый раз, как только вы устали, или у вас грустное настроение, или вам просто нужны свежие силы…просто навестите ее, совершите это необычное путешествие…

7. Советы педагогам, как вести себя с гиперактивным ребёнком :

- Известно, что гиперактивный ребенок физически не в состоянии долгое время слушать преподавателя, ему довольно сложно сдерживать свои импульсы и порывы. Так, для того, чтобы добиться внимания от ребенка, нужно постараться не обращать внимания на его ерзание и на вскакивания со своего места. После того, как ребенок получает замечание, он какое-то время ведет себя хорошо, но при этом он уже не может в полной мере сосредоточиться на задании. Помогите ребенку

найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.

-Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые. Когда воспитатель дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения. Рассказать сверстникам, как и что надо сделать.

- Для гиперактивного ребенка система поощрений и наказаний должна быть гибкой. Важно помнить, что гиперактивному ребенку сложно ждать, когда его за что то похвалят, поэтому поощрять нужно сразу же. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале. Создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны. Направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: подготовиться к занятию, раздать тетради, полить цветы и т. д., пусть больше такой ребенок будет чем - то помогать вам. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Не сравнивайте такого ребенка с другими детьми, а только с самим собой.

- При общении с таким ребёнком корректно формулируйте запреты, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет». Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните, в чем причина этого, и предложите альтернативы. Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие.

- Необходимо избегать длинных формулировок. Инструкции для ребенка с СДВГ должны быть доступными, понятными и короткими, что бы он мог удержать их в памяти и внимании, только одно-два действия;

- Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан такой ребёнок.

- Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания.

-Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно

повторите задание.

-Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола.

-Посадите такого ребенка ближе к себе, старайтесь держать его всегда «в поле зрения»;

-В течение дня как можно чаще используйте физкультминутки, каждые 10-15 минут во время занятия;

- Тактильный контакт в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, мешать другим детям, поможет включить внимание на задание. Когда ребенок отвлекся необходимо подойти к нему и, говоря задание, легко

коснуться его плеча или руки, погладьте его, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.

-Если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите задание.

Всю свою работу с гиперактивным ребёнком мы строим, опираясь на два «не».

Нельзя «идти на поводу», допуская вседозволённость – это приводит только к усилению хаоса. В то же время от него нельзя требовать, что ему не под силу, это вызывает непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как плохому, непослушному.

Работать с гиперактивным ребёнком непросто. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. (К сожалению, это получается не всегда). Слова запрета, нотаций, окрики для таких детей пустой звук.

Окружающие, родители, дети в саду видят в таком ребенке несносного шалуна. Вы должны видеть - личность.

Работа с ними сложна, кропотлива, требует много физических и душевных сил, чёткой организации.

Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

А сейчас я хотела - бы зачитать вам письмо.

«Уважаемые взрослые! Чтобы Вам было легче с нами жить, а мы Вас любили, помните:

1. Инструкции мы можем понять только короткие, четкие и конкретные.

2. Нам сложно быть одновременно внимательными, аккуратными, усидчивыми.

3. Постарайтесь подобрать задание, с которым нам можно справиться, не требуйте невозможного.

4. Помогите нам, повторяйте самое главное несколько раз, т. к. у нашего мозга: 5мин-работа, 5мин-отдых.

5. Пожалуйста, помогайте нам организовывать поведение и выполнение заданий.

6. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с нашими возможностями.

7. Похвала действует на нас сильнее, чем на других

Ваши любимые гиперактивные дети

Свой мастер-класс я хотела бы закончить народной мудростью:

Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми.

Спасибо всем за работу!

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Как играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗКак играть с гиперактивными детьми в средней группе с ОВЗ Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность,.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Мастер-класс по работе с фоамираном для педагогов ДОУ «Чудо-светофор»Мастер-класс по работе с фоамираном для педагогов ДОУ «Чудо-светофор» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области «ЧУДО.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс для педагогов «Камни марблс в работе с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов «Камни марблс в работе с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство – это период, когда у детей закладывается фундамент познавательной и личностной сфер, когда каждый ребенок, словно маленький.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

План работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьмиПлан работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьми Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.

Консультация для педагогов музыки «Концерт — как годовая отчётность учителя по работе с детьми» Для педагогов музыки давно стало «доброй традицией» показывать в конце года родителям отчётный концерт детей. Эти дети показывают на концерте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов по работе с гиперактивными детьми
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 19:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов по работе с гиперактивными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бакирова (УИ 244210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД