Нецветаева Наталия
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Применение технологии ТРИЗ в разных областях образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов путем знакомства с ТРИЗ технологией и применение ее в различных областях ТРИЗ.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с эффективными методами использования ТРИЗ.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, познакомить с практическим применением приемов ТРИЗ.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ „Применение технологии ТРИЗ в разных областях образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению ТРИЗ-упражнений в разных областях образовательной деятельности.
4. Мотивировать педагогов на использование ТРИЗ-технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Введение:
«Важнейшая задача цивилизации-научить человека мыслить»
Томас Эдисон
ТРИЗ –теория решения изобретательских задач. В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы решения задач, чаще всего используемые изобретателями. Всего он выделил 40 приёмов, которые назвал теорией решения изобретательских задач.
Он пришёл к выводу, что решение технической задачи приводит к моменту, когда ответа на вопрос ещё нет, а вариантов много. В такой ситуации оказывается каждый изобретатель. Также Альтшуллер заключил, что самое эффективное решение задачи достигается при помощи ресурсов (материальных, временных, пространственных, человеческих и так далее, которые у вас уже есть. Тогда ответ станет очевидным.
В 80-х годах эту теорию брали за основу методики преподавания в советских школах и использовали на заводах. Но позже эта практика забылась.
В современном мире ТРИЗ-технологии снова актуальны. И используются для работы с детьми всех возрастов, а также со взрослыми.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.
Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.
Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.
Адаптированная к дошкольному творчеству ТРИЗ- технология позволяет воспитывать и обучать детей под девизом: «Творчество во всем».
Самая главная цель, которую ставит перед собой ТРИЗ-педагог, - формирование у детей творческого мышления, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ не требует определенной подготовки воспитателя, только его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в обыденном.
Педагогическое кредо «тризовцев» - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо ориентировать в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее решения. Чем я и занимаюсь на занятиях со своими воспитанниками. Стоит отметить, что ТРИЗ-технологию можно применить в любой образовательной области. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных текстов, экспериментов, опытов итд.
XXI век- век стремительных перемен и кардинальных преобразований. Нашим воспитанникам предстоит жить и трудиться в этом новом мире. И насколько успешным он будет во взрослой жизни, во многом зависит от того, кто будет идти с ним рядом в детские и юношеские годы. А это родители, учителя и конечно же, мы, воспитатели.
Мне бы хотелось на сегодняшнем мастер-классе наглядно показать,как можно использова ТРИЗ-технологии в разных областях педагогической деятельности.
1. Художественно-эстетичское творчество. Рисование.
Упражнения
«Друдлы»
Воспитателям предлагаются карточки с различными абстрактными изображениями. Задача каждого участника превратить абстрактное изображение в реальный рисунок.
Цель: развитие творческого нестандартного мышления, логики, воображения,
«Волшебные картинки»
Предлагается на листе бумаги нарисовать различные линии, геометрические фигуры с закрытыми глазами. После рассмотреть нарисованное, подумать на что похоже изображение и предложить дорисовать картинку.
Цель: развитие воображения, фантазии, логики, креативного мышления.
2. Развитие речи
Упражения
«Придумай тексту окончание» (использование метода «вера в чудо»)
Воспитателям читается необычной текст, например, про какое-то чудо природы или необычное природное явление, но текст без окончания. Далее просится придумать окончание текста. На данном мастер-классе предлагается вниманию воспитателей текст «Путешествие Джеймса Бартли:»
А знаете ли вы, что кашалот – один из самых крупных хищников на нашей планете?
Могучий кит не раз переворачивал утлые судёнышки с находящимися в них людьми. Он также заглатывал рыбаков. Причём с учётом анатомических особенностей кита – человек попадал в его желудок абсолютно целёхоньким!
Одна удивительная история произошла в феврале 1891 года. Судно под красивым названием «Звезда Востока», охотящееся за китами, плавало в Атлантическом океане возле Фолкендских островов (600 км от Аргентины). Китобои долго и безуспешно искали добычу, пока вдали не показался кашалот.
Вот это удача! Гарпунеры тут же спустили на воду две быстроходные шлюпки и отправились к киту. Один из охотников, улучив момент, воткнул свое оружие в бок животного! Кашалот, получив рану, взбесился. Он метался, создавая огромные волны, выпрыгивал верх и вновь падал в море. Взбешённый, сильным ударом хвоста, он разнес одну из шлюпок вдребезги! После этого кит скрылся, и судно китобоев подплыло к месту действий. Матросы начали поиск своих товарищей. Из восьми пострадавших удалось вытащить только шестерых, двоих посчитали погибшими.
К вечеру того же дня вновь был замечен тот самый кашалот, и вскоре его удалось добить! Тушу на палубе корабля разделывали до самого утра. Заканчивая вырезать жировые отложения, матросы увидели, что желудок животного дергается в конвульсиях. Большим ножом была вырезана дыра, которая позволила заглянуть внутрь. Все были изумлены – там неподвижно лежал один из китобоев - Джеймс Бартли, пропавший накануне во время охоты. Его аккуратно извлекли из желудка и направили в лазарет. Только спустя месяц пострадавший смог поведать о том, что он пережил. Рассказ его дословно был записан капитаном корабля.
Когда «Звезда Востока», завершив плавание, вернулась в Англию, Бартли пришлось еще раз повторить свой рассказ репортерам.
Цель: развитие творческого мышления, воображения, грамматического строя речи, словарного запаса.
«Данетка»
Загадать воспитателям загадку. И попросить их задавать вопросы. ответами ведущего может быть только «да» или «нет». Загадки могут быть ситуационными, предметными, сказочными итд
1)Блюдо, которое в духовку не ставится, на сковородке не жарится, в кастрюле не варится.
Что это? (мороженое)
2)Растет в траве, но не клубника, висит гроздьями, но не виноград. Что это? (ежевика)
3)Карина проснулась ночью от грохота за стеной, испугалась и вызвала полицию. Полицейские прибыли в квартиру соседа. Там всё было перевернуто вверх дном, но сам сосед мирно спал, а больше в квартире никого не было. Что случилось? (сосед был лунатиком)
Цель: развитие творческого мышления, логики, воображения, грамматического строя речи, словарного запаса.
«Антилогическое лото»
Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (например, «шубка») : «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т. д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.
Цель: развивать фантазию, логику, творческое мышление, увеличивать словарный запас, формировать грамматический строй речи.
«Я еду в деревню»
На столе набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребенок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море и т. д.
Цель: Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
«Теремок»
Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
3. Ознакомление с окружающим миром
Упражнение
«Узнай фрукт/овощ по запаху» (можно применять с детьми младшего дошкольного возраста)
Предлагается несколько фруктов и овощей узнать по запаху с закрытыми глазами.
Цель: развитие творческого мышления, воображения, логики, знакомить детей с окружающим миром.
«Неправильное фантастическое животное»
Предлагается придумать «неправильное фантастическое животное».
Это как? Это так, чтобы функционировали его «детальки» «не правильно».
Например, голова огромная, а тело и лапки маленькие. Почему это «не правильно» (не функционально? Объясни! Чем голова такая не удобна? Какую свою цель, работу, она тогда не выполняет?
Но это еще не все. Второй шаг упражнения мы придумывали Как такому животному выжить? В чем польза такой «неправильности»? Может, в каких-то условиях это даже выгодно? И как, вообще животное будет передвигаться, питаться, в какой среде ему такому удобно жить?
Цель: развитие творческого мышления, фантазии, воображения, умения мыслить нестандартно, развитие причинно-следственных связей.
4. ФЭМП
Упражнения
«Головоломки со спичками»
Задание №1
Переложите одну спичку таким образом, чтобы домик был повернут в другую сторону.
Ответ:
Задание №2
В данной фигуре 6 квадратов. Уберите 3 спички, у вас должно получиться 4 квадрата.
Ответ:
«Ленты Мебиуса»
Цель: тренировать аналитическое мышление, развивать воображение, учить ориентироваться в пространстве, формировать знания об обьемных и плоских геометрических фигурах.
5. Опытно-экпериментальная деятельность.
Упражнения:
«Лава»
Воспитатель задает вопрос «Что будет, если налить масло в сок?»
Воспитатель предлагает провести эксперимент и узнать, что же произойдет если вылить сок в высокий стакан и добавить немного масла. Переходим непосредственно к эксперименту.
Воспитатель просит помочь разлить в стаканы сок и масло. После воспитатель предлагает понаблюдать, что же произошло. Мы видим что сок опустился на низ стакана и с маслом не смешивается.
Обьяснение опыта: масло легче сока – поэтому оно не тонет и остается на поверхности. Те вещества, которые тяжелее сока – тонут.
Приглашаем несколько человек и просим их бросить таблетку витамина С, разламываем ее на 4 части и бросаем в бокал. Наблюдаем за красивой и завораживающей реакцией!
Цель: Развитие логического мышления, формирование интереса к экспериментальной деятельности.
«Огнеупорный шарик»
1. Внутрь воздушного шарика (не надутого) наливаем воду.
2. Надуваем шарик, но не до конца, и завязываем.
3. Зажигаем свечу.
4. Подносим шарик к свече так, чтобы огонь касался стенок шарика. Делаем это аккуратно.
5. Шарик не лопается, а остается целым.
Объяснение опыта: Если надутый шарик поднести к огню, он лопнет. Но стоит в него налить немного воды и поднести к огню, вода начинает забирать большую часть тепла и не дает стенкам шарика расплавиться. Конечно, это будет длиться до тех пор, пока вода сама не нагреется. Свойство, которое демонстрирует этот опыт, называется «теплопроводностью».
Цель: Развитие логического мышления, формирование интереса познанию, экспериментальной деятельности.
«Опыт с яйцом, водой и солью».
Сперва подготовьте место для эксперимента и все необходимые ингредиенты. Поставьте рядом два одинаковых стакана, налитые на три четверти, подготовьте два сырых яйца и упаковку с солью. Одну ёмкость оставляем с чистой водой, в другую добавляем по 5 столовых ложек соли. Тщательно перемешиваем – солевой раствор должен из мутного стать практически прозрачным. Теперь нужно аккуратно погрузить в стаканы по одному яйцу. В первом оно медленно опустится на дно, а в другом будет плавать на поверхности.
Объяснение опыта: Дело в таком показателе, как плотность. Яйцо имеет плотность выше, чем обычная пресная вода, поэтому оно тонет.
Цель: Развитие логического мышления, формирование интереса к познанию, экспериментальной деятельности.
В заключении хочется привести любимое высказывание тризовцев : «Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, - сделай из него лимонад».
Творческое мышление присутствует во всех во всех сферах жизни и помогает детям стать успешнее. Благодаря ТРИЗу мы сможем поддерживать и развивать в ребенке естественную потребность в познании мира, воспитывать в нем любознательность и жажду знаний., учить решать задачи любой сложности, не перебирая варианты, а выдавая аргументированные креативные решения. С помощью ТРИЗ-технологий можно вырастить из ребенка оптимиста, интеллектуально развитую личность, с хорошо развитой речью, человека, умеющего найти выход из любой ситуации.