Папки-передвижки

Мастер-класс для родителей с использованием ЭОР «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»

Инна Смирнова
Мастер-класс для родителей с использованием ЭОР «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»

Цель: помочь родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию органов артикуляции детей дошкольного возраста в домашних условиях.

1. Теоретическая часть:

Воспитатель:

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Публикация «Мастер-класс для родителей с использованием ЭОР „Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках“» размещена в разделах

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков

Игровая форма преподнесения материала наиболее соответствует психологическим возможностям дошкольников и помогает поддерживать интерес к выполнению упражнений длительное время. Упражнения, которые представляют детям во время игры, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Игровые задания помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, повышает мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

На начальном этапе работы с детьми возможно применение элементов пассивной артикуляционной гимнастики.

Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих упражнений: собирание губ в «трубочку»; растягивание губ в «улыбочку»; поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен; опускание нижней губы с обнажением дёсен; приподнимание кончика языка; подтягивание языка вперёд. Пассивные движения выполняются медленно, ритмично; каждое движение повторяется 3-4 раза.

Так же можно использовать самомассаж мышц языка во время проведения организационного момента или динамической паузы на занятиях. Рекомендуется использовать следующие упражнения:

- «непослушный язычок» - пошлёпать губами язык, произнося «пя-пя-пя»;

- «покусывание» - легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад;

- «поглаживание языка губами» - просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению можно давать разные названия. Например, положение острого языка «Иголочка» можно сравнить с жалом, морковкой, ножницами, ракетой, острым карандашом, клювом птицы. При изучении темы «Дикие животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежа и др. Упражнение «Маятник» можно представить следующим образом: «лиса заметает следы хвостом», «собака виляет хвостом», «рыбка шевелит хвостиком», «качаются ветви деревьев». Для формирования артикуляционных позиций – широкая и узкая «трубочка» - используются игровые задания «Покажи, какие бублики, баранки испекли для мишки, обезьянки» и «Покажи, какие предметы бывают круглыми – колесо, пуговица, обруч, руль, круглый нос Пятачка. Упражнение «Грибок» тоже можно разнообразить. Грибочки – подосиновики, сыроежки, маслята – собираются для белочки и бельчонка и «развешиваются» на сучки. Упражнение «Надувание обеих щёк» преподносится как «сердитый индюк», «хомячок», «овощи-толстячки», «колобок», «спрячем яблочки за щёчки», «щёчки-мячики».

С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений. Например: жил-был Зайчик (выставляется картинка или игрушка зайчика). Был он очень веселый и любил играть. Однажды Зайчик познакомился с Веселым Язычком (картинка Язычка, и они стали дружить. Веселый Язычок научил Зайчика своим играм вот по этим картинкам. Что это за игры? (Выполняются артикуляционные упражнения “Лопатка”, “Заборчик”, “Улыбка”, “Ветерок”, “Почисти зубки”, “Птенчики”, “Накажи непослушный язык”).

2. Практическая часть:

Предложить родителям выполнить комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата. Сказка Приключение Язычка в зоопарке с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

Звучит музыкальная тема и текст стихотворений, на экране появляются картинки, воспитатель демонстривует упражнение, участники мастер-класса выполняют.

В зоопарк пойдем теперь.

Открываем шире дверь.

Открывать широко рот и закрывать его.

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он.

Тянуть губы вперед «хоботком».

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть.

Вращать вытянутыми губами по кругу.

Улыбнулись нам подружки —

Большеротые лягушки.

Широко улыбаться, растягивая губы.

Жираф вытянул вверх шею.

Очень он гордится ею.

Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу.

Зебры - резвые лошадки –

Бойко скачут по площадке.

Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку.

Потянула зебра ножку,

Постояла так немножко.

Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.

А у зебры есть полоски.

Их рисуем кистью плоской.

Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.

Посмотри: хамелеон.

Хвост закручивает он.

Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами.

Вот пантера. Зверь другой.

Спину выгнула дугой.

Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.

Спину выгнула дугой.

Язычок, скорей домой!

Спрятать язык. Закрыть рот.

Итог.

Воспитатель: Сегодня вы познакомились с упражнениями артикуляционной гимнастики, которые способствуют укреплению мышечных групп и отрабатывают компоненты правильной артикуляции звука.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: что это такое? Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов.

Артикуляционная гимнастика — это весело и интересно. Презентация для занятий с детьми. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей с использованием ЭОР «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
Опубликовано: 18 июля 2014 в 08:08
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД