Лучший педагог года

Мастер-класс для родителей «Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей»

Вероника Корниенко
Мастер-класс для родителей «Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей»

Мастер-класс

для родителей (группа комбинированной направленности для детей с ОНР)

«Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей»

1. Водная (мотивационная) часть

Добрый день, уважаемые родители! Для того чтобы Вы ощутили какая сложная работа идет внутри вашего ребенка при освоении родного языка, я предлагаю Вам несколько слов и прошу объяснить их смысл не используя помощь Интернет-ресурсов.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей“» размещена в разделах

Игра «Объясните смысл слова»

(Слова для родителей :

Плотогоны – практически, это лесоруб, но занимающийся не только и не столько валкой леса, сколько связыванием его в плоты и сплавом по реке

Дебаркадер – красивое название крытых железнодорожных платформ. Также называют и часть причала)

Прошу каждого из родителей высказать предположения о том, что обозначают данные слова.

А теперь, представьте, какими сложными для ребенка являются понятия – мебель, части суток, время года, название дней недели. И сколько таких слов необходимо уложить ребенку в голову.

Предлагаю вам еще раз ощутить себя на месте ребенка и понять, насколько ему сложно и как важна наша с Вами помощь в овладении правильным звукопроизношением.

Игра «Перепутаницы»

Представьте себе, что всю жизнь вы говорили звук Ш, а теперь Вам говорят, что звука Ш не существует, а есть звук С. Предлагаю Вам прочитать небольшой текст, заменив все звуки Ш на С. У вас на листе есть предложение, попробуйте его прочесть.

(Примерные тексты для родителей :

Шестилетний шустряк Шурик шутил над младшим братом Сашей (звук Ш заменить на С)

Наталья Лосева любит сериал «Золотой теленок" (звук Л пропускаем)

Со спицами сидела старушка - соседка Софья Скипидаровна Савельева смотрела сериал (звук С заменить на Ш)

В словарном запасе у детей 5-6 лет около 2500 слов. Представьте насколько сложно все их усвоить по смыслу, правильно произнести, да еще и оформить в предложение.

Сегодня я познакомлю Вас с тем, как можно помочь ребенку, чтобы он правильно смог произнести звук : - слышать и различать этот звук среди других звуков, - чувствовать положение языка во рту и уметь поставить язык, губы, зубы в нужное положение и если нужно включить голос; - правильно направить воздушную струю.

2. Основная часть мастер-класса (каждая структурная единица сопровождается видеофрагментом игровых упражнений с детьми)

Теоретическая, или методологическая часть:

Цель: Приобретение родителями определенных практических приемов для дальнейшей самостоятельной работы (совместное выполнение упражнений с родителями)

«Ритуал приветствия»

Любое занятие начинается с традиции приветствия:

- ладонь в ладонь – «ЗДРАВСТВУЙТЕ» - готовимся делить слова на слоги

ритмические упражнения

- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу, ногами;

- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.

На что влияет?

Развиваем слуховое внимание

Подготовка к произношению многосложных слов. Деление слов на слоги Ритмические упражнения в домашних условиях

– отстукиваем ритм ладонями по коленям, ногами, кулаками, используя звуки речи»

- выкладываем в определенной последовательности камешки (большой, большой, маленький, большой) – ребенок продолжает далее

Развитие мелкой моторики:

Мелкая моторика – выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

На что влияет?

Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи.

Для нас очень важно развивать оба полушария мозга. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Развивая обе половинки мозга – мы улучшаем память, внимание, речь, способность к самоконтролю.

Как развивать?

- пальчиковые игры на занятиях, которые решают сразу несколько задач – развитие навыков прямого и обратного счета. Когда работают сразу две руки или руки попеременно идет межполушарное взаимодействие.

- использование графических дорожек

- использование для игр мелких фишек, камушков, орехов Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку можно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Массаж ладоней и пальцев рук при помощи массажных мячиков Су-Джок

Упражнение с парой грецких орехов

Упражнение «Лезгинка».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия

Складываем левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой.

Развитие общей моторики, пространственно-ориентировочных действий

Что такое общая моторика - двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. Если у ребенка падают карандаши, ложка со стола, постоянно запинается – это общая моторика.

На что влияет?

На такие процессы: умение держать равновесие; способность управлять своим телом; скорость реакции. Чем лучше у ребенка развита крупная моторика, тем более согласованно работают его полушария мозга, что оказывает положительное воздействие на речевые навыки, память, внимание и мышления малыша и речи

Как развивать?

Мы выполняем определенные игровые упражнения, проходя по коридору на занятие: идем спиной вперед, три шага больших, а один маленький, на пятках, боковым шагом). А теперь давайте вместе подумаем, чем вы можете воспользоваться дома без специальных игр для развития общей моторики? Кухня – уже можно мыть вилки, ложки, складывать их в шкаф, помогать насыпать муку при приготовлении пищи, кухонная салфетка – отжать и вытереть стол. Папины инструменты – болты, гайки, гвозди.

Ходьба разными способами; упражнения в равновесии - пройти по начерченной на полу линии; прыжки - попрыгать попеременно на одной ноге, на другой,

метание в цель

Особая роль игры с мячом, воздушными шарами - бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой, подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе.

Развитие артикуляционной моторики для постановки и автоматизации звуков - чувствовать положение языка во рту и уметь поставить язык, губы, зубы в нужное положение и если нужно включить голос. Комплексы артикуляционной гимнастики всегда подбираются индивидуально. Предлагаю выполнить несколько упражнений.

«Лопаточка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до

5-10.

«Качели»

Цель:Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Развитие речевого дыхания – добиваемся направленной воздушной струи по середине язычка и с разной силой, и воздушная струя может быть теплой Ш и холодной С.

Упражнения дома на дыхание:

- «Задуй свечу»

- «Горячий чай»

Обязательное условие выполнения упражнений – предмет. На который дуем находится на уровне губ ребенка.

Развитие фонематического восприятия – различение на слух звуков, слогов, слов

Развитие навыков звукового анализа и синтеза – анализ – это выделение звука в слове, вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова)

Синтез – это умение соединять отдельные звуки, слоги в слово Играем дома в слова – придумай слово, где первый звук А.

Старайтесь не использовать понятие

Игра «Топай. Хлопай, не зевай»

На звук П хлопаем в ладоши, а на звук Т- топаем ногами, а на звук К – молчим.

( Слова: Поляна, кот, курица, торт, кукла, щенок, телефон, полка, плита, корабль, книга, туфли, куртка и т. д.)

2. Заключительная часть мастер-класса. Рефлексия – составляем рейтинг самых понравившихся игр и игровых упражнений, которые были представлены на мастер-классе.

Слова Януша Корчака польского педагога, писателя, врача-педиатра для родителей «Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.». Давайте сделаем все возможное для наших детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей»
Опубликовано: 6 июля 2021 в 05:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД