Вероника Корниенко
Мастер-класс для родителей «Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
для родителей (группа комбинированной направленности для детей с ОНР)
«Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей»
1. Водная (мотивационная) часть
Добрый день, уважаемые родители! Для того чтобы Вы ощутили какая сложная работа идет внутри вашего ребенка при освоении родного языка, я предлагаю Вам несколько слов и прошу объяснить их смысл не используя помощь Интернет-ресурсов.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Приемы воспитания правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Мастер-классы для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июль 2021
Игра «Объясните смысл слова»
(Слова для родителей :
Плотогоны – практически, это лесоруб, но занимающийся не только и не столько валкой леса, сколько связыванием его в плоты и сплавом по реке
Дебаркадер – красивое название крытых железнодорожных платформ. Также называют и часть причала)
Прошу каждого из родителей высказать предположения о том, что обозначают данные слова.
А теперь, представьте, какими сложными для ребенка являются понятия – мебель, части суток, время года, название дней недели. И сколько таких слов необходимо уложить ребенку в голову.
Предлагаю вам еще раз ощутить себя на месте ребенка и понять, насколько ему сложно и как важна наша с Вами помощь в овладении правильным звукопроизношением.
Игра «Перепутаницы»
Представьте себе, что всю жизнь вы говорили звук Ш, а теперь Вам говорят, что звука Ш не существует, а есть звук С. Предлагаю Вам прочитать небольшой текст, заменив все звуки Ш на С. У вас на листе есть предложение, попробуйте его прочесть.
(Примерные тексты для родителей :
Шестилетний шустряк Шурик шутил над младшим братом Сашей (звук Ш заменить на С)
Наталья Лосева любит сериал «Золотой теленок" (звук Л пропускаем)
Со спицами сидела старушка - соседка Софья Скипидаровна Савельева смотрела сериал (звук С заменить на Ш)
В словарном запасе у детей 5-6 лет около 2500 слов. Представьте насколько сложно все их усвоить по смыслу, правильно произнести, да еще и оформить в предложение.
Сегодня я познакомлю Вас с тем, как можно помочь ребенку, чтобы он правильно смог произнести звук : - слышать и различать этот звук среди других звуков, - чувствовать положение языка во рту и уметь поставить язык, губы, зубы в нужное положение и если нужно включить голос; - правильно направить воздушную струю.
2. Основная часть мастер-класса (каждая структурная единица сопровождается видеофрагментом игровых упражнений с детьми)
Теоретическая, или методологическая часть:
Цель: Приобретение родителями определенных практических приемов для дальнейшей самостоятельной работы (совместное выполнение упражнений с родителями)
«Ритуал приветствия»
Любое занятие начинается с традиции приветствия:
- ладонь в ладонь – «ЗДРАВСТВУЙТЕ» - готовимся делить слова на слоги
ритмические упражнения
- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу, ногами;
- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.
На что влияет?
Подготовка к произношению многосложных слов. Деление слов на слоги Ритмические упражнения в домашних условиях
– отстукиваем ритм ладонями по коленям, ногами, кулаками, используя звуки речи»
- выкладываем в определенной последовательности камешки (большой, большой, маленький, большой) – ребенок продолжает далее
Развитие мелкой моторики:
Мелкая моторика – выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
На что влияет?
Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи.
Для нас очень важно развивать оба полушария мозга. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Развивая обе половинки мозга – мы улучшаем память, внимание, речь, способность к самоконтролю.
Как развивать?
- пальчиковые игры на занятиях, которые решают сразу несколько задач – развитие навыков прямого и обратного счета. Когда работают сразу две руки или руки попеременно идет межполушарное взаимодействие.
- использование графических дорожек
- использование для игр мелких фишек, камушков, орехов Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку можно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
Массаж ладоней и пальцев рук при помощи массажных мячиков Су-Джок
Упражнение с парой грецких орехов
Упражнение «Лезгинка».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия
Складываем левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой.
Развитие общей моторики, пространственно-ориентировочных действий
Что такое общая моторика - двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. Если у ребенка падают карандаши, ложка со стола, постоянно запинается – это общая моторика.
На что влияет?
На такие процессы: умение держать равновесие; способность управлять своим телом; скорость реакции. Чем лучше у ребенка развита крупная моторика, тем более согласованно работают его полушария мозга, что оказывает положительное воздействие на речевые навыки, память, внимание и мышления малыша и речи
Как развивать?
Мы выполняем определенные игровые упражнения, проходя по коридору на занятие: идем спиной вперед, три шага больших, а один маленький, на пятках, боковым шагом). А теперь давайте вместе подумаем, чем вы можете воспользоваться дома без специальных игр для развития общей моторики? Кухня – уже можно мыть вилки, ложки, складывать их в шкаф, помогать насыпать муку при приготовлении пищи, кухонная салфетка – отжать и вытереть стол. Папины инструменты – болты, гайки, гвозди.
Ходьба разными способами; упражнения в равновесии - пройти по начерченной на полу линии; прыжки - попрыгать попеременно на одной ноге, на другой,
метание в цель
Особая роль игры с мячом, воздушными шарами - бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой, подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе.
Развитие артикуляционной моторики для постановки и автоматизации звуков - чувствовать положение языка во рту и уметь поставить язык, губы, зубы в нужное положение и если нужно включить голос. Комплексы артикуляционной гимнастики всегда подбираются индивидуально. Предлагаю выполнить несколько упражнений.
«Лопаточка»
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до
5-10.
«Качели»
Цель:Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны, удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.
Развитие речевого дыхания – добиваемся направленной воздушной струи по середине язычка и с разной силой, и воздушная струя может быть теплой Ш и холодной С.
Упражнения дома на дыхание:
- «Задуй свечу»
- «Горячий чай»
Обязательное условие выполнения упражнений – предмет. На который дуем находится на уровне губ ребенка.
Развитие фонематического восприятия – различение на слух звуков, слогов, слов
Развитие навыков звукового анализа и синтеза – анализ – это выделение звука в слове, вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова)
Синтез – это умение соединять отдельные звуки, слоги в слово Играем дома в слова – придумай слово, где первый звук А.
Старайтесь не использовать понятие
Игра «Топай. Хлопай, не зевай»
На звук П хлопаем в ладоши, а на звук Т- топаем ногами, а на звук К – молчим.
( Слова: Поляна, кот, курица, торт, кукла, щенок, телефон, полка, плита, корабль, книга, туфли, куртка и т. д.)
2. Заключительная часть мастер-класса. Рефлексия – составляем рейтинг самых понравившихся игр и игровых упражнений, которые были представлены на мастер-классе.
Слова Януша Корчака польского педагога, писателя, врача-педиатра для родителей «Для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.». Давайте сделаем все возможное для наших детей.