МААМ-картинки

Мастер-класс по формированию навыков безопасного поведения у детей

Елена Рыбакова
Мастер-класс по формированию навыков безопасного поведения у детей

"Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «Физическое развитие»[/b]

Актуальность

Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста актуально в современном дошкольном образовании.

Публикация «Мастер-класс по формированию навыков безопасного поведения у детей» размещена в разделах

Новизна педагогического опыта заключается в том, что освоение дошкольниками навыков безопасности жизнедеятельности осуществляется в рамках образовательной области «Физическое развитие».

Цель: развитие у дошкольников ответственного и осознанного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Для достижения цели определила следующие задачи:

1. Создать условия для усвоения детьми правил безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.

2. Развивать осознанность и произвольность в выполнении основных правил безопасного поведения в процессе двигательной деятельности, в быту, на улице.

3. Создать условия для формирования знаний о правилах безопасного дорожного движения и пожарной безопасности.

4. Закреплять знания детей о здоровье, элементарные представления о человеческом организме.

5. Обучать навыкам самоконтроля за состоянием собственного здоровья.

Описание направления работы.

Над проблемой формирования у детей ценностей здорового образа жизни я работаю уже в течение многих лет. Развивая эту тему, возникла необходимость и в формировании основ безопасного поведения у дошкольников.

Работу по данной теме начинаю со второй младшей группы, где беру отдельные моменты, а уже с детьми старшего дошкольного возраста образовательная деятельность носит систематический и целенаправленный характер.

Для планирования работы по образовательной области «Физическое развитие» использую образовательную программу дошкольного образования «Детство», и парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной.

Прошу обратить Ваше внимание на несколько понятий, которыми мы будем руководствоваться в ходе нашей встречи: безопасность, безопасное поведение, здоровье, физическое развитие (слайды).

Безопасность – это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

Безопасное поведение – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в разных ситуациях.

Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей : в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинала с выявления уровня знаний и интересов, который проводила в форме бесед, игр-занятий, наблюдений, опросников, ситуативных заданий. Анализ показал, что большинство воспитанников ориентируются в опасных для жизни ситуациях, на соответствующем уровне знают правила дорожного движения, пожарной безопасности, однако, не владеют умением предвидеть и предотвратить опасную ситуацию. Этому способствует ряд причин:

Во–первых, родители недостаточно уделяют внимание обучению детей правилам безопасности жизнедеятельности, а иногда, как показывает практика, подают отрицательные примеры своим детям (переходят с детьми улицу в неположенном месте, сжигают мусор, разрешают пользоваться опасными предметами).

Во вторых, дети, подражая мультипликационным персонажам: суперменам, человеку – пауку, винксам часто не соизмеряют свои желания с возможностями, что нередко приводит к травматизму.

Исходя из этого определила следующие планируемые результаты работы с детьми по данной теме:

-Уметь предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

- Осознанно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

- Знать правила безопасного поведения на улицах города.

- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности,

- Уметь выбирать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.

– Пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений;

- Иметь элементарные представления, о человеческом организме, о здоровье, о способах его укрепления и сохранения.

При обучении детей безопасному поведению, учитывая возрастные особенности наших детей, я выделила следующие направления и темы:

Раздел «Физкульт-ура плюс страховка» - направлен на формирование необходимых двигательных умений и навыков, обучение безопасным приёмам двигательных действий, умение объективно оценивать свои физические возможности, для того, чтобы грамотно действовать в ситуациях с точки зрения опасности или безопасности.

Раздел «Я и мое здоровье» направлен на воспитание у детей осознания ценности своего здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Раздел «Наша улица» правила дорожного движения - ознакомление с правилами дорожного движения, формирование навыков безопасного поведения на улице.

Раздел «Пожарная безопасность» - цель данного раздела - ознакомление с правилами пожарной безопасности, обучение осторожному обращению с огнём, знакомство с профессией пожарного. Формирование понимания того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.

«Методы, приемы и формы»

В работе по данной теме использую следующие методы, приемы и формы :

1. Физкультурно – интегрированные (познавательные) занятия;

2. Игровое обучение: подвижные игры, игры – эстафеты, игровые упражнения;

3. Метод убеждения, побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

4. Беседы, «рассуждалки», обсуждение с детьми придуманных ситуаций;

5. «Мозговой штурм» - зарядка для ума;

6. Праздники, досуги;

7. Наглядная информация – иллюстрации, схемы, пиктограммы, презентации и т. д.

«Физкульт-ура плюс страховка»

Хочется отметить, что физкультурно - познавательные занятия повышают интерес детей к физической культуре, позволяют без усталости, монотонности не только овладевать, но и закреплять, совершенствовать знания, полученные в других образовательных областях. В рамках данной работы разработала конспекты интегрированных занятий: «Спорт – это сила и здоровье»; «Знай свое тело»; «Осанка – стройная спина», «Чтобы ноги здоровели»; «Опасно-безопасно»; «С физкультурой мы дружны нам болезни не страшны», «Спасатели» и др.

Реализуя раздел «Физкульт-ура плюс страховка», познакомила детей с элементами страховки при выполнении лазания по канату, которая проводилась в форме беседы - опроса.

-Дети, обратите внимание: для чего под канатом лежит мат? Правильно, мат смягчает удар в случае падения.

-Как на него нужно правильно приземляться.

-А, теперь посмотрите на обруч положенный под канатом.

-Для чего он? Он запрещает близко подходить к канату во время выполнения кем-то из детей. Дожидаться очереди нужно за обручем.

-Так же необходимо помнить, что нельзя раскачиваться на канате, спрыгивать с качающегося каната, резко спускаться.

Или, например: обучение детей самостраховке при кувырках также объясняю, показываю, как правильно выполнить упражнение, чтобы себе не навредить.

Например, «Учимся правильно кувыркаться», для того чтобы кувыркаться, понадобится коврик. Вы должны как можно ниже сесть на корточки и свернуться калачиком. Главное здесь – опустить голову на грудь. При выполнении упражнений нельзя вытягивать шею вперед и становиться на голову – нужно приземляться на плечи. (Перед прыжками на батуте)

«Раздел здоровье

Дети дошкольного возраста склонны переоценивать свои силы и нередко заигрываются (во вред здоровью, поэтому формирую у детей умение прислушиваться к своему организму. В этом случае использую практические ситуации «Послушай свой организм» - например: после игр сильной подвижности или после выполнения подгруппами детей два разных по интенсивности упражнений (допустим, прыжки и упражнения с мячами) предлагаю определить: Какая подгруппа больше устала. Как дети догадались, ( можно сравнить внешний вид друг друга: тяжело дышат, покраснели, послушать, как бьётся сердце, на лбу капельки пота). Это полезно или вредно для организма? Что нужно сделать, чтобы почувствовать себя лучше»? (например, выполнить дыхательные упражнения, перейти на более спокойные упражнения).

Также провожу занятия и беседы на тему «Границы наших возможностей».

Слушателям: А как вы понимаете данный термин?

Это граница того, что мы физически можем и умеем. Например, мы не можем поднять груз весом в тонну или подпрыгнуть на десять метров. Мы не можем выйти за физические границы просто потому, что либо это физически невозможно, либо это опасно.

В целях предупреждения травм готовлю детей к возможному падению с помощью специальных упражнений - падение на мат, прыжки на мат, падение сгруппировавшись. Детям объясняю, что эти упражнения могут пригодиться в определённых ситуациях, например, научат «правильно» падать.

«Игровое обучение»

Оптимальным методом формирования основ безопасного поведения является игровое обучение. Игра - моделирующая реальность, является эффективным средством её осознания. Поэтому в большом количестве использую подвижные игры, игры – эстафеты, игровые упражнения в которых дети выполняют роль витаминов, микробов, светофоров, пожарных, спасателей, попавших в беду людей и т. д. («Иммунитет», «Огонь в очаге», «Светофор» и др.)

Применяю также метод убеждения, побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, такие приёмы как обсуждение с детьми придуманных ситуаций ( н-р: «Супермены», мозговой штурм.

Уважаемые коллеги, а сейчас предлагаю Вам размяться.

1. Игра «Отремонтируй светофор»

2. Зарядка для ума, дети выполняли данное задание на физкультурном занятии из раздела «Я и моё здоровье».

Дети, принц «Апчхи» забрал у нас физкультурное оборудование, не хочет, что бы мы занимались спортом и были здоровы. А я у нас сегодня схема, по которой вы должны выполнить упражнения. Посмотрите, какие это упражнения? Правильно. Ребята, но, что же нам делать, как без спортивного инвентаря пройти эту полосу препятствий?

Дети предлагают разные варианты решения проблемы. Из предложенных вариантов выбирается самый подходящий. Если дети затрудняются, инструктор, подталкивает к своему варианту. (Что у нас собой всегда? Руки, ноги, голова. Мы можем их использовать)

Он предлагает детям разделиться на две команды, одна из которых, по очереди будет выполнять роль спортивного инвентаря

Таким способом, не только обеспечиваю условия для выражения детьми своего мнения, но и даю понять, как важно иметь здоровые части тела, которые можно использовать не только по прямому назначению.

С точки зрения обеспечения безопасности очень важно научить ребёнка правильно выполнять движения. Например, научившись хорошо ловить мяч двумя руками, можно избежать удара в лицо. Научившись соблюдать дистанцию во время бега, можно избежать столкновения с другими детьми и т. д.

В связи с этим разработала общие правила безопасности на физкультурных занятиях, а также требования безопасности во время проведения игр.

Предлагаю всем размяться:

- Слушаем внимательно, если я скажу верное высказывание (правило, вы хлопните один раз в ладоши, если я произнесу ложное высказывание, вы один раз топните:

1. Во время занятия необходимо следить за своим самочувствием.

2. Строго выполнять указания и рекомендации взрослого.

3. На занятиях можно есть конфеты, жевать жвачки,

4. Необходимо соблюдать дистанцию в строю и при выполнении упражнений.

5. Можно кричать и драться.

6. Поправлять чешки, одежду нужно вне строя.

7. Можно ломать и портить спортивное оборудование.

8. Запрещается толкаться.

9. Можно ставить подножки товарищу.

10. Должна быть физкультурная форма

11. Перед выполнением основных упражнений следует провести разминку.

При планировании работы по обучению навыкам пожарной безопасности, по ПДД также использую разработанные физкультурные занятия, игры, эстафеты. А так же спортивные праздники, которые уже стали нашей традицией («Огонь – опасная игра! Запомни это детвора!»; «Надо знать с рождения правила движения» и др.). Проводим мы их ежегодно, участвуют в них не только дети и воспитатели детского сада, но и родители, ученики начальной школы №3 и средней общеобразовательной №7.

Проблему, связанную с безопасностью ребёнка на дороге, или с пожарной безопасностью невозможно решить только в рамках детского сада, у нас налажено сотрудничество детского сада со старшим инспектором по пропаганде ГИБДД ОМВД и группы инженеров по профилактике пожарной части №4. Представители данных организаций присутствуют на физкультурно - познавательных праздниках, выступают в роли жюри, проводят беседы, показывают поучительные видеоролики, дарят памятки. С детьми подготовительных групп организую экскурсии.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Кто как не родители должны быть положительным примером детям. Потому не остались в стороне и они. Использую следующие формы работы с родителями : открытые занятия, консультации, беседы, участвую в родительских собраниях, оформляю наглядную информацию : настенные газеты, памятки, организую совместные праздники и развлечения, акции. Например: с целью привлечения внимания к перевозке детей в машинах провела акцию по ПДД «Пристегни малыша, поезжай не спеша» - совместно с родителями были оформлены плакаты с фотографиями детей в автокреслах.

Предлагаю, снова следуя словам Конфуций «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю» поиграть.

«Поймай - ответь»

Цель: Дети, закрепляем закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках.

Ход игры: Я бросаю мяч и задаю вопрос, вы должны поймать, ответить и обратно мне бросить, таким же способом, что и я вам.

Воспитатель: Идут наши ножки по?

Ребенок: Пешеходной дорожке.

Воспитатель: Кто машину ведет?

Ребенок: Водитель.

Воспитатель: Сколько «глаз» у светофора?

Ребенок: Три глаза.

Воспитатель: Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Стой и жди.

Воспитатель: Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Подожди.

Воспитатель: Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?

Ребенок: Можете идти.

Воспитатель: Где мы автобус ждем?

Ребенок: На остановке.

Воспитатель: Где играем в прятки?

Ребенок: На детской площадке.

В заключении, хочется отметить, что целенаправленная работа по заявленной теме дает, несомненно, положительные результаты, заметна динамика в представлении детей о правилах безопасного поведения, дети стали более осознанно подходить к вопросам безопасности.

Рефлексия («Измерь температуру»)

На этом мое выступление окончено, спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности 1. Формирование навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности 2.

Презентация «Формирование навыков безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Очень трудно заставить детей соблюдать правила безопасности в повседневном быту, когда они наиболее расслаблены. В связи с этим проблемы.

Ознакомление с ПДД. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения Плисова Светлана Анатольевна воспитатель Разделы: Работа с дошкольниками ___ Все мы живем в обществе,.

Презентация «Использование инновационных технологий с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения ПДД» Цели и задачи основ безопасности жизнедеятельности, а так же безопасности окружающего мира: формирование у детей представлений об опасных.

Конспект НОД по формированию ПДД у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогеКонспект НОД по формированию ПДД у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Тема: «Засветись» в темноте и стань заметным на дороге. Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения «Лесные пожары» в средней группе Цель: формировать навыки безопасного поведения детей в лесу. Задачи: учить осторожному обращению с огнем; формировать чувство ответственности.

Консультация для педагогов «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города» По городу, по улице, Не ходят просто так: Когда не знаешь, правила, Легко попасть впросак. Всё время будь внимательным, помни наперёд: Свои.

Проект по формированию у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД «Азбука дорожного движения» Проект «Азбука дорожного движения» Автор: Финк Ирина Анатольевна Тема проекта: «Азбука дорожного движения» Дата: 10.10 – 21.10.2016г. Возрастная.

Семейный мастер-класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге «Зеленый огонек» Форма проведения: шоу – игра с участием детей среднего дошкольного возраста и их родителей. Цель: формирование понимания ценности здоровья.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возрастаПерспективное планирование. Подготовительная группа Актуальность: С.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по формированию навыков безопасного поведения у детей
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 10:15
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД