Приложение МААМ

Мастер-класс «Использование метода «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Марина Васильева
Мастер-класс «Использование метода «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Ход мастер-класса

Организационный момент.

Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде чем начать свое выступление, я попрошу вас отгадать загадку.

«Не на меру, не на вес,

А при всяком она есть?»

(речь)

Педагог: Правильно это загадка про речь. Согласно ФГОС к завершению дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, а также речь выступает в качестве средства общения, познания, творчества.

Публикация «Мастер-класс „Использование метода „Синквейн“ в работе по развитию речи старших дошкольников“» размещена в разделах

В современном мире компьютерных технологий возникла тенденция к обеднению языка его деградации. Практикующие педагоги отмечают, что у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Нам, педагогам дошкольного образования, необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, при этом процесс обучения для детей должен быть интересным, занимательным, развивающим.

Слайд №2. Педагог: В чем же состоит актуальность и целесообразность использования синквейна :

• Открываются новые интеллектуальные творческие возможности;

• Способствует обогащению и актуализации словаря;

• Является диагностическим инструментом и проводится в рамках определенной лексической темы;

• Носит характер комплексного воздействия (развивает речь, внимание, память, мышление)

Используется для закрепления изученной темы;

• Является игровым приемом;

• Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд №3. Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале XX американская поэтесса Аделаида Крепси опираясь на японскую миниатюру хоку и танка.

Слайд№4. Хокку –жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишье из 17 слогов (5+7+5). Своим рождением хокку обязан жанру коротких стихов-Танка.

Например: Слышно как где-то

От снега ломаются ветки

Поздняя ночь.

Танка –короткая песня, нерифмованное пятистишье из 31 слога (5+7+5+7+7)

Например: «Я розу дивную»

Я розу дивную

Увидел нынче утром.

Подумал с грустью:

Как, наверное она,

Недолговечна!

Синквейн отличается от хокку формой свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания. Одна из целей при составлении синквейна- добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

Синквейн- это необычное нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами и не имеет рифмы.

В переводе с французского слово «синквейн» означает «cinq»-пять т. е. строк.

Слайд№ 5. Что говорим в каждой строке?

1 строка - одно слово. Тема синквейна. О чем пойдет речь. Это имя существительное или местоимение. Кто? Что?

2 строка - два слова. Это имена прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. Какой? Какая? Какое? Какие?

3 строка - три слова. Это глаголы, описывающие действия предмета или действия с предметом. Что делает? Что делают?

4 строка - четыре слова. Это фраза, в которой выражается личное мнение или отношение автора к предмету разговора.

5 строка - одно слово, связанное с первым и отражающее сущность темы (ассоциация).

Модель синквейна напоминает ёлочку.

Слайд № 6

Работа по обучению дошкольников по составлению синквейна ведется поэтапно и начинать рекомендуется со старшего возраста :

Слайд №7. На первом этапе знакомимся с понятием слово с последующим ведением его графического изображения.

Слова, обозначающие живые и неживые предметы отмечаются красным квадратиком.

«Слова-признаки» обозначаются жёлтым квадратиком.

«Слова-действия» обозначают синим квадратиком.

После того как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия, подводим к понятию о предложении.

Слайд №8.

На втором этапе составляем синквейн в устной форме, фронтально по хорошо знакомым предметам я ярко выраженными признаками. Давайте попробуем с вами составить синквейн на тему заяц. А поможет нам волшебный мячик. Я буду бросать вам мяч, а вы отвечайте, а потом сравним с синквейном который составила я.

Игра с залом «Составляем синквейна про зайца»

Слайд №9. На третьем этапе составляем синквейн фронтально, индивидуально, по хорошо знакомым предметам, с ярко выраженными признаками с опорой на графическое изображение.

Посмотрите пожалуйста на предложенную схему. Я попрошу самого творческого, смелого, креативного педагога выйти и попробовать составить синквейн на любую тему. ( например: «Осень»

Упражнение «Составляем синквейн по графическому рисунку»

Слайд № 10. На четвертом этапе составляем синквейн в парах по хорошо знакомым героям детских произведений с опорой на дидактический материал в виде опорных-рисунков символов (мнемотехники)

Например, давайте попробуем составить синквейн всеми любимого сказочного героя Буратино. Слева записаны слова-подсказки, а дети на разливанном на квадратики шаблоне в форме елочки должны разложить картинки соответствующие заданному слову с непосредственной помощью воспитателя.

Давайте немножко отдохнем и предлагаю поиграть в игру

«Отгадай синквейн-загадку

Слайд № 14 .На пятом этапе составляем синквейн индивидуально по хорошо знакомым героям детских произведений с опорой на дидактический материал в виде опорных рисунков-символов (мнемотехники) предложенных воспитателем. Я попрошу трех желающих выйти и составить синквейн, а затем сравнить с моими вариантом.

Упражнение с залом (слайды №14-16)

Слайд №16. А теперь мои друзья вновь для вас задание «Отгадай синквейн-загадку»

Слайд №17. На шестом этапе предполагается обучить детей самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель прорисовывания опорных рисунков-символов, уже в подготовительной к школе группе, когда у детей буду сформированы навыки графического написания букв.

Слайд № 18. Следовательно технология «Синквейна» является одним из эффективных методов развития речемыслительной деятельности ребенка, органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления) позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Дорогие педагоги, вы сегодня активно участвовали в ходе мастер-класса, и ваше старания не обошлись напрасно. К нам заглянуло осеннее солнышко, но оно почему-то грустит. Как Вы думаете почему?

Педагоги: У него нет лучиков.

Педагог: Правильно, а они смогут появится лишь в том случае, когда вы ответите на вопрос: «Что значит для вас быть воспитателем?». А ответ напишите на лучиках солнышка, характеризующие личностные качества воспитателя и прикрепите к мольберту.

Посмотрите у нашего солнышко засияла улыбка, и мне хочется чтобы такое яркое, красивое, лучезарное солнышко светило в вашей душе. И мне хочется пожелать вам (зачитываю качества). Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Альбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНРАльбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНР Идея создать что-то необычное созрела давно, но как это воплотить? Многолетний опыт работы с детьми, как школьного, так и дошкольного возраста,.

Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами»Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Фотоотчет с на районного методического объединения «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Для повышения профессионального.

Игра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольниковИгра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольников Материал для игры:цветные картинки с изображением разных животных,слайды с движущимися животными. Игра проводится около стола. На столе разложены.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников. Тема «Время» Ход НОД. Загадываю детям загадку: Оно весь век бежит вперёд И никогда не устаёт. (Время) - Правильно отгадали, это время. Оно постоянно.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование метода «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 16:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование метода «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Васильева (УИ 169634) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД