ольга малькова
Мастер-класс «Использование методов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетенции специалистов по развитию сенсорной интеграции с детьми с ОВЗ.
Задачи:
1. Поделиться со специалистами своим опытом работы по этой теме.
2. Показать участникам мастер – класса возможные варианты игр, направленных на знакомство детей с ОВЗ с цветом, вкусом, формой, размером предмета.
Участники: педагоги-психологи, учителя-дефектологи.
Форма проведения: мастер – класс.
Публикация «Мастер-класс „Использование методов сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Ход мероприятия:
1. Приветствие педагогов. Объявление темы.
Добрый день! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать. (да)
Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции. Она начинается очень рано, уже в утробе матери.
Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств.
Каких? Давайте с Вами их вспомним - зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.
Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития). У детей, наблюдаются недостатки интеллектуального и речевого развития, двигательные нарушения, особенности поведения, гиперактивность, трудности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Поэтому, одна из основных задач, которую я ставлю перед собой в работе с детьми ОВЗ, является развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Включаю метод сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.
Основной объем информации об окружающем мире мы получаем благодаря зрению.
Нарушение зрительного восприятия приводит к трудностям в различии предметов (величина, соотношение частей, пространственных ориентиров и т. д.)
Игра «Учимся играя» (презентация)
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.
Задачи:
1. Закрепление навыков счёта в пределах 10.
2. Развивать воображение, концентрацию внимания, аналитическое мышление.
3. Назвать контурное изображение предметов.
4. Обучать сравнительному анализу.
5. Развивать умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету.
6. Учить находить недостающие элементы в рисунке.
7. Развивать умения устанавливать различия в высоте, длине и ширине предмета.
Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через указание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы).
На начальном этапе для различия неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, самому попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия.
Игра «Шумовой оркестр русский» (видео)
Цель: развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, устойчивого внимания.
Задачи:
1. Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.
2. Обучать навыкам исполнения музыки используя музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, бубен и т. д.).
Развитие речи и ее понимание осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности и тесно связаны с познавательными способностями. Для успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимание к речи и ее понимания ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, потрогать его, понюхать / если он имеет запах/, попробовать/ если предмет съедобен, выполнить с ним некоторые действия: подержать в руках, погладить, покатать в машине, то есть развивать свои тактильные и двигательные ощущения.
Игра «Определи по запаху»
Цель: развивать обоняние, осязание, память.
Проведём эксперимент, проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих мешочках. (Педагоги определяют по запаху содержимое мешочков.) Обсуждение игры: трудно было определять запах? Почему? Подвести педагогов к выводу, что существуют узнаваемые запахи и незнакомые.
Зрительные и тактильные ощущения. Тактильные образы объектов формируются посредствам прикосновения, ощущения. Дают возможность познать величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
Игра «Узнай предмет на ощупь»
Цель: развитие тактильных ощущений, обеспечивать накопление представление о форме, величине предметов и их свойствах.
Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики рук, поэтому в своей работе мы используем традиционную пальчиковую гимнастику, элементы массажа и самомассажа, что также способствует повышению тактильной чувствительности.
Работа по общению чувственного опыта невозможна без создания определенной развивающей предметно-пространственной среды. У нас есть, очень замечательная сенсорная комната, которая оснащена различными стимульными материалами и приборами. Посмотреть сенсорную комнату можно будет после семинара.
Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным.
Приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.
Флешмоб (Музыка….)
Цель: развитие проприоцептивного, слухового восприятия, наблюдательности
Ну и в заключение, я предлагаю всем встать и подойти ко мне. Сейчас мы будем с вами танцевать флешмоб и развивать проприоцептивное восприятие. Кто помнит, что это такое? Правильно, это информация, которую мозг получает от мышц, сухожилий и суставов нашего тела.
Другими словами, это чувство позы, силы, движения. Деятельность двигательного аппарата, позволяет человеку координировать и контролировать свои движения. Становимся в шахматном порядке и повторяем движения за нашим музыкантом Мариной Александровной. Благодарю всех за флешмоб (танец, пожалуйста, присаживайтесь на свои места.
На этой, хорошей и позитивной нотке, я заканчиваю свой мастер-класс. Если вам понравилось – дружно хлопаем в ладошки, если не понравилось – топни ножкой.
Благодарю вас коллеги, за активное участие в мастер-классе.
Спасибо вам большое.
Вопросы ко мне есть?
До новых встреч!