Папки-передвижки

Мастер-класс «Использование MS Excel и сервиса «GoogleТаблицы» для работы со статистическим материалом на уроке географии»

Маргарита Прищепа
Мастер-класс «Использование MS Excel и сервиса «GoogleТаблицы» для работы со статистическим материалом на уроке географии»

Цель:

Ознакомить педагогов с возможностями использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «GoogleТаблицы» при работе со статистическим материалом на уроках географии»

Задачи:

• Рассмотреть возможности использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «Google-Таблицы» в образовательной практике педагога;

Публикация «Мастер-класс „Использование MS Excel и сервиса „GoogleТаблицы“ для работы со статистическим материалом на уроке географии“» размещена в разделах

• Продемонстрировать основные приёмы использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «Google-Таблицы» в практической деятельности на уроках географии;

• Совершенствовать информационно - коммуникативную компетенцию и рефлексивную культуру педагога.

(слайд №2)

Прогнозируемые результаты:

• Расширение знаний о возможностях использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «GoogleТаблицы» в образовательной практике педагога;

• Получение участниками мастер-класса теоретических и практических навыков использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «GoogleТаблицы» в образовательном процессе.

Целевая аудитория мастер - класса : педагогические работники.

Время: 20 минут.

Материально-техническое оснащение мастер - класса : компьютер, инте-рактивная доска, выход в Интернет, раздаточный материал для рефлексии.

Методическое сопровождение: презентация (приложение №1).

Ход мастер класса

I. Подготовительно-организационный этап

1. Приветствие участников мастер-класса, сообщение темы

2. Постановка цели и задач мастер-класса

II. Методическое обоснование по теме мастер-класса

Обучение географии в современной школе направлено не только на усвоение школьниками системы знаний об особенностях географического пространства, но и умений правильно ориентироваться в нём – оценивать изменения и преобразования окружающей среды, применяя традиционные и новые географические методы и источники информации, в том числе статистические.

Статистические методы относятся к числу традиционных и широко распространённых в обучении школьной географии, так как являются неотъемлемой её частью. (слайд №3)

Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.

Статистические показатели в учебниках географии представлены в виде абсолютных и относительных величин.

Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например, размеры территории, численность населения.

Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения, естественный прирост и т. д.

Для меня очень важно обучить ученика разным приёмам работы с этими показателями. (слайд № 4)

- Сбор статистических показателей

- Сравнение статистических характеристик

- Обобщение статистических показателей

- Анализ статистических материалов в графиках, диаграммах, таблицах

- Самостоятельный перевод картографической или текстовой информации в статистическую.

Актуальность данных приёмов заключается в том, что они формируют у учащихся умение интерпретировать, анализировать географическую информацию, представленную в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем, которые также необходимы для выполнения заданий во ВПР и ОГЭ по географии.

(слайды №5, 6, 7)

Варианты проверочных работ во всех классах и демоверсии ОГЭ содержат задания, связанные с картографическими и знаково - символическими материалами, которые проверяют не только знания географии, но и умение извлекать информацию из таблиц, графиков и диаграмм.

Новизна

Насыщенность школьной географии статистическим материалом даёт широкое поле деятельности и творчества для использования табличного процессора MS Excel и облачного сервиса «GoogleТаблицы» на практических уроках. Это программы для создания и обработки электронных таблиц, которые позволяют организовывать таблицы данных, систематизировать, обрабатывать их, строить графики и диаграммы. (слайд №8)

Решая различные дидактические цели, в том числе и подготовка детей к выполнению заданий по ВПР и ОГЭ, использую цифровой материал для создания проблемных ситуаций, организации частично-поисковой и исследовательской деятельности учащихся. В данной ситуации реализуется главный смысл использования статистики — аналитическая работа, обобщение и формулирование выводов.

Такие уроки получаются более интересными, содержательными и на-глядными. Учащиеся на слайдах проводят анализ различных графических представлений, переводя «скучные» цифры в наглядные графики, диаграммы. Также даю возможность учащимся самим поработать с программой : заносить данные, строить графики и диаграммы, а затем проводить анализ, делать выводы и умозаключения.

III. Практическая часть мастер - класса

В своей педагогической практике уроки с использованием MS Excel и «GoogleТаблицы» провожу в 8 и 9 классах, т. к. учащиеся уже освоили эту программу и могут применять её в учебной деятельности.

Например, при изучении темы «Климат» в 8 классе учащиеся встреча-ются с такими статистическими показателями как температура, количество осадков, амплитуда, атмосферное давление, поэтому предлагаю на уроке - практикуме составить климатограмму, используя табличный процессор MS Excel.

Для урока – практикума «Среднегодовые показатели температур и осадков в Кировской области» заранее готовлю для учащихся образец карточки с заданием, где указываю статистические данные по количеству осадков и средних температур по месяцам и прописываю алгоритм работы с электронной таблицей.

Во время практикума учащиеся уже самостоятельно на компьютерах составляют таблицу, куда вносят исходные показатели, проводят расчёты, используя функции программы. Затем, во вкладке «Вставка» в разделе «Диаграммы» выбирают тип диаграммы или графика и делают соответствующие выводы и умозаключения. (слайд №9)

В ходе такой практической работы учащимся становится понятно, как происходит процесс вычисления, откуда берутся данные и полученные значения.

Обычно, такие задания очень увлекают ребят, поэтому, подобное задание даю и в качестве домашнего, только с элементами исследовательской работы.

Для выполнения этого задания использую сервис «GoogleТаблицы». Это работа в облаке, которое даёт широкие возможности совместной работы над документом в режиме реального времени.

На Гугл диске со своего аккаунта создала электронную таблицу «Показатели температуры в п. Лытка». Для каждого ученика добавила отдельный лист, и предоставила доступ к документу через их электронные почты. (слайд №10)

Каждый день в течение месяца учащиеся в определённое время записывают температуру и отмечают её в таблице. По окончанию месяца каждый учащийся обрабатывает свои статистические данные, проводит расчёты, составляет диаграммы. Также каждый ученик имеет доступ к просматриванию листов у других ребят, тем самым он сравнивает свои показатели с другими и анализирует: почему может быть в одном посёлке в одно время разная температура, с чем это связано и какие факторы оказывают влияние на разницу в температуре. Делает соответствующие выводы, умозаключения и отражает их в своём отчёте.

Этот цифровой ресурс даёт мне возможность организовать совместную творческую работу учащихся, к тому же я, в любое время, могу просмотреть активность ребят и даже написать комментарии в чате лично для каждого.

Аналогичный практикум провожу и по теме «Численность и воспроиз-водство населения» Кировской области. Учащиеся исследуют данные пока-затели по рождаемости и смертности в разных районах области по годам, заносят в форму, строят график естественного движения населения и делают соответствующие выводы: в какие периоды наблюдалась естественная убыль населения, а в какие – естественный прирост населения. (При соответствующем техническом оснащении можно провести практикум с участниками мастер-класса). (слайд №11)

Для учащихся 9 класса можно большее количество времени уделять практическим работам для решения задач различных уровней сложности.

Например, при изучении темы «Население Северного Кавказа», в качестве домашней работы даю творческое задание: в электронную таблицу внести названия всех республик Северного Кавказа и, используя справочные материалы, занести статистические данные по каждой республике: площадь, население, уровень урбанизации. Затем, используя функции таблицы, высчитать среднюю плотность населения и построить разные типы диаграмм для каждого показателя. Сделать соответствующие выводы и умозаключения. (слайд №12)

Данные программы дают возможность учащимся осваивать новые способы сбора и обработки информации; анализировать отобранную информацию, сравнивать и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Организация практической работы в такой форме развивает познава-тельную активность учащихся, навыки самостоятельной и исследовательской работы, умения давать оценку географическим фактам и процессам, выявлять тенденции и прогнозировать их изменения. А это говорит о достижении не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Также навыки работы с данными ресурсами позволяют современным детям осваить требования цифрового общества, которые обеспечат им успех в различных сферах жизни.

Таким образом, овладение статистическими методами является одним из условий успешного обучения географии в школе, а с применением про-граммных средств в учебной практической деятельности позволило мне добиться не только повышения учебной мотивации, но и качества обучения по предмету. (слайд №13)

IV. Подведение итогов:

• Рефлексия по результатам совместной деятельности

• Обмен мнениями участников мастер - класса

• Заключительное слово.

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом и цифровом уровне. Современным педагогам необходимо развивать технологическое поколение, умеющее свободно владеть мобильными и интернет-технологиями, дающие большие возможности для обучения и индивидуального развития учащихся.

Процесс школьного обучения не должен отставать от жизни, так как он протекает в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества, поэтому внедрение в структуру современного урока информационно-коммуникационных и цифровых технологий является неотъемлемой частью системы образования.

Список использованной литературы

1. Иванова С. А. «Использование статистических методов в обучении географии» // «География и экология в школе 21 века». - 2007 г. - №5. - С. 64-67.

2. Максаковский В. П. «Географическая культура», М., 1998 г. с. 212-213.

3. Петрова Н. Н., Сухин С. А. «Статистический метод» // «География в школе». - 2004 г. - №4.-С. 51-55.

4. Петрова Н. Н., Сухин С. А. «Статистический метод» // «География в школе». - 2004 г. - №5.-С. 39-46.

5. Использование Google сервисов в образовательном процессе - https://sites.google.com/site/tvorchgroop/home

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию навыков работы с бросовым материалом «Цветочки из пластиковых вилок»Конспект занятия по формированию навыков работы с бросовым материалом «Цветочки из пластиковых вилок» "Цветочки из пластиковых вилок» Цель: Формирование навыков работы с бросовым материалом. Задачи: - заинтересовать и вовлечь в работу.

Мастер-класс по работе с бросовым материалом. Декоративное кашпо «Солнечные цветы» своими рукамиМастер-класс по работе с бросовым материалом. Декоративное кашпо «Солнечные цветы» своими руками Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению декоративного кашпо из бросового материала. Изготовить такое кашпо своими руками.

Детский мастер-класс «Букет из осенних листьев». Работа с природным материаломДетский мастер-класс «Букет из осенних листьев». Работа с природным материалом Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага, шаблон вазы, простой карандаш, ножницы, клеевой карандаш, лист картона жёлтого.

Детский мастер-класс «Модный показ. Осенняя коллекция». Работа детей с природным материаломДетский мастер-класс «Модный показ. Осенняя коллекция». Работа детей с природным материалом Сегодня ребята нашей группы выступили в роли дизайнеров – модельеров. По замыслу ребят представлять модную осеннюю коллекцию должны лесные.

Детский мастер-класс «Совсем не страшный серый волк». Работа с природным материаломДетский мастер-класс «Совсем не страшный серый волк». Работа с природным материалом Материал для выполнения мастер – класса: засушенные листочки разных пород деревьев, ножницы, клеевой карандаш. Обычно мы в нашей.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Фотоотчет о мастер-классе «Использование камешков Марблс в организации работы по математическому развитию дошкольников»Фотоотчет о мастер-классе «Использование камешков Марблс в организации работы по математическому развитию дошкольников» Мастер-класс по теме "Использование камешков Марблс в организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста" Воспитатель.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом» Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из важнейших.

Мастер-класс «Дорожки здоровья». Работа с бросовым материаломМастер-класс «Дорожки здоровья». Работа с бросовым материалом Снова возвращаюсь к работе с бросовым материалом, а именно - использование крышек от пластиковых бутылок. Их скопилось очень много. Мы.

Мастер-класс по работе с бросовым материалом «Корзина подснежников для мамочки»Мастер-класс по работе с бросовым материалом «Корзина подснежников для мамочки» Ну вот и март скоро наступит, а значит в детских садах начнется пора подарков. В феврале папам, а в первый месяц весны март мы будем поздравлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование MS Excel и сервиса «GoogleТаблицы» для работы со статистическим материалом на уроке географии»
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 21:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД