МААМ-картинки

Мастер-класс «Мансийская кукла»

Ольга Владимировна Лелятова
Мастер-класс «Мансийская кукла»

Мастер-класс

Тема: Мансийская кукла.

Цели: ввести в активный словарь слова (aкань, хyл лувыт, кfпка, сун, вaс нёл aкань ёнгынутыт; познакомить с игрушками народов манси и ханты;

формировать устойчивый интерес и осознанное уважительное отношение

культуре своего народа;

показать последовательность изготовления куклы;

изготовить мансийскую куклу;

Оборудование: слайдовая презентация; разные виды кукол; лоскутки ткани; нитки красные;

1 часть Рассказ педагога об игрушках народов манси и ханты.

Словарная работа.

Публикация «Мастер-класс „Мансийская кукла“» размещена в разделах

Песня «Aкань» на мансийском языке.

Слайд 3

Игры человека в детстве оказывают огромное влияние на формирование его личности. В играх не только развлечение и интересное времяпрепровождение, в них веселье и радость для детей. Характер многих детских игр таков, что они имеют важное значение для физического, художественного и нравственного воспитания.

Детские игры отражают быт и производственную деятельность. Традиционная игра и игрушка является средствами расширения возможностей ребёнка в преобразовании и познании мира внутри границ определённой этнокультуры. У.

народов ханты и манси много игр, переходящих в труд. Для того, чтобы окружающий мир был доступен, взрослый стремится показать и преподнести ему действительность через игру и игрушки. Игры детей ханты и манси, как у всякого народа, направлены на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов, а также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Слайд 4

В воспитании детей невозможно обойтись без игрушек. Игрушка-это материальный центр игры, который объединяет набор предметов будущих занятий в миниатюре. Слайд 5 В изготовлении их используется природный материал. Слайд 6

Это глина, береста, дерево,слайд 7 кожа, мех, сукно, ткань.

Игрушками детей могли быть косточки рыб слайд 8 птиц, животных, зверюшек, их головы, лапы, перья, шкуры, хвосты, уши, клювы.

Среди игрушек всегда есть куски сетей, старые капканы, части ловушек для охоты и рыболовства.

Игры девочек связаны большей частью с куклами. Слайд 9 Впервые куклы обских угров описаны О. Фишером в 70-годы 19 столетия. «Вначале куклу девочке делает бабушка, мама или старшая сестра, потом она изготовляет их сама. У каждой девочки есть куклы женского и мужского пола, куклы-дети. Они отличаются

лишь одеждой. В играх изображается жизнь, трудовая деятельность и досуг всех членов семьи. Слайд 10

Чаще всего, кукла-это дочка, а сама девочка-мама. Она её кормит, укладывает спать, качает в игрушечной колыбельке, гуляет с ней, воспитывает, шьёт ей одежду. Ухаживая за куклой-дочкой, девочка познаёт азы ухода за ребёнком.

Куклы-акани обских девочек имеют богатый гардероб: кукольное хозяйство-берестяная посуда, люльки, спальные мешки и др. -достаточно богато для того, чтобы передать девочкам основы женского труда, готовить будущих матерей и

хозяек.

Кукла-акань имеет возраст, пол, характер. Как и в прошлые века, акань шьётся из хлопчатобумажной ткани, сукна или меха. Она представляет собой символическую фигуру человека, состоящую из головы и туловища.

Хантыйские и мансийские куклы не имеют рук и ног, а также лица. Это связано с тем, что покрой женского платья выглядит трапецией и за этим широким покроем скрываются руки, а за длиной платья, часто ноги. Лица у кукол не было из-за религиозного запрета, так как считалась, что куклы с лицом священные, культовые, в них вселяется дух.

В традиционной жизни акань служила не только для игры, она выполняла и сакральную функцию, её называли «иттерма». Это изображение умершего, куда

временно вселялось одна из его душ во время 40-50-ти дневного траура. Её делали из волос умершего человека, затем заворачивали и держали 40-50 дней в

специальной коробке. Слайд 11

Сегодня игры и игрушки хантов и манси постепенно уходят в историю.

Куклы, покупаемые в магазинах, теперь преобладают в семьях. Им шьётся национальная одежда.

Традиционные народные игрушки-это целый пласт культуры у любого этноса

и их изучения требует исследования многих сторон жизни.

2часть: Изготовление мансийской куклы-акани. Слайд 12

Инструкционная карта по пошиву мансийской куклы-акань.

1. Взять лоскут ткани размером 10-15см.

2. Пришить к нижней кромке полоску шириной 1см потайным швом.

3. Отступив 0,3см, пришить вторую полоску шириной 0,3-0,4см.

4. Отступив 2см, пришить ещё 3 узкие полоски (расстояние между полосками равно ширине полос).

5. Совместив боковые стороны, сделать вертикальный шов.

6Подогнуть верхний край изделия, поставить головку и закрепить швом, закладывая складки.

Итог. Выставка кукол.

Итоговый слайд

Публикации по теме:

План работы с педагогами по программе «Югра — моя малая Родина» Планы работы с педагогами по программе «Югра – моя малая Родина» Формы работы Тема Цель Консультации «Коренные жители Западной Сибири»,.

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Мансийская кукла»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 12:25
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД