Папки-передвижки

Мастер-класс «Математика с палочками Кюизенера»

Галина Овчинникова
Мастер-класс «Математика с палочками Кюизенера»

Мастер класс

«Математика с палочками Кюизенера»

Цель мероприятия.

1. Познакомить воспитателей с целью и приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».

План проведения мастер-класса :

1. Знакомство с цветными счетными палочками.

• Немного истории,

Публикация «Мастер-класс „Математика с палочками Кюизенера“» размещена в разделах

• Цель использования цветных счетных палочек

2. Практические игры и упражнения с палочками

Младший возраст:

Средний и старший возраст:

3. Заключение.

• Пособия для работы с палочками Кюизенера.

Оборудование: палочки Кюизенера.

Слайд

Уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на моем мастер — классе.

Хочется начать свое выступление с одной древней пословицы:

Слайд

Я слышу - и я забываю. Я вижу - я запоминаю, Я делаю и я понимаю.

- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше — сто раз сделать.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми.

Слайд

- Итак, тема моего мастер класса «Математика с палочками

Кюизенера»

Слайд

Палочки носят имя бельгийского ученого - Джорджа Кюизенера разработавший уникальную методику обучения детей математике. В 1952 году в свет вышло пособие ЧИСЛА И ЦВЕТА, в котором описывалась методика Кюизенера и примеры работы с ней.

Слайд

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и т. д. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Слайд

На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Слайд

Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе.

Слайд

Например: все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять. Существуют и условные классы:

Палочки 2,4,8 (розовая, красная, бордовая) – это красная семья, кратная 2.

Палочки 3,6,9 (голубая, фиолетовая, синяя) - синяя семья,

кратная 3.

Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.

7 - черного цвета.

1 - белого цвета и кратна любому числу.

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Работу с палочками рекомендуется проводить индивидуально или подгруппами, но возможна и фронтальная форма. Упражнения проводятся в игровой форме, это основной метод обучения.

Итак, уважаемые коллеги, А теперь давайте «попробуем» на практике ценность наших игр.

Слайд

Сейчас мы рассмотрим, какие игры и упражнения, в каком возрасте можно применять и некоторые упражнения проделаем вместе». Приглашаю желающих поиграть.

«В младшем возрасте (3-4 года)

На первом этапе палочки используются как игровой материал, в игре дети открывают характеристики материала : цвет, размер и некоторые отношения одинаковость длины, цвета. В процессе выполнения задания используется инструкция, в младшем возрасте такой прием как словесный отчет, которому начинаем учить уже в младшей группе. Игровые элементы вводятся в форме игровой мотивации».

Слайд

1. Игра «Много - мало».

Цель: развивать умение сравнивать, много мало, закрепление цвета, развивать умение различать пространственное направление от себя (правая, левая рука).

Например: Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвета палочек, сколько у тебя в руке палочек? Сколько у меня палочек (беру одну палочку?

Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.

Слайд

2. «Строим дорожки»

(Для каждого игрового упражнения необходимо использовать игрушки или картинки сказочных персонажей).

Цель: Развивать умение группировать предметы по цвету и длине.

Например:

-По синей дорожке бежит сороконожка. (Ребенок выкладывает дорожку из синих палочек).

-По красной дорожке идут друзья к Антошке. (Из красных палочек ребенок выкладывает дорожку).

-Катится Колобок по длинной дорожке. (Из разных палочек, ребенок выкладывает длинную дорожку для Колобка)

-На разноцветной дорожке (красной и желтой) поем для мамы кошки. (Из красных и желтых палочек дети выкладывают дорожку).

Слайд

3. Игра «Построй дом по образцу»

(На слайдах пошаговая инструкция)

Цель: знакомство с геометрическими фигурами.

Педагог дает ребенку 4 палочки голубого цвета и предлагает сделать из них квадрат (стены, потолок и пол). Затем педагог дает еще 2 палочки красного цвета и предлагает сделать треугольник (крышу). Вопросы и задания — Что получилось?

Слайд

В среднем возрасте (от 4-5 лет)

1. «Флажки»

Цель: развивать умение сравнивать два предмета по величине, закрепить цвет.

Сделайте из оранжевых палочек горизонтальную веревочку. Повесьте на веревочку желтые и голубые флажки, чередуя их, слева направо.

Покажите желтое-5 (голубое- 3) полотенце. Какого цвета полотенце показали? Сколько полотенец показали?

Какое полотенце короче? Какое длиннее?

Подул сильный ветер,

Слайд

и все голубые (желтые) полотенца слетели. Какие полотенца слетели? Сколько? (много).

Слайд

2. «Поезд»

Цель: формировать представление о порядковом счете до 5, учить правильно, пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы сколько, который.

Описание:

А поедем мы на дачу. Что ж, давайте приготовим свои поезда — и в путь-дорогу. Составьте поезд из палочек-вагонов — начиная от желтого до самого короткого. Составили? Поехали!

А в пути поиграем в «вопросы и ответы».

Сколько всего вагонов у поезда?

Какой вагон находится между желтым и голубым? (красный - 5)

Найди вагон, который стоит рядом с розовым, но не белый (голубой - 3).

Какого цвета вагон левее (правее) красного?

Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо.

Вагон какого цвета стоит пятым?

В вагоне какого цвета ты поедешь? Какой он по порядку.

Слайд

3. Столбики

Цель. Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.

Описание:

Педагог предлагает каждому ребенку взять две палочки разных цветов и сравнить их по высоте (палочки могут быть расположены вертикально или горизонтально).

Задания

– Покажите пальчиком высоту каждой палочки снизу вверх.

– Поставьте сначала высокий столбик, потом тот, который пониже.

– С какой стороны стоит высокий столбик? А с какой стороны стоит низкий?

Слайд

В старшем возрасте

1. Игра «Зайка»

Цель. Совершенствовать умение понимать смысл пространственных отношений, учить создавать множества из разных по качеству элементов.

Описание

Прочитать стихотворение А. Барто

Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.

Воспитатель предлагает детям выложить зайку из палочек, диктуя последовательность:

— Из двух фиолетовых палочек сделайте туловище. Какое число обозначает этот цвет?

— Из двух голубых палочек сделайте голову. Какое число обозначает этот цвет?

—А теперь сделайте красные уши. Какое число обозначает красный цвет?

— Из одной розовой сделайте переднюю лапку. С какой стороны туловища она находится?

— из двух розовых палочек сделайте задние лапки, подумайте, как положить палочки, чтобы зайка сидел? Сколько задних лап у зайца?

— Из одной белой палочки сделайте хвостик. С какой стороны туловища он находится?

Можно предложить детям сделать 2 скамейки, сидение одинаковое, а ножки разных размеров.

Итак, у низкой скамейке использовать короткие палочки, а у высокой скамейки (использовать длинные палочки).

Как вы думаете, на какой скамейке сидел зайчик, почему он не смог слезть со скамейки (потому что она была высокая).

Слайд

2. Игра «Лесенка сломалась»

Цель: закрепить порядковый счет.

Выкладываем лесенку, воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, а сама вытягивает несколько палочек.

Назови, какого цвета не хватает палочек или каких чисел не хватает в «Лесенке».

Слайд

3. Игра «Реши арифметические действия»

Цель: учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические действия на сложение и вычитание.

Слайд

Арифметические действия на вычитание.

Слайд

4. Игра «Магазин»

Цель: знакомить с количественным составом числа из едениц, знакомить с составом чисел.

Слайд

(Новая валюта - палочки Кюизенера). Раскладываем “товар” в “витрине” и назначаем цены. Но говорим, что сегодня платить будем в новой валюте, другими денежками - палочками. Чтобы детям было легче найти нужную палочку, раскладываем белые палочки - “единички” в ряд и покупатели по очереди подходят, выбирают товар, смотрят цену, а затем пробуют подобрать нужную палочку, прикладывая ее к ряду из “единичек” и считая, сколько “единичек” получилось в палочке. Когда находится, наконец, нужная палочка, “покупатель” радостно несет ее в кассу и получает свой товар.

Слайд

Можно из палочек строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п.

В своей работе я использую не только покупное пособие палочек Кюизенера, но и изготовляю своими руками: воспитателям показать различные дидактические пособия.

И в заключение, своего мастера класса, я предлагаю вам поиграть, в игру «Ткачиха», вам нужно закрыть этот коврик разноцветными палочками. Каждый игрок получает игровое поле (10х10) и бросает кубик, какая цифра выпадает такую и выкладываем на поле палочку, если палочка не входит, то нужно подобрать 2 меньших размера.

Выигрывает игрок, кто вперед закроет игровое поле.

Мы с вами, уважаемые коллеги, увидели, что использование данной игровой технологии по палочкам Кюизенера строится на основе игровой деятельности. Снимает психологические стереотипы. Скучные занятия математикой превращаются в увлекательные занимательные встречи

Слайд

Я предлагаю оценить работу данного мастер-класса по следующим критериям:

Оранжевая палочка — игровая технология интересна, и я хочу использовать ее в своей деятельности.

Синяя палочка – Данная технология интересна. Но мастер не смогла убедить в необходимости применения.

Черная палочка – Мастер класс не интересен.

Спасибо за участие в мастер-классе. Надеюсь, вас заинтересует данная технология, и вы сможете применить ее в своей работе.

Прикреплённые файлы:

master-klas_nhoub.pptx | 3254,4 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!»Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!» Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!» Сегодня в «Детствограде» был веселый праздник математики! Да.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера для детей первой младшей группыИгры и упражнения с палочками Кюизенера для детей первой младшей группы Игры с палочками Кюизенера (в 1 младшей группе) помогают в доступной и увлекательной форме решать задачи формирования сенсорного восприятия.

Фотоотчёт «Как мы играем в логические игры с цветными счётными палочками Кюизенера»Фотоотчёт «Как мы играем в логические игры с цветными счётными палочками Кюизенера» Логические игры математического содержания вызывают у детей познавательный интерес,способность к творческому поиску. Одним из принципов знакомства.

Конспект занятия с цветными палочками Кюизенера в средней группе «Построим цыплятам домики»Конспект занятия с цветными палочками Кюизенера в средней группе «Построим цыплятам домики» Программные задачи: Образовательные: - Закреплять представления детей о форме: треугольная, квадратная, прямоугольная; - Закреплять представления.

Консультация «Игры с палочками Кюизенера»Консультация «Игры с палочками Кюизенера» Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как.

Мастер-класс по нетрадиционному рисованию ватными палочкамиМастер-класс по нетрадиционному рисованию ватными палочками Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить.

Мастер-класс по рисованию ветки сирени ватными палочкамиМастер-класс по рисованию ветки сирени ватными палочками Я предлагаю пошаговое рисование с детьми вот такой "Ветки сирени" Для рисования нам понадобится : лист белой бумаги, краски гуашь белого,.

Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде»Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде» Участники проекта: дети старшей группы, родители Вид проекта: познавательно – игровой Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь.

Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде…»Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде…» Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде.» Цель: В игровой форме закрепить и расширить знания дошкольников.

Фотоотчет «Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!»Фотоотчет «Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!» Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!», посвящена стихам о математике. Организация выставки была приурочена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Математика с палочками Кюизенера»
Опубликовано: 14 октября 2020 в 07:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД