Федотова Любовь Викторовна
Мастер-класс на тему «Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Народная поговорка гласит:
«Грамоте учиться – всегда пригодится!»
Уважаемые коллеги, тема моего мастер – класса «Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Мастер-класс на тему „Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
При обучении дошкольников грамоте, педагоги ДОУ руководствуются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а именно образовательной областью «Речевое развитие», которая предполагает:
• формирование у детей речи, как средство общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс. Существуют несколько основных компонентов, которые входят в этот процесс:
• Формирование звуковой стороны речи - (ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп);
• Формирование фонематических процессов - (умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка);
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи - (выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слов);
• Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", «рассказ», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
• Формирование умения работать со схемами: слов, предложений, разрезной азбукой и владеть навыками чтения.
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям очень сложно усвоить абстрактные понятия такие, как «звук», «гласный», «согласный твёрдый», «согласный мягкий». Эти понятия не видны детям в их привычном мире, их нельзя увидеть, потрогать.
На помощь приходит - игра, которая гармонично вписывается в естественную среду детей, становится для них и развлечением, и способом познания. С помощью игры, очень сложное - становится понятным и доступным для ребят. И задача педагога - открыть для детей мир игры, заинтересовать. И только тогда, у дошкольников появится желание узнавать, что-то новое и добиваться результатов.
Игры способствуют сенсорному и умственному развитию, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретённые знания, на базе которых развиваются речевые возможности. От того, как ребёнок в дошкольном возрасте будет введён в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным интересными предметами, картинками, образами.
Мои дидактические игры соответствуют требованиям к игрушкам в ДОУ они:
Эстетичны;
Реалистичны;
Безопасны для здоровья детей;
Имеют обучающую ценность;
Не провоцируют детей на агрессию;
Интересны и запоминающиеся.
Предлагаемые дидактические игры.
Звук (Черновик)
• «Поймай звук»
• «Назови картинку и найди звук»
• «Замкни цепочку»
• «Найди фишке место»
Слог
• «Составь слог»
Слово (звуковой анализ слов, деление слов на слоги)
• «Составь слово»
• «Измени слово»
• «Составь слово из слогов»
• «Соедини рисунок со схемой»
Буква (знакомство с буквами)
• «Рассели животных»
• «Собери букет»
• «Угадай-ка»;
Предложение (Составление распространенных предложений)
• «Напишем письмо»
• «Добавь слова»
• «Составим фразу»
Чтение (слоговое)
• «Разгадай ребус»
• «Соедини стрелкой»
• «Читаем сами»
Коллеги, предлагаю вам на практике убедиться в эффективности использования моих дидактических игр. (Пригласить коллег поиграть)
И в заключении хотелось бы сказать, что данные дидактические игры, помогают мне эффективно решать поставленные задачи:
• развивать у детей интерес к работе со звучащим словом;
• формировать умения различать твердые и мягкие согласные звуки, гласные звуки русского языка;
• развивать интерес к дальнейшему изучению родного языка, прочные навыки чтения и грамотного письма.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть дети в игре чувствуют свой успех, делают свои маленькие "открытия" и с радостью идут на каждое занятие.
Спасибо за внимание!