Лариса Сухопарина
Мастер-класс «Игры для формирования доброжелательного отношения к сверстникам и гуманного отношения к людям»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс на тему : «Игры направленные на доброжелательное отношение к сверстникам и гуманное отношение к людям».
Подготовила: Сухопарина Лариса Ивановна.
Цель:
- совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.
Задачи:
-Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.
Публикация «Мастер-класс „Игры для формирования доброжелательного отношения к сверстникам и гуманного отношения к людям“» размещена в разделах
-Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.
Материалы и оборудование: макеты ладошек, правила синквейна, афоризмы, пословицы, карточки с заданием, ручки, фломастеры.
Ход мастер-класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Детство - время развития всех сил человека: как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идёт активное накопление нравственного опыта.
Каждый ребёнок в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будут вырастать более сложное нравственное чувство.
Считаем, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живёт.
Сегодня я хочу вам предложить несколько заданий по теме нашего мастер-класса.
Перед нами солнышко и по мере игры мы будем прикреплять к солнышку лучики.
Первый лучик
Игра «Добрые слова», цель которой: продемонстрировать значение добрых слов в жизни, показать необходимость умения радоваться вместе с другом успехам и победам.
Правила игры :
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты по следующим направлениям:
-одобрение внешности
-одобрение личностных качеств
-одобрение деловых качеств
Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке, партнёры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
В такую игру можно играть с детьми. Ведь основу коммуникативного взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании. А средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.
Не правда ли, приятно было слушать комплименты в свой адрес? А что было приятнее: говорить или принимать комплименты? (Ответы)
Второй лучик
Игра «Мудрые мысли»
Правила игры :
На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, высказываниями великих людей, разделённые напополам. Надо собрать каждое высказывание. (звучит музыка)
«Нет места милее родного дома» (Цицерон)
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» (Себастьян Брант)
«Чтобы поверить в доброе, нужно начать делать его» (Л. Н. Толстой)
«Против всего можно устоять, но не против доброты» (Ж. Ж. Руссо)
«Уважай отца и мать, будет в жизни благодать»
«Не привыкай к безделью, учись рукоделью»
«Тому тяжело, кто помнит зло»
«Не одежда красит человека, а его добрые дела»
«Ласковое слово и кошке приятно»
«Слово лечит, слово и ранит»
«Не спеши карать, спеши миловать»
«Других не суди, на себя погляди»
Третий лучик
Уважаемые коллеги, предлагаю вам составить синквейн на тему «Духовно-нравственное воспитание». Я думаю, что многие из вас знакомы с этой методикой. (правила написания синквейна на столе)
Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определённой задачи.
Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи, так как у дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас.
Пример синквейна:
1. Существительное – семья
2. Прилагательные (два) – крепкая, дружная
3. Глаголы (три) – помогает, любит, заботится
4. Предложение о семье, афоризм или пословица – вся семья вместе – и душа на месте или Я люблю свою семью.
5. Синоним, или как по-другому можно назвать свою семью – Ячейка общества. Мой дом.
Синквейн со словом «Дети»
Дети
Любимые, ласковые
Играют, радуют, умиляют
Дети – цветы жизни
Счастье
ребёнок
умный, подвижный
играет, шалит, трудится
самое дорогое в жизни
счастье..
Синквейн на тему «Ребенок»
ребенок
маленький, своенравный
рождается, растет, воспитывается
существо, которое наполняет жизнь смыслом
личность.
Четвёртый лучик.
Игра «Добрые дела». Это игра на каждый день, которая не
ограничивается временными рамками. Участвовать в ней могут от одного человека до целой группы.
Организатору игры (родителям, педагогам) нужно подыскать подходящий сундучок (или копилку, коробку с прорезью, а также изготовить из картона или пластика красивые монетки. Каждая монетка соответствует одному доброму делу. В конце дня попросите ребенка бросить в копилку столько монет, сколько добрых дел он сделал за
день. Если ребёнок затрудняется, помогите ему отыскать хорошее даже в самых обыденных поступках. Игра помогает лучше ребенку разобраться в морально-этической стороне жизни и стимулирует его на нравственные поступки.
Пятый лучик.
Игра «Палочка выручалочка»
Цель: продолжать воспитывать в детях чувство взаимопомощи и
сотрудничества, развивать связную речь.
Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.
Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка выручалочка. Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка -выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему. Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.
Вот какое у нас получилось яркое солнышко. Я думаю, что это солнышко будет светить всем нам.
Вывод: Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас, от педагогов зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Я считаю, что каждый ребенок вправе выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача педагога: направить ребенка к краскам и кистям - Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны - решать только ему.