Ольга Затонская
Мастер-класс «Коррекция страхов посредством сказкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс.
Тема: «Коррекция страхов посредством сказкотерапии».
Обратите внимание на экран ( фото: взрослые и дети, испытывающие чувство страха).
Как вы думаете, что объединяет этих людей? Какое чувство они испытывают? (варианты ответов участников мастер-класса)
Страх свойственен и детям и взрослым. Это одна из базовых эмоций человека.
Что вызывает страх? (варианты ответов)
Публикация «Мастер-класс „Коррекция страхов посредством сказкотерапии“» размещена в разделах
Причиной страха могут быть люди, события, ситуации, являющиеся сигналом опасности. Страх возникает в тех случаях, когда мы оказываемся в неразрешимой на наш взгляд ситуации.
Так что же такое страх? (варианты ответов)
Страх-это эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности.
По каким признакам можно понять, что человек испытывает страх? (варианты ответов). Спасибо! А еще :
-мимические проявления; учащается сердцебиение; тело пробирает дрожь; мучает бессонница.
-переживание страха сопровождается чувством неуверенности в себе, незащищенности.
-появляется излишнее напряжение, тревожность.
Находясь в ситуации затяжного и навязчивого страха человек начинает испытывать психологический дискомфорт. Я приглашаю принять участие в работе тех, кому знакомо это ощущение (участники занимают места и начинают выполнять задания).
Как помочь человеку избавиться от страха и вернуть чувство радости жизни? (варианты ответов)
Существует еще несколько способов:
-поговорить о страхе, поделиться своими переживаниями;
-проиграть травмирующую ситуацию; «поиграть» со страхом.
Поиграть можно прямо сейчас. Хлопните в ладоши те, кому бывает страшно. Закончите мысленно предложение : «Я боюсь….» Попытайтесь увидеть свой страх. С каким образом он у вас ассоциируется? А теперь начинайте уменьшать свой страх, вот он становится все меньше и меньше и исчезает совсем. Небольшая тренировка в игре со страхом может дать хороший результат!
- нарисовать свой страх, это способствует снятию напряжения;
- от души посмеяться, довести страх до абсурда;
-можно обратиться за помощью к сказке…
«Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок….» Как вы понимаете значение этого выражения? (варианты ответов)
Действительно, любая сказка нас чему-нибудь учит. А иногда сказка помогает найти выход из сложной жизненной ситуации. Уважаемые коллеги, если мы говорим о сказке как о положительном воздействии на человека в решении проблем, то о каком психологическом методе может идти речь? (варианты ответов)
Конечно, это сказкотерапия!
Сказкотерапия- метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром. Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс активизации ресурсов. потенциала личности.
Основные принципы сказкотерапии :
-принцип осознанности
-принцип жизненной силы
-принцип многогранности
-принцип связи с реальностью.
Существует несколько приемов работы со сказкой : анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок, инсценировка сказочных сюжетов.
Привлекательность сказок для психологической коррекции состоит в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходят сказочные герои. И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.
Уважаемые коллеги, назовите сказки (мультфильмы, в которых упоминаются страхи (варианты ответов). Спасибо!
Послушайте сказку о трусливом зайце. «Рассуждал однажды заяц сам с собой: «И что за горькая жизнь у меня! Люди не дают мне покоя. Волки не дают мне покоя. Орлы не дают мне покоя…. Всех я боюсь, всегда я дрожу. Трусливей меня, верно, нет существа на свете! Лучше умереть, чем так жить!» И отправился заяц к морю топиться. Вот пришел заяц на море и…. Закончите, пожалуйста, сказку (варианты участников мастер-класса).
Конец сказки будет разным. Зависит он от нашей с вами жизненной позиции, от мировосприятия. Этот механизм работы со сказкой (придумывание окончания сказки) помогает нам понять стратегию поведения в проблемной ситуации и сделать для себя соответствующие выводы.
Предлагаю обратить внимание на наших участников.
Задание1. Прочитайте сказку о волшебном городе.
Когда-то давным - давно в одном чудесном городе жили маленькие веселые человечки. Жизнь их была светла и беззаботна. Жители ходили друг к другу в гости не только по праздникам но и просто так.
Но однажды в город пришла беда. Налетел черный ураган, и все в жизни жителей изменилось. Исчезли смех и радость, а когда на город спускался вечер, вместе с ним приходил и страх. Кто-то вдруг начинал бояться темноты, кто-то- оставаться один дома, а кто-то боялся простую кошку или собаку, и у каждого человечка страх был свой.
Как-то раз в город приехал цирк, и все жители пришли на представление, но у них были хмурые лица, и никто ни разу даже не улыбнулся, хотя клоуны смешили изо всех сил. Тогда один клоун придумал раздать всем зрителям краски и нарисовать то, чего они боятся.
Когда все рисунки были готовы, их сложили в огромную кучу, и факир пустил в них молнию. В тот же миг все страхи превратились в кучку пепла, а в город вернулись веселье и радость. И тогда все поняли, что страх можно победить- нужно только очень этого захотеть.
Ответьте на вопросы. Чему учит сказка? Что можно сделать когда страшно?
Можно ли использовать сказочные уроки в реальной жизни? Какой прием сказкотерапии вами был использован?
Задание 2. Одному из участников предстоит сыграть роль (с помощью куклы) Бабы Яги и рассказать о том, что ей надоело всех пугать и хочется стать очень доброй, но как это сделать она не знает. Второму участнику предлагается придумать Бабе Яге новый имидж, что бы она стала доброй и привлекательной.
Вопросы для обсуждения:1. На коррекцию какого детского страха направлено задание?
2. Меняется ли эмоциональное состояние человека в процессе проигрывания роли пугающего персонажа?
3. Меняется ли отношение человека к объекту страха в процессе работы с ним?
Задание 3 .Участники разыгрывают этюд про семью Зайчишки-Трусишки с помощью сказочных персонажей. Сценка о том, как Зайчишка боялся оставаться дома один, что ему говорили мама с папой, как им все же удалось уговорить его остаться дома одному ненадолго. Что мерещилось трусишке в комнате, когда папа с мамой ушли. Какие игры придумал Зайчишка, чтобы занять себя и ему стало совсем не страшно. Что сказали мама с папой, когда вернулись. Как они похвалили зайчишку за храбрость.
Вопросы для обсуждения:
1. На коррекцию какого детского страха направлено задание?
2. Идет ли на пользу участие боязливого ребенка в инсценировке проблемной ситуации? Если да, то в чем польза?
Итог встречи
Различные приемы сказкотерапии (анализ сказки, работа со сказочным атрибутом (персонаж Бабы Яги, инсценировка проблемной ситуации) активизируют внутренние ресурсы ребенка, ориентируют его на собственные возможности в преодолении страха путем использования «сказочных уроков» в реальной жизни! Спасибо за внимание!