Татьяна Иванова
Проект «Развитие коммуникативной сферы посредством творческого мышления при помощи развивающей сказкотерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативной сферы через творческое мышление при помощи развивающей сказкотерапии
с использованием художественных материалов
Я благословляю сказки,
надеюсь и вы тоже,
за то, что они
хоть как-то скрашивают
наш будничный мир!
Чарльз Диккенс
«Рождественские повести»
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Развитие коммуникативной сферы посредством творческого мышления при помощи развивающей сказкотерапии“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
С древних времен и до нашего времени актуальным являлся и является вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации. Творчество содержит элемент нового, предполагает оригинальную, продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическими отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области. Творческое мышление – это объединение всех сущностных сил человека, проявление всех его личностных особенностей в деле способствуют развитию индивидуальности, подчеркивают, наряду с общими для многих признаками, его уникальные и неповторимые черты.
В настоящее время педагоги все чаще сталкиваются с проблемами развития творческого мышления. А главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является ассоциативность.
Ассоциативность – это способность видеть связь и исходные черты в предметах и явления, на первый взгляд несопоставимыми. Благодаря развитию ассоциативности, мышление становится гибким и оригинальным. Воображение является одной из главных составляющих ассоциативности, это основа всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым, обеспечивая создание заведомо нового. Так как воображение – это умение конструировать в уме что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, из элементов жизненного опыта (впечатлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений.
Актуальным затруднением в развитии детей дошкольного возраста является коммуникативная сфера, и развитие творческого мышления в данном случае является неотъемлемой частью обучения общению детей.
Цель данного проекта это развитие коммуникативной сферы детей дошкольного возраста через развитие творческого мышления при помощи развивающей сказкотерапии с использованием художественных материалов.
Задачи:
1. создать условия для развития творческого мышления у детей дошкольного возраста;
2. научить детей заниматься совместной деятельностью;
3. развить у детей способность к принятию решений;
4. научить детей находить из конфликтных ситуаций.
Осуществление проекта осуществляется через сказкотерапию с использованием художественных материалов: лепка, рисование, аппликация, театр и т. д.
В результате проведения таких занятий ожидается, что дети получат опыт совместной работы, умение положительного поиска выхода из проблемных ситуаций. Также в ходе таких занятий у детей развивается воображение, ассоциативность и как следствие творческое мышление.
Проект
Осуществление данного проекта происходит в несколько этапов.
Первый этап: проводится наблюдения за поведением детей в группах, учитываются запросы педагогов, родителей, также такие занятия проводятся в комплексе коррекционно-развивающей работы с детьми группы компенсирующей направленности, такие дети имеют проблемы в общении и развитии.
Исследования детей старшего дошкольного возраста показывают, что в этом возрасте прослеживаются нарушения в коммуникативной сфере, детям сложно договариваться, они не умеют выходить из конфликтных ситуаций, для них сложна совместная деятельность. Изучив по той проблеме литературу, я пришла к выводу, что сказка одна из эффективнейших форм коррекционной работы с детьми. В процессе работы подбираются «проблемные» сказки, дети слушают, далее идет обсуждение героев сказки, проблемных ситуаций, ищется выход из них. Дается задание для совместной деятельности на одной территории, дошкольники должны договориться, что они будут делать, каким образом? Дети выбирают материалы пластилин, краски, карандаши, цветная бумага (для аппликаций, маленькие игрушки, кукольный театр и т. д.
Второй этап:
План работы со сказкой проходит по одному плану:
Работа с детьми
1. Разминка пальчиков с помощью пальчиковых упражнений.
2. Чтение сказки.
3. Обсуждение героев, проблемных ситуаций, пути выхода из них.
4. Выбор путей совместной деятельности (лепка, рисование, аппликация, театр и т. д.).
5. Направление детей к дружескому взаимодействию героев и самих детей.
С родителями: рекомендации родителям, посещающим консультации. Домашнее задания в рабочей тетради.
Совершенствование предметно-развивающей среды : пополнение сказок.
1. Пополнение материалов для творчества.
Подбор музыкальных произведений для сопровождения занятий.
№п/п Дата Работа с детьми
1. 17.01.17-02.02.17 Сказка «Колобок»
2. 02.02.17- 15.02.17 «Теремок»
3. 15.02.17-28.02.17 «Красная шапочка»
4. 01.03.17-15.03.17 «Лиса и волк»
5. 20.03.17-06.04.17 «Африканская гроза»
6. «Гадкий утенок»
7. «Бременские музыканты» ит. д.
Третий этап. Заключительный.
Работа по данному проекту очень интересна и многообразна. Результаты можно наблюдать уже после первых занятий. Дети с радостью принимают участие в совместной деятельности. Но возникают и трудности, например, с выходом из проблемных ситуаций, с распределением ролей, с восприятием окружающего мира, с воображением. Поэтому в дополнение к работе по развитию коммуникаций я еще добавляю элементы, расширяющие кругозор, словарный запас, развитие мелкой моторики.
Данный проект не имеет окончательного завершения т. к. развитие психических процессов через развитие творческого мышления не имеет границ. Но каждая сказка – это законченная часть всего проекта, и может выступать как самостоятельный проект. На реализацию одной сказки отводится две недели. В течение этого периода постепенно отрабатываются поставленные задачи.