Мастер-класс по изобразительному искусству для педагогов «Техника рисования — «зендудлинг»

Елена Гранкина
Мастер-класс по изобразительному искусству для педагогов «Техника рисования — «зендудлинг»

Мастер-класс

по изобразительному искусству для педагогов

Подготовила: Гранкина Е. В. – педагог

дополнительного образования

Тема: Техника рисования – зендудлинг

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению новыми техниками

Задачи:

- Познакомить с современным медитативным рисованием в технике зендудлинг;

- Воспитывать интерес к искусству, к различным видам современного народного творчества;

- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.

- Вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству.

Форма проведения мастер-класса:

- с педагогами и для них без участия детей;

- лекция с элементами презентации + практическая работа.

Оформление:

- презентация по теме мастер-класса;

- работы детей и педагога в технике зендудлинг;

- методические материалы.

Материалы и инструменты для работы:

- белый картон;

- черная гелевая ручка;

- цветные карандаши;

- ластик

Структура мастер – класса:

1. Вступительная часть

Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретическая часть

Презентация «Техника Зендудлинг».

Основные этапы выполнения работы.

3. Практическая часть

Творческая работа педагогов по выполнению работы: заполнение квадратов 9/9 см в технике зендудлинг

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса

1. Вступительная часть

1. Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса.

2. Целевые установки. Содержание мастер-класса.

- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня – «Техника медитативного рисования - Зендудлинг». Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Использование нетрадиционной техники на занятиях по изобразительной деятельности в практике дает возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные, креативные по содержанию образы.

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

2. Теоретическая часть

Цель моей работы – создание условий для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.

Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

Задачи в работе с детьми:

- Сформировать у детей технические навыки рисования.

- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

- Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Популярная техника рисования - зендудлинг.

Эта техника произошла из двух техник - ДУДЛИНГ И ЗЕНТАНГЛ. Эта техника способствует развитию правильного восприятия композиции, объёмов и форм, развитию глазомера, тренирует руку.

В переводе с английского языка doodle — это бессознательный рисунок.

Дудлинг часто используют для оформления предметов интерьера, одежды, посуды, ногтей, тату. Также этот стиль широко используется в современной индустрии моды и дизайна. Дудлинг, как способ релаксации не только позволяет снять напряжение, но и сможет раскрыть грани вашего внутреннего мира.

Зентангл напротив, это уравновешенность, осознанность, сосредоточенность. В переводе zen — уравновешенность и rectangle — прямоугольник. Эта техника подобна дудлингу, но в отличие от последнего требует более высокой концентрации, она помогает улучшить память, поднять настроение, стимулирует творческие способности, успокаивает при стрессах и способствует умственному расслаблению.

Если эти две техники соединить вместе, получится Зендудлинг.

Рисунок в технике дудлинг состоит из простых форм и изогнутых линий. В этой технике можно начинать рисовать без каких-либо знаний, умений. Рисунки в технике дудлинг выполняются интуитивно, при их выполнении отсутствуют правила.

Рисунок в технике зентангл отличается тем, что на его выполнение необходима значительная концентрация внимания. Рисуют узоры на квадратных карточках, размер которых 9х9 см. Зентангл, в отличие от дудлинга, создается таким образом, что узор является полноценным и законченным с любой стороны и с любого угла.

Польза от рисования зендудлов:

По результатам исследований доказано, что данная техника рисования оказывает на рисующих исключительно положительное влияние:

создает выраженный терапевтический эффект, способствует релаксации;

приносит вдохновение, способствует развитию творческих способностей;

возможность перенастроиться и вдохновиться на новые проекты;

является прекрасным средством от бессонницы;

рисование незамысловатых узоров успокаивает, снимает стресс и негативные эмоции;

способ развить твердость руки, глазомер, улучшить почерк;

повышается внимание и разрабатывается мелкая моторика;

улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.

Последние несколько лет психологи, дизайнеры и специалисты по развитию креативности обратили на эти каракули пристальное внимание. Как показали исследования, это, казалось бы, совершенно бессмысленное занятие, приносит нам существенную пользу.

Во-первых, дудлинг помогает сконцентрироваться, хотя со стороны это может выглядеть так, как будто вы поглощены рисованием и отвлеклись. Когда мы слушаем монотонную речь, наше сознание как бы «уплывает» – мы начинаем поневоле думать о чем-то более интересном, мечтать, перебирать в уме личные дела и задачи. Даже если тема в целом интересна, особенность нашего внимания такова, что оно постепенно начинает рассеиваться. Чтобы остановить этот процесс и вернуться, нужно усилие воли. Если же вы чертите на листочке бумаги бессмысленные закорючки, то необходимый уровень концентрации поддерживается автоматически, и вам не нужно тратить силы, чтобы все время возвращать себя к задаче.

Во-вторых, дудлинг помогает эффективнее запоминать. Люди, которые закрашивали фигурки, пока слушали информацию, потом на 30% лучше могли эту информацию воспроизвести.

В-третьих, «рисовать каракули – значит помогать себе думать», — считают что спонтанное рисование не только повышает концентрацию, но и помогает видеть ситуацию более полно, находить творческие решения для проблем, развивать креативность и мышление «вне рамок».

Преимущества дудлинга и зентангла

Простота. Не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им пространство листа. Это может быть волнистая линия или круги произвольного размера. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать шаблоны.

Доступность. Для этих техник требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги.

Гибкость. Рисование занимает ровно столько времени, сколько вы можете себе позволить. Вы не только не ограничены во времени, но также нет и нижней границы. Вы можете порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом.

Расслабляет и отвлекает. Такая тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей и успокоить свой ум. Кроме того, рисование – это еще и прекрасный способ выразить свои эмоции на бумаге и обрести душевное равновесие.

Повышает концентрацию внимания. Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удержать внимание на важных мыслях.

Эффективно при поиске различных решений. Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации. Кроме того, в этот момент мозг пытается найти нестандартные варианты решения.

Вывод:

Зендудлинг как вид медитационного досуга, рисование для релакса, интуитивное рисование, моден в среде людей творческих, креативных, состоявшихся и успешных в профессии. Современный ритм жизни требует пауз, остановок, доступных занятий для восстановления душевного равновесия и детям, и взрослым. Каждый из нас имеет свой уникальный визуально-лингвистический почерк, почти как подпись или отпечатки пальцев. И это может стать отправной точкой для активизации и развития природной способности интерпретировать визуальный язык и пользоваться им.

3. Практическая часть.

Зендудлинг выполняется всегда линерами или гелевыми ручками. Сам рисунок выполняется черным цветом, а потом раскрашивается. Если нет ручек, можно рисовать фломастерами, карандашами.

Ваша задача, заполнить квадрат данного размера разнообразным узором или картинкой.

Будем рисовать зендудлы, использовать цветные и чёрные ручки и погружаться в медитативное рисование! Дудлинг или зендудлинг отличается тем, что совсем никакие специальные навыки вам не нужны. Достаточно просто иметь хорошее настроение!

Для рисования в технике зентангл понадобятся следующие материалы:

плотная акварельная бумага

гелевая ручка

простой карандаш

Разнообразные и неповторимые узоры будем создавать по схеме:

На бумажной плитке классического размера в Зентангл (9х9 см)

ставим четыре точки карандашом по углам плитки, немного отступив от края. На карандаш стараемся не нажимать, чтобы позже можно было легко избавиться от линий.

Точки соединяем одной сплошной линией. Не стоит использовать для этого линейку или стараться рисовать линию ровно: некоторая небрежность придаст особое очарование плитке с нарисованным узором. Таким образом мы задаем границы для дальнейшей работы.

Следующий шаг — это создание «зон» внутри квадрата под будущие узоры. Они не будут разбросанными в хаотичном порядке, а создадут целостною картинку.

Когда узоры зентангл начнут получаться, то можно будет этот шаг пропускать и начинать рисовать без предварительной «разметки».

Как разметить квадрат на «зоны»? Проводя линии без отрыва руки от бумаги.

Теперь нужно заполнить узорами пустое пространство между линиями. Зарисовываем сегмент за сегментом.

Нет определенной последовательности, которую необходимо соблюдать: сегменты заполняйте узором так, как вам подсказывает ваше воображение. Оставляйте некоторые участки незарисованными, от этого общая картинка не пострадает.

Когда посчитаете, что рисунок не требует корректировок и дополнений, сотрите нарисованные раннее карандашные линии.

Обязательно добавьте тени, определив для себя место расположения источника света. Без затенений взгляд не будет скользить по картинке и привлекать внимание.

Решив, откуда будет падать свет на элементы узора, добавим твердый карандаш и хорошо растушуем закрашенные границы.

Стороны заполненных сегментов затеним, придавая трехмерность изображению

МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ

Перед тем, как приступить к работе не спешите, подумайте, что же вы нарисуете, ведь стереть и нарисовать заново здесь уже нельзя.

Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.

Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность.

Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Я познакомила вас с техникой дудлинг, зендангл, зендудлинг и какое значение она имеет для развития ребенка. В ходе выполнения практической работы были созданы условия для вашего творчества и самовыражения. Вы почувствовали себя творцом новых, уникальных вещей.

И теперь, пожалуйста, ответьте на вопрос: Как по вашему мнению прошел мастер-класс? Ваши вопросы и предложения?

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Проблема приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству» Консультация для педагогов «Проблема приобщения старших дошкольников к изобразительному искусству» Проблема приобщения старших дошкольников.

Мастер-класс для молодых педагогов «Нетрадиционная техника рисования — монотипия»Мастер-класс для молодых педагогов «Нетрадиционная техника рисования — монотипия» азвитие и формирование личности ребёнка – главная задача практической педагогики. Любой родитель и педагог хотели бы иметь рецепт воспитания.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Подготовила.

Мастер-класс для педагогов по народному декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров»Мастер-класс для педагогов по народному декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров» Приобщать педагогов и детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мастер-класс по изобразительному искусству для педагогов «Техника рисования — «зендудлинг»
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 13:51
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника

Один из самых уважаемых воинских праздников на территории бывшего Союза – это День пограничника 28 мая. Парадные зелёные фуражки можно увидеть повсюду, на улицах разных городов и сёл. Все, кто прошёл...

28 мая. Конкурс «Весеннее настроение» на МААМ

Международный детский творческий конкурс «Весеннее настроение» проходит на портале МААМ. Приглашаем к участию...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Свет повсюду»
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Тема «Свет повсюду» Составитель: Поздеева...
Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек...
Цель: Развивать умственные способности детей с использованием палочек Кюизенера. Образовательные задачи: 1. Уточнить знания о прямом и обратном счёте в...
Мастерская педагога-профессионала «Дидактические игры по цветоведению»
Дидактическая игра «Найди заплатку» Цель: развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия Дидактическая игра «Подбери цвет к предмету»...