Папки-передвижки

Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников «Волшебные краски» (3 фото)

Наталья Горбаченко
Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников «Волшебные краски»

Цель мастер-класса : привлечь внимание педагогов к нетрадиционным методам работы по коррекции и развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Задачи:

• познакомить участников мастер-класса с опытом использования изотерапии как одним из методов арт-терапевтических технологий и его применением на практике;

Публикация «Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников „Волшебные краски“» размещена в разделах

• создать положительный эмоциональный климат у участников, используя изотерапию как одну из форм организации мастер-класса;

• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.

• Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Материалы и оборудование:

• стулья по числу участников (+ один стул для педагога-психолога);

• столы по количеству участников;

• клеенки для стола;

• мука;

• соль;

• керамические горшочки (20 шт.)

• растительное масло;

• бутылка с водой;

• клей ПВА;

• набор красок - гуашь;

• одноразовые тарелки;

• одноразовые ложки и вилки;

• бумажные и влажные салфетки;

• картонные коробки.

Содержание мастер-класса

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Слайд 1.

Уважаемые коллеги!

Сегодня я бы хотела Вашему вниманию представить свой опыт работы в форме проведения мастер-класса по теме : «Использование элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста».

Слайд 2.

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетной. У детей отмечается высокая тревожность, часто наблюдаются проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности.

В последние годы дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Но одним из самых действенных методов является арт-терапия.

Слайд 3.

Арт-терапия относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Именно поэтому в последнее время данный метод всё больше включается в коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения, и даёт положительные результаты.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Слайд 4.

Упражнения с элементами арт-терапии способствуют :

• формированию представлений о себе;

• изучению и выражению своих чувств и эмоций;

• формированию позитивного самовосприятия;

развитию коммуникативных навыков;

эмоциональному сближению;

• снятию психоэмоционального напряжения;

развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

Слайд 5.

Арт-терапия :

• создаёт положительный эмоциональный настрой;

• позволяет обратиться к реальным проблемам или фантазиям;

• способствует творческому самовыражению;

развитию воображения;

развитию эстетического вкуса;

• приобретению навыков изобразительной деятельности и

развитию художественных способностей в целом.

Слайд 6.

Наиболее популярными и часто используемыми видами арт-терапии являются :

• музыкотерапия (лечебное воздействие через восприятие музыки);

• игротерапия;

• песочная терапия;

• сказкотерапия;

• цветотерапия;

• фототерапия.

Слайд 7.

Самым популярным способом избавления от негативных эмоций является изотерапия.

Дети везде рисуют:

На асфальте, песке и в альбоме.

Они ничем не рискуют,

Рисуя на стенах в доме.

Чем хочешь, дети рисуют:

Фломастером, палочкой, кистью,

Как в вальсе мелки танцуют,

Карандаш живёт собственной жизнью.

Дети всегда рисуют….

И взрослые точно знают,

Что дети ни с кем не флиртуют –

В рисунках себя выражают.

Марина Житник.

Как только ребёнок берёт в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает своё подсознание. Изотерапия не предполагает никаких ограничений по виду деятельности, сюжету. Самое важное, что продукт творчества является объективным отражением настроений и мыслей человека.

Слайд 8.

Нестандартные методы рисования помогают детям почувствовать настоящую свободу. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика. А значит, у ребёнка будет лучше развиваться и речевой аппарат, и память.

Данный метод способствует преодолению коммуникативных барьеров, создаёт благоприятные условия для развития произвольности, оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, содействует повышению уверенности в себе.

Слайд 9.

Рисование пальцем, ладошками.

Рисование пальцами не бывает безразлично ребёнку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом. «Игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Слайд 10.

Рисование сыпучими материалами (песок, крупы и др.)

С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем рассыпается над клеевым рисунком крупа, сухие листья, перетёртые между ладошками. Так же используются в работе песок и другие сыпучие материалы.

Слайд 11.

Рисование пластилином.

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоёмкая техника требует от ребёнка усидчивости и длительного сосредоточения, внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Слайд 12.

Техника «монотипия».

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, плёнке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее чётким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.

Слайд 13.

Техника марания (разбрызгивание красок).

Игра с красками очень завлекает и завораживает. Тем более, если разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.

Слайд 14.

Рисование предметами окружающего пространства.

Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губками, зубными щётками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то ещё. Целенаправленное «раскачивание» двигательных и функциональных стереотипов создаёт почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости – в частности, от ритуалов, - повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.

Слайд 15.

Кляксография.

Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок. Пусть ребёнок даст название своему шедевру.

Слайд 16.

Рисование на мокрой бумаге.

Необычная работа может получиться, если её выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски. Это доставляет ребёнку особое наслаждение и дарит много положительных эмоций.

Слайд 17.

Рисование под музыку.

Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку. Представляя её цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.

Слайд 18.

Сегодня я хочу Вас познакомить с техникой Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебные краски».

Использование данной техники направлено:

• на гармонизацию эмоциональной сферы;

• на развитие творческих и коммуникативных способностей;

• на умение работать в коллективе.

Творя, человек испытывает прилив сил, актуализируются его ресурсы, мир становится прекрасней.

Слайд 19.

Я хочу поведать вам одну удивительную историю. Называется она «Волшебные краски».

Слайд 20-33.

Сказка «Волшебные краски».

Давным-давно жила на свете одна добрая фея-волшебница. Она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто, забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу. Долгими вечерами, гладя на огонь в камине, она размышляла о людях, и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила понять причину непонимания и ссор людей, и посмотреть на мир глазами одного самого неуживчивого и вздорного короля.

Она прочла заклинание, и … очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном кресле, на ней одета самая неприятная в мире одежда, а вокруг нее бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное – весь мир вдруг потерял краски и стал черно-белым!

«Да, - начала размышлять волшебница, придя в себя, - если видеть все черно-белым и противным, как можно сохранить в своем сердце Любовь и Доброту! Что же делать!» И вдруг волшебницу осенило : «А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок

Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?»

По-разному отвечали люди на этот вопрос. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми. Другие – что желают познать сокровенные тайны жизни. Третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло «как по маслу». Для четвертых было важно научиться быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод. А пятые желали «склеить» разбитые отношения…

«Пожалуй, я смогу им помочь, - размышляла волшебница. – В основу для красок я положу муку, чтобы люди были всегда сыты и здоровы. Потом я добавлю соли, чтобы люди могли узнавать тайны жизни. Затем я капну масла, чтобы дела людей шли удачно. Замешу волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перемешивая, перетирая комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет достаточно жидким, таким из которого я бы смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю туда особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, чтобы склеивались дела и добрые начинания».

Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам, и стала добавлять в каждый горшочек краску. Небо прислало ей голубой цвет, лес – зеленый, огонь – красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга – остальные горшочки! Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.

Что же было дальше, спросите вы. А дальше, волшебница и ее помощники стали обходить жителей этой волшебной страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими. И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверяя волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась – ведь он стал видеть мир в цвете. Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми. С тех пор и существует секрет волшебных красок. А те, кто приготовит их вместе, смогут создать настоящую волшебную страну Доброты.

Вот такая история, друзья! И сегодня мы с вами сможем создать эти волшебные краски и сотворить свою Волшебную страну Доброты.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для этого прошу вас взять в руки по волшебному горшочку. И пока вы держите его в руках, я расскажу вам, как готовить основу для красок.

Итак, сначала вы наполовину или чуть меньше половины заполняете свой горшочек мукой, и начинаете помешивать её, помня, что мука была положена для сытости и здоровья.

Затем вы добавляете горсть соли и перемешиваете её с мукой, помня о том, что соль помогает познавать тайны.

Далее вы капаете в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла, «умасливаете» тесто. Но помните, что чрезмерное «умасливание» приводит к совершенно противоположному эффекту! Поэтому добавляйте не более половины чайной ложки масла. Далее, капнете в горшочек немного воды и замесите тесто.

Потихоньку разбавляйте тесто водой. А когда оно станет достаточно жидким, как тесто на оладьи, или сметана, тогда добавьте в него примерно2-3 столовый ложки клея ПВА, и хорошо перемешайте. Если тесто загустеет, его можно чуточку разбавить водой.

Когда волшебное тесто будет готово, вам предстоит договориться между собой о том, какой цвет вы будете создавать в своём горшочке.

Создавать страну мы будем общими красками.

Краску можно выливать из горшочка прямо на картон, создавая разнообразные движения, можно капать «цвет на цвет», можно приподнимать края картона, давая краскам растекаться. Но не стоит размазывать краску по картону – в этом случае она потеряет свою «объёмность». Итак, в путь!

РЕФЛЕКСИЯ

Мне очень интересно узнать, что у вас нарисовано?

Нравится ли вам то, что вы создали?

О чём вы думали, когда рисовали?

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами узнали историю появления волшебных красок, назначение каждого ингредиента. И, самое главное, смогли приготовить их сами, и создать новую сказочную страну. Предлагаю вам придумать для неё название.

В завершении нашего мастер-класса предлагаю вам мысленно положить на левую руку всё, то с чем вы пришли сегодня, свой багаж настроения, мыслей. Знания, опыта, а на правую руку – то, что вы получили на этом занятии нового.

Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня здесь, улыбнулись друг другу и поаплодировали себе за прекрасную работу.

Оценка работы мастер – класса

А также предлагаю Вам оценить мою работу с помощью предложенных вам оценочных листов.

Спасибо за активное участие!

Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников «Волшебные краски»
Фото «Волшебные краски»
Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников - фото
Публикации по теме:

Арт альбом для дошкольников с 3-х лет Изучение основных цветов Развитие эмоциональной сферы Арт альбом для дошкольников с 3-х лет Изучение основных цветов Развитие эмоциональной сферы Составитель: педагог-психолог Войтра Мария Сергеевна.

Игры для развития эмоциональной сферы у дошкольников Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку.

Использование арт-терапии в формировании и поддержании эмоциональной стабильности и психологического здоровья Мастер-класс «Использование элементов арт-терапии в образовательном процессе с целью формирования эмоциональной стабильности и поддержания.

Конспект тренинга с применением арт-терапии и рецептивно — регулятивной формы музыкальной терапии «Спокойствие!» Цель: Помочь понять участникам занятия, какое влияние на человека оказывает стресс, и предложить некоторые способы борьбы с ним. I Ритуал.

Мастер-класс для педагогов «Применение песочной терапии в речевом развитии дошкольников» Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии дошкольников. Задачи: Дать определение песочной терапии.

Мастер-класс для педагогов «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения» Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению дидактической игры на развитие эмоциональной сферы детей «Конструктор настроения».

Мастер-класс «Роль песочной терапии в развитии у детей с ОНР элементарных математических представлений» Воспитатель: Попова Нина Владимировна Дата проведения: 27 марта 2014года Место проведения: МБДОУ№10 «Золотая рыбка» ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП МАСТЕР.

Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами арт-терапии Развитие творческого мышления старших дошкольников средствами арт-терапии Современная ситуация развития диктует необходимость проявления.

Взаимосвязь стиля родительского воспитания и эмоциональной сферы дошкольников Важнейшим воспитательным институтом каждого человека является семья, поскольку именно в семье закладываются основы нравственного развития,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по использованию элементов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников «Волшебные краски»
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 13:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД