Папки-передвижки

Мастер-класс по работе со сказками с элементами ТРИЗ

Лола Икаева
Мастер-класс по работе со сказками с элементами ТРИЗ

Добрый день, коллеги. Представляю свой мастер – класс по работе со сказкой.

Но для начала, сейчас вы являетесь сотрудниками конструкторского бюро.

А я молодой предприниматель-производитель печенья.

Перед нами стоит задача – придумать 256 новых видов печенек.

Попробуйте решить такую задачу.

Как это сделать?

Я покажу вам один прекрасно работающий метод, с которым разберется даже дошкольник.

Генерация идей бывает разной.

Публикация «Мастер-класс по работе со сказками с элементами ТРИЗ» размещена в разделах

В примере я задала задачу про печенье. Глупости, скажете вы? Но поставьте себя на место производителя печенья и мгновенно поймете, что это вполне реальная проблема. Та же проблема может возникнуть и маркетологов, дизайнеров, рекламщиков и др.

Если решать задачу в лоб, вы просто потеряетесь от числа возможных вариантов. Мозг, работая без рамок, сходит с ума и распыляется в разные стороны. Когда нельзя количественно оценить ту или иную проблему (дав мозгу естественное ограничение) как нельзя кстати подходит метод морфологического ящика (или морфологический анализ, если угодно). Метод был создан швейцарским астрофизиком Фрицом Цвикки для решения многомерных задач.

Как это работает? Все просто. Разберем метод на практике на примере уже упомянутого выше печенья.

Для начала запишем свойства печенья, которые нам важны:

СВОЙСТВА ВАРИАНТЫ СВОЙСТВ

Форма

Начинка

Тесто

Текстура

Свойства (они же измерения) - важные для нас показатели у конечного продукта

Далее распишем варианты каждого измерения:

СВОЙСТВА ВАРИАНТЫ СВОЙСТВ

Форма Круглая Квадратная Фигурная Объемная

Начинка Шоколад Джем Крем Без начинки

Тесто Бисквит Заварное Песочное Слоеное

Текстура Мягкая Твердая Плотная Рассыпчатое

Варианты - то, что мы можем сделать или то, каким конкретно может быть выбранное измерение продукта

Поздравляю, мы только что создали морфологический ящик с 256 вариантами (количество столбцов в степени количества строк, в моем случае 4 в 4). Теперь выбирайте любое значение из каждой строки и получите совершенно отличающийся продукт.

Например:

СВОЙСТВА ВАРИАНТЫ СВОЙСТВ

Форма Круглая Квадратная Фигурная Объемная

Начинка Шоколад Джем Крем Без начинки

Тесто Бисквит Заварное Песочное Слоеное

Текстура Мягкая Твердая Плотная Рассыпчатое

В ходе выбора мы получили вариант квадратного овсяного печенья с плотной текстурой и шоколадом. Звучит уже как описание конкретного продукта

Чем больше свойств мы опишем, тем более четкое описание получим.

А дальше - подключаем экспертов, тестируем на пользователях и запускаем в серию. А если не понравится - просто выбираем новые свойства.

На все у нас ушло несколько минут, а пользоваться такой таблицей можно очень долго.

Общую схему можно представить в виде 6 шагов:

1. Точно формулируем проблему

Любое решение начинается с вопроса. Спросите себя: "А что же я хочу получить?".

2. Определяем измерения проблемы

Измерения — это те самые верхнеуровневые свойства в примере выше: форма, цвет, размер, тип и пр.

Оптимальное количество измерений лежит в интервале от 4 до 10

3. Определяем качества измерения

Качества измерений — это варианты выбора.

Сами характеристики могут быть какими угодно, от классических качественных (размер, форма, цвет и пр.) до абстрактных и чувственных ("не любит людей", "кусается", "чтобы приятно лежало в руке").

Их ограничивает только ваша фантазия. Оптимальное количество лежит в интервале от 5 до 10.

4. Строим морфологический ящик

Мы выбрали свойства и записали их характеристики, отлично.

Настало время построить морфологический ящик, т. е. объединить все в единую систему.

5. Задаем критерии выбора

Критерии очень важны.

Задайте вопрос — по каким принципам вы будете определять, что вам подходит? Самое вкусное печенье? Самое дешевое? Самое новое? Необычное?

Помните, некоторые сочетания в ящике могут быть абсурдными для одних критериев, но прекрасно подходить для других.

6. Анализируем идеи

Итак, ящик построен, критерии определены.

Метод прекрасно подходит для генерации идей и снимает проблемы выбора.

Особенно хороша эта техника для писателей, которые придумывают персонажей: просто опишите достаточное количество их свойств и комбинируйте как вам угодно — каждый раз у вас будет получаться новый герой с уникальными свойствами.

А сейчас, мы с вами попробуем стать писателями-сказочниками и небольшой мозгой штурм для вас:

- царь, три сына, стрела, болото – «Царевна – лягушка».

- мачеха, дочка, падчерица, зимний лес – «Морозко» .

- печь, прорубь, ведра, царевна – «По –щучьему велению».

- Аленушка, баба – яга, озеро, козленочек – «Сестрица – Аленушка и братец Иванушка».

- туфелька, бал, принц, тыква – «Золушка».

-дед, внучка, огород, жучка – «Репка».

- шляпа, кот, принцесса, людоед – «Кот в сапогах».

- печка, яблоня, молочная речка, баба – яга – «Гуси - лебеди».

Долгое время проживает в однокомнатной квартире без удобств.

Представитель мало оплачиваемой профессии (шарманщик). Его друг – Джузеппе, но не Верди.

Сегодня его имя – нарицательное. Когда хотят сказать о тяжелом, беспросветном труде, говорят: «Вкалываю, как.» (ПАПА КАРЛО).

Имеет ученую степень. Выполняет несколько функций: организатор, менеджер, режиссер, воспитатель.

Страдает от аллергии (проявляется в многократном чихании).

Особые приметы – длинная борода (КАРАБАС-БАРАБАС).

Не умеет вести диалог с рептилиями, часто вступает с ними в конфликт. Целеустремленный. Готов вычерпать до дна весь пруд для достижения заветной цели.

Рабочий инструмент – сачок. Занимается поставками сырья для гирудотерапии (ДУРЕМАР).

Заводила, неформальный лидер в детском коллективе. Авантюрист, легко поддается чужому влиянию, верит в чудо. Его изображение в профиль незабываемо (БУРАТИНО).

Выберите персонажа из предложенных картинок (или вписывайте свой вариант)

Морфологическая таблица сказочных героев :

1. Заполняем таблицу свойствами.

Характер, внешний вид,

(сказать когда они будут работать с таблицей)

Воспитатели проговаривают свой вариант сказки

Не забывайте, что итог работы – это описание изменений выбранного героя (героев).

Придумывается название получившейся сказки и выводится жизненное правило для героя или совет.

При помощи метода морфологического ящика различные решения сложной проблемы можно найти уже на этапе проектирования.

Например Цвикки, автор этой идеи, применял метод ящика к своим исследованиям космоса и разработке реактивных двигателей и ракет.

Подведем итог

Метод морфологического ящика — прекрасный и простой инструмент решения многомерных неопределенных задач. Его основные достоинства:

Многомерность: метод позволяет рассматривать все грани сложных проблем одновременно, ничего не упуская.

Простота: построить морфологический ящик не сложно, он не сильно напрягает мозг и подходит всем, от детей в детском саду до профессоров в университетах.

Универсальность: не важно, какого рода проблема будет разобрана. Метод отлично справится и с вариантами салатов, и с бизнес-идеями, и с космическими кораблями.

Попробуйте, вам очень понравится. А я пойду печь 212-й вариант печенья.

Публикации по теме:

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья»Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

Конспект НОД с элементами ТРИЗ-технолигии и с использованием ИКТ «Заколдованная весна» (подготовительная группа) Старший дошкольный возраст Цикл занятий с элементами ТРИЗ под общим названием «Путешествие во временах года». В цикле предлагаемых занятий.

Конспект НОД с элементами ТРИЗ в старшей группе «Транспорт»Конспект НОД с элементами ТРИЗ в старшей группе «Транспорт» Конспект НОД Познавательное развитие (расширение кругозора) с элементами ТРИЗ в старшей группе Тема «Транспорт» Программное содержание:.

Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию с элементами ТРИЗ-ОТСМ-ртв «В мире удивительных растений» .

ОД по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие на машине времени» Конспект ОД по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. На тему: «Путешествие на машине времени». Интеграция.

Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники — органы чувств»Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники — органы чувств» Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Наши помощники-органы чувств» Васильева Елена Федоровна. Цель: .Сформировать у детей.

Мастер-класс по изготовлению сундучка со сказкамиМастер-класс по изготовлению сундучка со сказками Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу продемонстрировать Вам как из простой коробки сделать замечательный волшебный сундучок со.

Конспект НОД с элементами ТРИЗ для детей старшей группы «Лучики здоровья»Конспект НОД с элементами ТРИЗ для детей старшей группы «Лучики здоровья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №36» ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ (МКДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по работе со сказками с элементами ТРИЗ
Опубликовано: 27 октября 2021 в 21:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД