Наталья Кузнецова
Мастер-класс по теме: «Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми ОВЗ».
▼ Скачать + Заказать документы
Кузнецова Наталья Александровка учитель - логопед МАДОУ "Детский сад № 40 - ЦРР" г. Тобольск.
Цель: ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.
Задачи:
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации по использованию мнемотехники при заучивании текста, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.
Публикация «Мастер-класс по теме: „Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми ОВЗ“,» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация; мнемотаблицы; тексты.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, - специалистам работающим с детьми дошкольного возраста по развитию памяти и всех компонентов речи.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления об использовании методики мнемотехника в коррекционной работе с детьми ОВЗ.
- внедрения в образовательный процесс методики работы по мнемотехнике.
Ход мастер - класса
Девиз мастер - класса звучит так :
Послушай - ты узнаешь!
Посмотри - ты поймешь!
Сделай - ты научишься!
На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит команду «запомнить». Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. ( Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемоника (греч. — искусство запоминания) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
- кодирование в образы, – знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
- запоминание (соединение двух образов,
- запоминание последовательности,
- закрепление в памяти. – замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Мнемотехника помогает развивать :
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемоквадраты, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.
Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.
Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное - букв, цифр, предметов).
Мнемотаблицы используют для :
Заучивания стихов, загадок, пословиц;
Пересказа текстов;
Составления описательных рассказов;
Для заучивания чистоговорок и скороговорок по автоматизации звуков.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Этапы работы с мнемотаблицами
1. Рассматриваем таблицу и разбираем то, что на ней изображено.
2. Осуществляем так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодирования пересказываем сказку с опорой на символы, т. е. отрабатываем метод запоминания.
4. Каждую таблицу ребёнок воспроизводит самостоятельно
Если на первоначальном этапе обучения детям даётся готовая мнемотаблица, то в последующем, ребёнок может сам с помощью пиктограмм, символов составить для себя план пересказа. Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. При этом пересказывают сказку совместно с взрослым (на ранних этапах, сами дети, прибегая к незначительной помощи.
Размер мнемотаблиц делают различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.
Для младшего возраста - таблицы на 4, на 9 клеток
. Для среднего возраста - таблицы на 9, на 16 клеток.
Для детей старшего возраста - таблицы на 16, на 25 клеток.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.
Описательная загадка: Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растет на грядке в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить. (картофель). Технология составления мнемотаблицы та же.
На логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков, в работе с детьми отмечается, что для точного повторения стихотворного текста, достаточно схематичного изображения отдельных частей.
Дидактическая игра «Цветик - семицветик»
(На лепестках цветка зашифрованы пословицы их необходимо расшифровать)
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Под лежачий камень вода не бежит
Любишь кататься люби и саночки возить
Яблоко от яблони не далеко падает
Кто не работает, тот не есть
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Мнемотехника повышает эффективность коррекционного процесса. Время запоминания речевого материала значительно сокращается. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способность к замещению и пространственному моделированию. Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов, «зашифровывая» придуманные фразы. Графическое воспроизведение мнемотаблиц доступно детям и способствует развитию мелкой моторики рук.
Работа с «зашифрованными» скороговорками делает обучение интересным и увлекательным, позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков, слов, фраз, что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков.
Желаю вам успехов и творчества в вашей работе с детьми!