Эльвира Кулдыркаева
Использование гарденотерапии в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование гарденотерапии в работе с детьми с ОВЗ
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. Одной из задач специалистов, работающих с детьми с ОВЗ пробуждать у детей интерес у детей через возможные виды деятельности.
Публикация «Использование гарденотерапии в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активирования его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Согласно взглядам Л. С. Выготского, С. Л. Рубенштейна и А. Н. Леонтьева и других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности.
Для этого существуют различные методы работы с детьми с ОВЗ : фитотерапия, ароматерапия, танцетерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Фитотерапия - лечение с помощью лекарственных растений. Эффективное лечебное и профилактическое средство.
Танцетерапия – одно из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Танец сочетает в себе физическую, психическую и эстетическую деятельность.
Куклотерапия - используется в качестве основного приема коррекционного воздействия, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Песочная терапия - игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно-количественных представлений, для развития мелкой моторики.
Рефлексотерапия - это метод лечения, в основе которого лежит воздействие на биологически активные точки организма - нервные рецепторы, отвечающие за работу различных органов и систем. Сюда относится точечный массаж.
Арт – терапия - это терапия изобразительным творчеством, с целью воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка.
Сказкотерапия создаёт безопасную среду, в которой ребенок получает возможность раскрыть и исследовать свою личность, выявить и развить её ресурсы. Атмосфера волшебства и сказочности, часто используемая в сказкотерапии позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает окружение ребенка, расширить фокус его внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.
Все эти методы терапии пренадлежат к числу эффективных средств коррекции, которые используем все мы в работе с детьми.
Кроме перечисленных инновационных технологий, сущестуществует инновационная технология - ГАРДЕНОТЕРАПИЯ, на которой остановлюсь подробнее. Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения) : терапия – лечение, т. е. лечение садом, растениями. В Древнем Египте людям, отстающим в развитии прописывали прогулки в садах, прогулки у реки, чтобы больные могли созерцать красоту и правильность форм растений, улучшалось настроение и человек успокаивался. Доказано, что цвет, как и музыка, может влиять на настроение человека, способствовать его выздоровлению. Природные цвета оказывают на человека огромное влияние, определяют наше эстетическое чувство.
(Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека.)
Гарденотерапия развивает познавательную активность, творческий потенциал, коммуникативные навыки, способствует социальной адаптации и интеграции ребенка с особенностями в развитии в общество, повышает реабилитационную компетентность родителей с целью улучшения уровня экологической культуры, формирует начальные трудовые навыки. В гарденотерапии существует несколько направлений деятельности:
• «Комнатное цветоводство», где используются дидактические игры : «Найди, О Чем Расскажу», «Узнай Растение», «Что Изменилось?», «Найди По Описанию Растение», «Магазин Цветов», «Где Растут Цветы», «Найди Такой Же», «Где Спряталась Матрешка»,«Чего Не Стало?»
• «Путешествие в природу.» Лекарственные растения - аптека под ногами. Правила сбора, хранения и применения лекарственных растений. Ядовитые растения. Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Что за чем».
• «Букеты и приветы» Художественный труд с природным материалом. Экскурсии с целью сбора природного материала. Рассматривание собранного материала. Знакомство с технологией и видами аппликаций из листьев и других частей растения. Аранжировки из цветов, листьев, веток, семян, и другие виды творческой рукотворной деятельности.
Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность инвалидов к полноценной жизни в обществе. Новые методы гарденотерапии, созданные реальной жизнью, дают возможность эффективно проводить процесс реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, оказывают социальную помощь семье, воспитывающей ребенка с особыми потребностями, раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребенка, развивают эмоционально- волевую сферу. Гарденотерапевтический метод опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии (Эмпатия в психологии — это способность к сочувствию, сопереживанию проблемам другого человека.
Гарденотерапия расчитана помочь особому ребенку использовать свои собственные скрытые возможности, раскрыть в себе новые ресурсы и благодаря этому улучшить качество жизни. Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной (когнитивной, социальной, эмоциональной (психологической) и физической. В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков. В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Ребята учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества. Это и взаимодействие за пределами группы, общение в социуме; передача навыков и эмоций другим людям. В психоэмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Чувство гордости за успех, так же, как и чувство ответственности, приведшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Дети понимают, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе. В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков. Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц; пребывание на свежем воздухе при уходе за садом улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (дети слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры) При использовании гарденотерапии в работе с детьми, одним из важных элементов является ручной труд. Он оказывает большое значение для развития ребенка в целом: формирования трудовых умений и навыков, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие мелкой моторики В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Занятия ручным трудом дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, что является очень важным для детей с ОВЗ. Методы гарденотерапии раскрывают дополнительные возможности личности ребёнка через его взаимодействие с растительным миром, обогащают социально-адаптированный опыт ребёнка, развивают эмоционально-волевую сферу, т. к. для детей с ОВЗ возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).