Получи документы

Мастер-класс «Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Наталья Бровченко
Мастер-класс «Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Мастер-класс по теме

"Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Педагог: Бровченко Наталья Олеговна, воспитатель

Цель: Распространение опыта по использованию занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.

Задачи:

- Рассказать о роли занимательных экспериментов для детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.

Публикация «Мастер-класс „Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС“» размещена в разделах

- Раскрыть особенности проведения занимательных экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста.

- Познакомить с занимательными экспериментами разной тематики, на практической основе показать некоторые приемы организации занимательных экспериментов с разными материалами.

Материалы и оборудование: спец. одежда (маски, перчатки, халаты, вода, прозрачные емкости разного размера для проведения экспериментов, пищевые красители, растительное масло, сахар, шипучие таблетки. Слайд презентация. Куклы: Нолик и Симка (герои мультфильма Фиксики).

Участники мастер-класса : Педагоги МКДОУ.

Ход мастер-класса

Подготовительно - организационный этап:

1 СЛАЙД

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме " Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО ". В ходе работы мной будут продемонстрированы опыты с различными материалами.

Если мы обратимся к Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС ДО, то увидим, что одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности). Поэтому их формирование, начиная с дошкольного возраста, – важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и учебной деятельности.

Многие ученые приходят к выводу, что наличие устойчивых познавательных интересов является одним из показателей готовности ребенка к школе, так как оказывают огромное побудительное влияние на процесс и результат обучения.

Я считаю, что одним из эффективных способов ненавязчивой организации познавательной деятельности дошкольников может быть использование занимательных экспериментов. Это позволяет не только организовать детей, но и расширяет их представления об окружающем мире, формирует в сознании ребенка представления о системе зависимостей в природе, способствуют накоплению социального опыта. Данная форма работы вполне уместна как на занятиях, так и в свободной деятельности. Давайте разберемся, что такое эксперимент, и какое роль для детей дошкольного возраста в себе несет.

2 СЛАЙД

Эксперимент (от латинского experimentum – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

- Как считаете, к каким методам обучения относится данная форма работы (ответы аудитории)

Эксперимент относится к наглядным методам обучения, если он демонстрируется педагогом, а также может являться практическим методом обучения, если в последствии самостоятельно выполняется воспитанниками.

Исходя из этого, мы можем выделить следующие виды экспериментов – демонстрационный и самостоятельный.

В процессе демонстрационного эксперимента дети наблюдают волшебное, необычное явление, еще ни разу не встречавшееся в повседневной жизни, данные опыты отличаются красочностью, зрелищностью, моментами неожиданности, привлекая непроизвольное внимание детей.

Значение демонстрационного эксперимента заключается в том, что дети знакомятся с предметом или явлением окружающей действительности (в итоге у них формируется представление о наблюдаемом предмете или явлении); у воспитанников формируются предпосылки к некоторым экспериментальным умениям : наблюдать явление, планировать эксперимент, анализировать результаты, устанавливать связи и зависимости, делать выводы и т. п. Но при проведении педагогом демонстрационного эксперимента они только пассивно наблюдают за опытом, сами при этом ничего не делают собственными руками. Такие эксперименты целесообразно использовать в развлекательной деятельности.

Значение самостоятельного эксперимента заключается в том, что при его выполнении у ребенка вырабатываются такие важные личностные качества, как аккуратность в работе с приборами, соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте, организованность, самостоятельность в планировании своей деятельности, настойчивость в получении результата. Умение работать в коллективе У них формируется определенная культура умственного и физического труда, что является важным аспектом в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, в особенности при подготовке к школе.

Рассмотрим особенности проведения экспериментов. Здесь я бы хотела выделить

наиболее эффективные приемы организации эксперимента, но за меня это сделаете вы.

Основная часть:

Я покажу Вам несколько вариантов организации занимательных экспериментов, а ваша задача в процессе работы, выделить использованные мною приемы.

- Когда я была маленькой, я мечтала стать ученым. Вы знаете, кто такой ученый? Чем он занимается? (ставит эксперименты, делает научные открытия.)

- Кто-нибудь из Вас хотел бы стать ученым? (да)

- Тогда я предлагаю, сегодня превратиться в маленьких ученых. (Появляется спец. одежда - шапочка, маска, халат, перчатки)

РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ, ПОКА УЧАСТНИКИ ПЕРЕОДЕВАЮТСЯ

- Это специальная одежда ученых. Для чего она нужна? (для безопасности)

Здесь нужно провести беседу по ТБ, в зависимости от материалов, с которыми работаете. Использование специальных атрибутов в процессе экспериментирования, придаст дополнительной мотивации, интереса, а также динамики занятию.

Во время переодевания, мастер "случайно" находит фигурки фиксиков.

- Друзья, кто это? (фиксики) Вы знаете, кто такие фиксики?

СЛАЙД 3

- Сегодня они будут нашими помощниками.

- Господа ученые, приступаем к фикси-экпериментам.

- Сейчас на улице зима, не хватает солнышка, красок. Только представьте, лето, дождик прошел, выглянуло солнышко и появилась радуга. Все вокруг сразу заиграло бы множеством красок. Да. жаль, что сейчас не лето.

Симка: Не отчаивайтесь, господа ученые, мы сможем изобрести радугу прямо в этой комнате.

Нолик: 1, 2, 3, 4, 5, можно опыт начинать!

СЛАЙД 4

Радуга в стакане

Оборудование: сахар, стакан из прозрачного стекла, красители разных цветов.

Педагог предлагает детям посмотреть интересный опыт. Во время демонстрации комментирует свои действия:

- Нам нужно пять стеклянных стаканов. Добавляем в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4. Ставим их по порядку, и запомним сколько сахара в каком стакане. Теперь добавляем в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешиваем. Добавляем несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешиваем. Аккуратно, с помощью ложки вливаем жидкость в чистый стакан. Нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный.

Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои. Педагог задает вопрос:

- В чем же секрет? (предположения детей)

Объяснение педагога:

- Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

Нолик: Ну как? Если вам все еще не хватает красок, тогда смотрите следующий опыт.

- Что нам для него потребуется?

5 СЛАЙД

Взрыв цвета в молоке

Оборудование: цельное молоко, пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Педагог показывает эксперимент, комментируя свои действия:

- Наливаем молоко в тарелку,

- Добавляем в него по несколько капель каждого красителя. Делаем это аккуратно, чтобы капли красителя не перемешались между собой,

- Теперь возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а капли красителя смешиваться в узоры, как настоящий взрыв.

- Как вы думаете, почему красители начали двигаться? (предположения)

Объяснение опыта педагогом:

-Мы знаем, что в молоке содержатся молекулы жира. При добавлении в молоко, моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира и приводит их в движение. Именно поэтому капли красителя начинают перемещаться.

- Хочу продемонстрировать Вам еще один очень простой, но очень зрелищный опыт "Безопасный вулкан".

РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ

- Чтобы демонстрировать данный эксперимент, детей нужно познакомить и вспомнить само понятие "Вулкан". Как организуете предварительную работу?

Познакомить детей с геологическим образованием вулкан можно с помощью рассказа педагога, просмотра иллюстраций, обучающего фильма, слайд презентации. Педагог акцентирует внимание на том, что данное явление очень опасно для жизни и предлагает сделать каждому свой безопасный вулкан.

5,7 СЛАЙД

Безопасный вулкан

Оборудование: растительное масло, пищевой краситель, вода, шипучая таблетка.

Педагог проговаривает алгоритм действий, дети выполняют: Сначала наливаем в стакан немного растительного масла, затем окрашенную воду. Теперь кидаем в стакан шипучую таблетку и наблюдаем за реакцией. схема

Объяснение опыта педагогом:

- При соединении двух жидкостей - воды и масла, вода опустилась на дно, так как имеет большую плотность. Шипучая таблетка также опускается на дно под своим весом. Реакция таблетки с водой подобна реакции соды и уксуса. При соединении с водой кислота и щелочь вступают в реакцию, образуя газ, который вместе с частичками воды поднимается на поверхность и создает впечатление извергающегося вулкана.

Заключительная часть:

8 СЛАЙД

Оценка реакции аудитории (рефлексия).

"Живая диаграмма"

Участникам мастер класса предлагается выразить своё отношение к данной теме, с помощью цветного песка. Красный – если тема интересна, мастер класс оказался полезным. Синий – если было неинтересно. Участники выбирают нужный цвет песка и высыпают в соответствующую банку. Мастер сравнивает уровень песка в двух банках и делает вывод, данная тема интересна и по-прежнему актуальна.

Сегодня я показала лишь малую часть экспериментов, которые можно проводить с детьми. Предлагаю вашему вниманию буклеты, в которых вы найдете и другие интересные опыты, и сможете использовать их на своих занятиях или в развлекательной деятельности.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР»Консультация для воспитателей «Тесто — пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» Консультация для воспитателей «Тесто – пластика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с детьми ЗПР» По данным исследования ученых.

Мастер-класс «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста» Тема: «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: Создать условия для формирования знаний у.

Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Маг, что придумал бумагу цветную.

Мастер-класс «Изготовление торта из пенопласта и салфеток с детьми старшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Изготовление торта из пенопласта и салфеток с детьми старшего дошкольного возраста» Идея создание торта пришла мне в тот момент, когда ребята играли в уголке и пришли ко мне с вопросом. Им нужен был торт для празднование,.

Мастер-класс: «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс: «Применение техники работы с бумагой квиллинг в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: создание цветов в технике квиллинг. Задачи: формировать умение скручивать бумажные полоски в роллы, развивать творческие способности.

Мастер-класс с воспитателями «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей Тема: «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство.

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Педагогический проект: «Уроки мудреца-Светофора» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ Педагогический проект: «Уроки мудреца-Светофора» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ Автор: Гиря Оксана.

Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. Прогулки с ребёнком — важный этап его развития Первые элементарные представления об окружающем мире, живой и неживой природы, человек получает.

Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС Разнообразие здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ЗПР в условиях ФГОС. Здоровье ребенка, его социально-психологическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Роль занимательных экспериментов в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Опубликовано: 22 мая 2017 в 11:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД