Приложение МААМ

Мастер-класс по экспериментированию с различными материалами «Мы волшебники»

Инна Мордик
Мастер-класс по экспериментированию с различными материалами «Мы волшебники»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов

«Мы волшебники»

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы

И получать на них фактические ответы, оказываясь

На более высоком умственном и нравственном уровне

В сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

К. А. Тимирязев

Цель мастер-класса :

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;

Публикация «Мастер-класс по экспериментированию с различными материалами „Мы волшебники“» размещена в разделах

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

- распространение педагогического опыта.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности.

- Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – и я пойму.

Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

Малыш — природный исследователь окружающего мира.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - игра.

На практике я убедились в том, что экспериментальная деятельность, как и игровая является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Экспериментирование помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

В своей работе я интегрирую разные виды экспериментирования : с реальными и абстрактными объектами.

С реальным объектом - это экспериментирование с живой, неживой природой и рукотворным миром.

А как, вы, думаете, что означает абстрактные объекты?

Абстрактные объекты - это объекты слова, представления и отношения (дети могут предположить, что можно делать с объектом, где можно использовать этот объект, придумывают новые слова, занимаются словотворчеством.)

А как применяется этот метод экспериментирования на практике, вы поймете в ходе дальнейшей работы.

А сейчас, давайте вспомним с вами роль детского экспериментирования, уточним последовательность проведения.

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Вам представлены слова:

- выдвижение гипотезы,

- проверка предположения,

- целеполагание,

- проблемная ситуация,

- формулировка вывода,

- новая гипотеза.

Правильный ответ:

1. Проблемная ситуация.

2. Целеполагание.

3. Выдвижение гипотез.

4. Проверка предположения.

5. Если предположение подтвердилось: формулировка вывода.

6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода.

Вот и замечательно! Мы вспомнили с вами о роли детского экспериментирования, уточнили последовательность проведения.

А сейчас, я хочу вам показать некоторые виды экспериментирования с различными материалами.

Для этого я приглашаю вас в мою школу волшебства, где вы сами станете немного волшебниками,

Хотите? Тогда закроем глаза и скажем такие слова:.

-Чики-чики-чикалочки

-Игра-превращалочка!

-Вокруг себя повернись

-И в волшебников превратись!

(Звучит музыка «В каждом маленьком ребенке…», воспитатели переодеваются в волшебников)

Урок волшебства №1. «Вода из снега».

Состояние воды зависит от окружающей температуры. Тепло – капельки из тучки спускаются к нам в виде дождика. Холодно – капельки превращаются в снежинки. Но и то и другое – вода.

В ладошки положим снег и скажем такие слова:

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму и снег и снежинки люблю,

Но где же снежинки? В ладошке вода!

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

Как видно ладошки мои горячи.

(Снег под действием тепла превращается в воду.)

Урок волшебства №2. «Волшебные краски» (Смешивание цветов) .

Давайте смешаем краски разного цвета. При смешивании получаются новые цвета. Если к синей добавить желтой, получится зеленая вода; если в красную воду добавить синей краски, получится фиолетовая.

Урок волшебства №3. «Плавающий апельсин»

Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удаться. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Урок волшебства №4. «Мыльные пузыри»

Давайте немножко поиграем. Предлагаю всем попускать мыльные пузыри. Сначала одни волшебники их будут надувать, а другие ловить, а потом наоборот. Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Не за что их не поймать.

Что находится внутри мыльных пузырей, как вы думаете?

Урок волшебства №5. «Волшебный стакан»

Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутом стакане.

Урок волшебства №6. «Стакан на гармошке»

Поставь рядом два стакана, накрой их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуй поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать? Сложи листок «гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь, поставь третий стакан сверху. Он держится! Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.

Урок волшебства №7. «Зарядись»

Расстелим на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Игра «Ровным кругом»

Урок волшебства №8. «Нефтяная речка».

Не секрет, что в наше время в силу определённых причин водоёмы часто загрязнены. Одной из таких экологических катастроф является разлив нефтепродуктов. Удалить нефтяную плёнку с поверхности воды очень сложно. (Спросить у воспитателей.)

Материал : пластиковый контейнер и трубочка, пластилин, прищепка, банка с водой, растительное масло.

Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера проделайте отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и закрепите пластилином. Свободный конец трубочки закрепите прищепкой.

1. Нальём в контейнер воды — это речка. Затем добавить масла, чтобы образовалась хорошо заметная плёнка - «нефть из танкера».

2. Что же будет, если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой плёнкой? (Рыбки погибнут, так как плёнка не пропускает воздух и им нечем дышать.) Вот так и нефтяная плёнка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие обитатели водоёмов.

3. Предлагаю вам очистить воду, не смешивая её, через трубочку (пусть попробуют слить масло через край, вычерпать ложкой).

4. Снимаем прищепку с трубки и сливаем воду в подставленную банку, когда появится масляный слой, зажать трубку прищепкой. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.

5. Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки воды? Смогут ли рыбы обходиться всё время без воздуха?

Вывод: Разлив нефти представляет серьёзную опасность для обитателей рек, озёр и морей.

А для кого ещё опасен разлив нефти на водоёме? Правильно, для птиц.

Урок волшебства №9. «Птицы и нефть»

Цель: помочь детям понять, как загрязнение водоёмов нефтью влияет на водоплавающих птиц.

Материал : пуховые птичьи перья, жидкое масло (растительное, бумажные салфетки

1. Подбросим перышки и проследим за их полётом.

2. Обмокнём пёрышки в растительное масло (избытки промокнуть салфеткой, и ещё раз подбросим вверх. Обратите внимание, как быстро перышки «камнем» падают вниз. А знаете, почему?

Строение перьев позволяет птицам летать, «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара) садится на воду, покрытую нефтяной плёнкой, её перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников.

Урок волшебства №10. «Соленая радуга»

Скажите мне, пожалуйста,

Какая нота и продукт называются одинаково?

Правильно!

- Сегодня с вами мы будем преобразовывать самую обыкновенную соль.

- Как вы думаете можно ли окрашивать соль?

Можно, а как это можно сделать?

Хочу открыть вам маленький секрет и поделиться с вами самым, легким и самым быстрым способом окрашивания соли.

Предлагаю сделать вот такие цветные баночки. И подарить их самому близкому человеку.

1. Вам нужно взять чистый лист бумаги и насыпать на него 2-3 лож. соли.

2. А теперь возьмите мел любого цвета и раскатайте его по соли. Немного нажимайте на мелок, что бы он отдал свой цвет соли. Цвет должен получиться насыщенным.

*Детям доставляет большое удовольствие выполнять такие действия, в процессе такой деятельности, у ребенка развивается мелкая моторка.

3. У кого получилось окрасить соль в нужный цвет, аккуратно пересыпьте ее в стеклянную баночку. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпайте соль в емкость под углом, поворачивая банку. Только делайте это очень аккуратно, чтобы слои соли не перемешать.

4. Далее, опять насыпаем соль и повторяем эту процедуру с мелом другого цвета. Поочередность цветов выбирайте сами.

5. Получается, Заполнили полностью слоями соли разного цвета.

Немного постучите об стол. Самое главное не трясите банку во время работы.

Сделали, покажите свои баночки, как красиво получилось.

Молодцы, А вот представьте, что эту разноцветную баночку вам нужно подарить, кому вы подарите? Представили? Скажите Какие же ощущения он будет испытывать?

(Радость, восхищение, восторг). Молодцы.

Ой, педагоги-волшебники, мы с вами так увлеклись, что и не заметили, как пришло время возвращаться опять в детский сад. Вы сегодня отлично потрудились и многому научились. А скажите мне, уроки волшебства в моей школе вам понравились? А что больше всего запомнилось?

Ну, а теперь прошу всех закрыть глаза, мы возвращаемся…

Чики-чики-чикалочки

Игра-превращалочка!

Вокруг себя повернитесь

И в воспитателей превратитесь!

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

Предлагаю вам памятки, которые помогут в вашей работе с родителями по экспериментированию.

Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать. Свои разноцветные баночки, вы можете забрать на память.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры с различными предметами и материалами. Развитие мелкой моторики ребенка Начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Доказано, что двигательные.

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Маленькие волшебники» Конспект НОД по экспериментированию в средней группе «Маленькие волшебники» Автор: воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ.

Конспект занятия по экспериментированию с разными материалами во второй младшей группе Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов,.

Мастер-класс по развитию мелкой моторики и работе с природными материалами «Осенние забавы»Мастер-класс по развитию мелкой моторики и работе с природными материалами «Осенние забавы» абота расчитана на детей старшего дошкольного возраста, а также детей 1-2 классов. Осень такая прекрасная пора! А сколько природных.

Мастер-класс по экспериментированию Цель: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой, бумагой, магнитом. Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты.

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами. Воспитатель Горнова Татьяна Витальевна ДС «Лучик» Г. Кинель, Самарская обл.

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами Подготовила Мадзаева Р. И. Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать.

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами на РМО воспитателей Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица Мне очень близка театральная деятельность,.

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Детское экспериментирование – основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Особенности работы детей с различными инструментами и материалами Особенности работы детей с различными инструментами и материалами Бумага. Это очень «ранимый» материал: она может помяться, порваться,.

Автор публикации:
Мастер-класс по экспериментированию с различными материалами «Мы волшебники»
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 23:08
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по экспериментированию с различными материалами «Мы волшебники»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Мордик (УИ 799159) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД