Яковенко Ирина
Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для повышения познавательной активности дошкольников. Способствовать повышению уровня знаний участников в организации образовательных ситуаций в ходе режимных моментов в ДОУ.
Форма проведения мастер-класса:
• с педагогами и для них без участия детей;
• лекция с элементами презентации + практическая работа
Материалы и оформление:
• презентация по теме мастер-класса;
• памятка для педагогов
Публикация «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов, как способ повышения познавательной активности детей» размещена в разделах
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Ход мастер-класса:
1. Вступительная часть. Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема мастер-класса.
Помните известное китайское изречение : То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
«Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).
Принято выделять следующие типы образовательных ситуаций:
игровые; практические; проблемно-игровые; проблемные.
Так же образовательные ситуации можно разделить на: заранее спланированные; спонтанно возникшие.
Используя образовательные развивающие ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знаниям, а к познанию окружающего мира. Таким образом, ребенок сам добывает знания и познает мир, давая свою оценку.
2. Теоретическая часть.
Сегодня мы поговорим об использовании проблемно-игровых образовательных ситуаций в режимные моменты.
Проблемно-игровая образовательная ситуация может (использоватся) в разнообразных формах взаимодействия с детьми: ситуативный разговор с детьми; рассказ; беседа; дежурство; наблюдение; исследовательская деятельность; экскурсия; чтение; игра-экспериментирование; конструктивная деятельность; развивающая игра; сюжетно-ролевая игра.
Проблемная ситуация – помощью которой пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений..
Это побуждает ребенка находить новый метод объяснения.
Например: Козлята из сказки «Волк и семеро козлят» просят помощи. Они перебежали через речку по мостику на другой берег на полянку. Там играли, веселились, на солнышке грелись. Собрались домой, а речка разлилась и мостик затопила. Нужно козлятам перебраться на другой берег реки, но они не могут. Как помочь козлятам?
(нужно проложить через речку новый мостик).
При выполнении задания дети сталкиваются с затруднением – не все дощечки подходят. Что надо сделать, чтобы подобрать правильную дощечку? (сравнить длину дощечки и ширину реки).
проблемную ситуацию:
Мама после обеда мыла в тазу ложки. Одни ложки опустились на дно тазика, а другие – плавали на поверхности. Почему не все ложки утонули?
Ответ: ложки были разные: металлические, деревянные, пластмассовые.
Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям:
1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;
4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;
5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)
3. Практическая часть.
Итак, я считаю! Что утро в детском саду самое благоприятное время для организации коротких бесед, ситуативных разговоров, небольших рассказов, эвристических бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений и ответов на поставленные вопросы.
Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи.
С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком целесообразно организовать развивающие игры типа
"Что повар приготовил?», "Угадай, из чего приготовлено? ", цель которой заключается в развитии представлений детей о процессе приготовления блюда, об ингредиентах, о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд, воспитание уважения к труду повара.
В детском саду дети сталкиваются с многочисленными вопросами, которые побуждают их к математическому мышлению.
- Хватит ли столовых приборов на обед для всех детей?
- Как разделить строительный материал между детьми, чтобы не ссориться?
Временной отрезок после сна можно использовать с пользой:
Например: застилая постель после сна: Определите на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка?
Например: Расчесывая девочек, спрошу, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные, почему волосы поднимаются за расческой?
В таких беседах с детьми воспитатель помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой, направляет детей на поиск решения проблемных ситуаций.
По уходу за комнатными растениями в уголке природы проблемные образовательные ситуации могут вытекать из опыта и наблюдения и решаться путем проведения опыта.
Например: Карлсон, пролетая мимо окна детского сада, удивился, почему растения опустили листики? А вы, ребята, как думаете?
Ответы детей. (Если вовремя не полить растения, то одни начинают опускать листики, вянуть)
Почему кактус в частом поливе не нуждается и без воды не вянет?»
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития познавательной деятельности детей. На прогулке не маловажную роль в познавательном развитии играют наблюдения, экскурсии, исследовательская деятельность, игры-экспериментирования.
Осенью цель проблемной ситуации «Куда делись муравьи?» - формировать представление о том, что насекомые прячутся, когда наступает осень и становится холодно.
В зимнее время уместно сооружение построек из снега, опыты со снегом. При изучении свойства льда и наблюдениях на прогулке могут появиться проблемные вопросы:
- Откуда берутся сосульки?
- Почему зимой сосулек нет, а весной они появляются?
- Откуда появилась вода на крыше?
- Куда девается снег весной?
Возвращаясь или собираясь на прогулку можно поставить перед детьми проблемную ситуацию, например,
«Почему промокли наши варежки?»
Откуда взялась вода, если на улице снег?
Какую обувь надеть в дождливую погоду, чтобы не замочить ноги?»
Во второй половине дня с детьми организуются строительные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия. Они являются основными формами организации познавательной деятельности детей.
Проблемная ситуация «К медвежонку пришли гости. Он решил угостить всех конфетами. Поставил стол и три тарелки. Надо разделить конфеты. Помогите медвежонку!». Цель этой ситуации – учить на наглядной основе делить угощение на всех детей поровну
Проблемная ситуация «Друзья». В одном домике живет зайчонок, а в другом щенок. Между их домами протекает река. Как щенку попасть в гости к зайчонку? (построить мостик из конструктора, лодку)
Давайте представим, что вы воспитанники моей группы, а я ваш воспитатель. Будем вместе играть, отвечайте, громко, не перебивайте друг друга.
(Перед каждой ситуацией будет отступление-пояснение.)
В процессе сюжетно-ролевой игры в воспитатель предлагает
Игровая ситуация:
В гости к ребятам пришла кукла Даша, они решили угостить её чаем и пригласили за стол.
Детям предлагается внимательно посмотреть на неё и сказать что же здесь не так.
Дети замечают, что у Даши грязные руки.
Ставится вопрос: А можно ли сидеть с грязными руками за столом?
Естественно дети отвечают что нельзя.
Проблемная ситуация: Как мы можем ей помочь?
Детей спрашиваю, а почему нельзя с грязными руками сидеть за столом?
Ответы детей: так как на руках микробы, а они очень вредные.
Детям рассказываю о том кто такие микробы, что они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов.
Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Чаще всего у нас грязнятся руки. Вместе с грязью, пылью на руках скапливается много заразных микробов. С рук они переносятся на лицо, глаза, губы, попадают в рот, вызывая различные заболевания. Микробы можно увидеть с помощью специального прибора, который называется микроскоп.
Показать, как питаются и размножаются микробы.
Затем ставится вопрос «Как же микробы передаются друг другу?»
Перед проведением опыта я нанесла на руки тени с блестками и предложила детям поиграть в игру «Давай поздороваемся». Были выбраны три добровольца. Я с ними поздоровалась, и потом неожиданно обнаруживаю, что мои ладони грязные «на них скопились микробы». Прошу детей посмотреть на свои ладошки, и у них тоже блестки.
Совместно с детьми делается вывод, что точно также при контакте с другим человеком (или предметом) передаются невидимые микробы.
Проблемная ситуация «А что же нам теперь делать?»
Дети говорят, что нужно сходить и вымыть руки с мылом. Идём мыть. Проверяем, руки стали чистые, мы всех микробов смыли.
Ну и возвращаемся к вопросу «Как мы можем помочь Даше?»
Дети предлагают сходить вымыть ей руки.
Дети смотрят презентацию о том кто такие микробы.
Вместе с детьми делается вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены, которые помогут в борьбе с микробами и грязью.
Давайте вместе с вами и детьми станем в круг.
Словесная игра «Бывает – не бывает»
Цель: Развивать логику мышления у детей, их мыслительную активность, произвольное внимание и память. Обогащать познавательную сферу каждого ребёнка через игровое взаимодействие. Воспитывать интерес к речевым играм, эмоциональную отзывчивость и адекватную реакцию на шутку.
Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает мяч участнику игры. Играющий должен поймать мяч и ответить бывает, или нет, и почему?
Ситуации:
Кошка варит кашу.
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Собака хочет есть.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
Дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки.
Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве.
Кошка гуляет по крыше.
Подведение итога мастер-класса.
Таким образом мы можем сделать следующие выводы, что организация образовательных ситуаций в режимных моментах необходима, так как в процессе формируется познавательный интерес, желание узнать что- то новое, проявляется интеллектуальная активность.
Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами.
Долг каждого педагога - не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно побуждать их пытливость ума, чтобы количество вопросов, задаваемых детьми, росло.
Рефлексия участников мастер-класса.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас вопросы и предложения?