Получи документы

Мастер-класс с педагогами «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки»

Светлана Лексакова
Мастер-класс с педагогами «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки»

Автор: Лексакова Светлана Александровна - воспитатель высшей квалификационной категории.

Участники: педагоги дошкольного учреждения

Добрый день, уважаемые коллеги! Я представляю Вашему вниманию мастер-класс : «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки».

Цель мастер – класса :

Публикация «Мастер-класс с педагогами „Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки“» размещена в разделах

- поделиться с педагогами имеющимся опытом использования сказок в работе по воспитанию нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Задачи:

- обогатить знания педагогов об использовании сказки, как средства нравственного содержания в работе с детьми дошкольного возраста;

- предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования сказок в работе по воспитанию нравственных качеств дошкольников;

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- мультимедийное оборудование;

- электронная презентация мастер – класса.

МАТЕРИАЛЫ: фигурки театра «Теремок», ширма-теремок; фонограммы; мольберт, альбомный лист формата А 3, готовые формы для аппликации, картинки сказочных героев для аппликации, образец, клейстер, кисти, клеёнки, салфетки; иллюстрации к русским народным сказкам : «Репка», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный».

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР - КЛАССА :

1. Постановка педагогической проблемы.

2. Практическая демонстрация. Комментарии.

3. Обратная связь.

4. Рефлексия.

1. ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Работая с дошкольниками, мы много читаем, рассказываем, рассматриваем. Но задумываемся ли мы о содержании предлагаемых произведений? На мой взгляд, самое главное, это подбор литературных произведений, которые доступны воспитанникам, имеют глубокий смысл и содержательность, предлагают детям возможность получить нравственный урок, сформулировать идею опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЁМОВ

В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом, и продемонстрировать Вам приёмы работы со сказкой, которые я использую в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Сказка является одним из средств нравственного воспитания дошкольников.

Для воспитания нравственных качеств, не достаточно просто прочитать сказку, нужно помочь детям понять её, пережить вместе с героями различные ситуации, проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.

Уважаемые коллеги, с приёмами работы со сказкой мы познакомимся практическим путём.

Я предлагаю Вам поучаствовать в свободной деятельности детей (речевой и продуктивной, и приглашаю педагогов побывать в роли детей.

Комментарий: Дети уже знакомы со сказкой «Теремок» и я предлагаю Вашему вниманию один из приё мов: беседа с детьми о сказке, нахождение основного ключа и идеи нравственного воспитания.

На столе расположены фигурки театра «Теремок» и ширма-теремок, воспитатель обращает внимание педагогов на героев сказки.

За лесочком, на опушке,

Чья-то спрятана избушка,

Не избушка- теремок,

Он не низок - не высок,

Терем-терем повернись,

Нашим деткам покажись.

– Ребята, мы сейчас вместе с вами вспомним всем вам известную сказку, которая называется «Теремок». Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.

Рассказ сказки сопровождается показом кукольного театра.

– Ребята, скажите, кто сначала поселился в теремке? (Мышка-норушка)

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

– Проходи, мышка-норушка в теремок.

(Воспитатель выставляет фигурку героя в окошке теремка).

–Кто же потом спешил к теремку, ребята? (Лягушка-квакушка)

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

- Кто, кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

- Я мышка-норушка! А ты кто?

- А я лягушка-квакушка.

- Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоем.

– Как попросилась лягушка-квакушка в теремок, с какими словами? (Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт)

– Кто еще хочет поселиться в теремке, ребята? (Зайчик-побегайчик)

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает.

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка!

-Я, лягушка-квакушка!

- А ты кто?

- Я, зайчик-побегайчик.

- Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

– Ребята, мышка с лягушкой позвали зайчика жить с ними в теремке? Как вы считаете они добрые, гостеприимные? (Ответы детей).

Комментарий: Включение музыкального фрагмента позволит детям идентифицировать героя сказки.

– Кто еще спешит к теремку, ребята? (Лисичка-сестричка)

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

-Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

-Я, лягушка-квакушка.

-Я, зайчик-побегайчик.

- А ты кто?

- А я лисичка-сестричка.

- Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

– Кто-то ещё хочет поселиться в теремке? (Волчок – серый бочок)

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

-Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

-Я, лягушка-квакушка.

-Я, зайчик-побегайчик.

Я, лисичка-сестричка.

А ты кто?

- А я волчок – серый бочок.

_ Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

– Ребята, сколько зверей поселилось в теремке? (Много. Пять).

– Ребята, скажите, а почему одни звери пускали других в теремок? (Звери в сказке добрые, дружные, они любят гостей.)

Комментарий: Применяя словесный метод – рассказ детей (прием – пересказ сказки с использованием фигурок героев) я обобщаю такие нравственные понятия как доброта, дружелюбие, гостеприимство.

–Кто ещё торопится к теремку? (Медведь косолапый)

Вдруг идет медведь косолапый. И вот подошел наш медведь к теремку. Услыхал песни поют, остановился и заревел во всю мочь:

- Терем- теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

-Я, лягушка-квакушка.

-Я, зайчик-побегайчик.

-Я, волчок-серый бочок.

- А ты кто?

- А я медведь косолапый.

-Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез-никак не мог влезть и говорит:

-Я лучше у вас на крыше буду жить.

- Да ты нас раздавишь!

- Нет, не раздавлю.

- Ну полезай!

Влез медведь на крышу. Только уселся-трах!-раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок-все целы и невридимы. Принялись они бревна носить, доски пилить- новый теремок строить.

(Как только ребенок выставляет фигурку медведя в окошке – теремок «ломается»).

– Что же произошло? (Медведь сломал теремок).

– Почему медведь сломал теремок? (Потому что медведь большой, а домик маленький).

– Ребята, красиво поступил медведь? (Некрасиво, нехорошо он поступил.)

– Разве можно ломать чей-то домик, теремок? (Нельзя ломать, разрушать.)

– Ребята, наши звери остались без теремка. Чем же мы можем им помочь? (Ответы детей)

– Давайте построим новый теремок и поселим в нём героев нашей сказки.

Комментарий: Применяя словесный метод – беседу ( прием: пояснение, а также прием – вопросы к детям) формирую у детей понятие хорошо – плохо, обращая внимание на нравственный аспект: ломать и разрушать – плохо, а приходить друзьям на помощь – хорошо. При помощи вопросов побуждаю детей предложить помощь героям сказки и построить для них новый теремок, воспитывая такие нравственные качества как: сострадание, желание прийти на помощь.

Пальчиковая гимнастика

Строим домик для зверят

Стук -стук- постук, раздается где то стук. (стучим кулачками)

Молоточки стучат, строят домик для зверят -

Вот с такою крышей, (ладошки «крышей» над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки вертикально около щёк)

Вот с такими окнами, (ладошки вертикально перед лицом)

И с крылечком и трубой (складываем ладошки вместе)

Из трубы идет дымок (движениями губ показываем дым)

На двери висит замок. (руки в замок)

Вот большой и светлый дом

Дружно вместе заживем!

–Ребята, у нас приготовлены детали для нового теремка. Я предлагаю вам всем вместе сделать теремок. Для этого нам нужно по схеме построить теремок. Давайте рассмотрим схему и имеющиеся детали и назовем их.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают схему постройки, называют детали, которые понадобятся: арка, кирпичик, куб, конус, цилиндр). Дети берут детали и располагают их на столе согласно схеме).

Комментарий: В процессе деятельности очень важно направлять детей работать дружно, помогая друг другу, развивая умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты.

Теперь давайте расселим в теремке сказочных героев. Выбирайте, кто кого хочет поселить. (Дети выбирают сказочных героев и селят их в теремок.)

– Ребята, как вам удалось сделать такой красивый теремок? (Ответы детей).

– Правильно, мы работали дружно, все вместе. Молодцы, ребята! Давайте все соберемся около нашего теремка.

Комментарий: Искусство слова является своеобразным зеркалом, отражающим в себе явления реальной жизни. Несмотря на вымышленность сюжетов художественных произведений, они способны помочь ребенку научиться правильно понимать окружающую действительность, ведь в вымышленном мире действуют те же нравственные принципы, что и в реальном. Именно поэтому так необходимо использование художественной литературы в нравственном развитии младших дошкольников.

– Ребята, в сказке «Теремок» в одном домике, все вместе жили самые разнообразные животные. Звери в этой сказке какие? (гостеприимные, доброжелательные, вежливые и отзывчивые).

– Они никому не отказали в крыше над головой.

– Мне очень понравилось, как вы сегодня помогли героям сказки построить новый теремок. А вам понравилось? (Ответы детей.)

– А что вам ещё понравилось? (Ответы детей.)

– Молодцы, ребята!

– Всем участникам спасибо за помощь в проведении сегодняшнего мастер - класса. Присаживайтесь на свои места.

3. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

- Уважаемые коллеги! Так как мастер – класс предполагает обратную связь - предлагаю Вам определить по иллюстрации название сказки и сказать, какой нравственный урок можно извлечь из данного произведения?

(Воспитателям раздаются иллюстрации к сказкам или картинки на экране)

(Ответы воспитателей).

Сказка «Репка» – Эта сказка воспитывает у детей дошкольного возраста такие нравственные качества, как быть дружными, оказывать помощь.

Сказка «Маша и медведь» – Из этой сказки можно извлечь урок о том, что в лес одним ходить нельзя! Потому что можно попасть в беду! А если уж попал в беду — не надо отчаиваться, надо постараться найти выход из этой сложной ситуации.

Сказка «Гуси-лебеди» – Нравственный урок здесь заключается в том, что нужно слушаться родителей, а также сказка воспитывает умение признавать и исправлять свои ошибки.

Сказка «Лиса и заяц» – Эта сказка воспитывает у детей осторожность и желание помогать близким.

Сказка «Кот, петух и лиса»воспитывает такие нравственные качества, как дружба, взаимопомощь, отзывчивость.

Сказка «Лисичка- сестричка и серый волк» - Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.

Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» - сказка учит правильным поступкам, взаимовыручке, терпению, доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга.

Сказка «Каша из топора» - учит нас всегда находить выход из любой ситуации, быть находчивым и относиться к временным невзгодам с юмором, нельзя быть жадным и скупым.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - главная мысль сказки в том, что добро обязательно восторжествует, а зло будет наказано. Сказка напоминает, что всегда надо слушаться старших.

РЕФЛЕКСИЯ (впечатления о мастер-классе) :

- Уважаемые коллеги! Сегодня вы посмотрели мастер – класс «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки».

Мне очень важно услышать ваше мнение от увиденного, и я предлагаю вам закончить предложения.

Впечатления о мастер-классе.

• Мне понравилось…

• Я узнала, что…

• Я научилась…

• Недостаточно…

• В свой педагогический багаж я возьму…

Спасибо за внимание! Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков. Как мы отмечали Рождество Христово в Гку СРЦН. ФотоотчетДуховно-нравственное воспитание детей и подростков. Как мы отмечали Рождество Христово в Гку СРЦН. Фотоотчет Как мы отметили Рождество Христово в ГКУ СРЦН «Надежда» Цель: приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание. Мастер-класс «Чайный сервиз «Александр Невский» в технике папье-маше» (средняя группа)Духовно-нравственное воспитание. Мастер-класс «Чайный сервиз «Александр Невский» в технике папье-маше» (средняя группа) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер – класс по изготовлению предметов (блюдец) для чайного сервиза «Александр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс с педагогами «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки»
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 00:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД