Светлана Лексакова
Мастер-класс с педагогами «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Лексакова Светлана Александровна - воспитатель высшей квалификационной категории.
Участники: педагоги дошкольного учреждения
Добрый день, уважаемые коллеги! Я представляю Вашему вниманию мастер-класс : «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки».
Цель мастер – класса :
Публикация «Мастер-класс с педагогами „Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2024
- поделиться с педагогами имеющимся опытом использования сказок в работе по воспитанию нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Задачи:
- обогатить знания педагогов об использовании сказки, как средства нравственного содержания в работе с детьми дошкольного возраста;
- предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования сказок в работе по воспитанию нравственных качеств дошкольников;
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедийное оборудование;
- электронная презентация мастер – класса.
МАТЕРИАЛЫ: фигурки театра «Теремок», ширма-теремок; фонограммы; мольберт, альбомный лист формата А 3, готовые формы для аппликации, картинки сказочных героев для аппликации, образец, клейстер, кисти, клеёнки, салфетки; иллюстрации к русским народным сказкам : «Репка», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный».
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР - КЛАССА :
1. Постановка педагогической проблемы.
2. Практическая демонстрация. Комментарии.
3. Обратная связь.
4. Рефлексия.
1. ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
Работая с дошкольниками, мы много читаем, рассказываем, рассматриваем. Но задумываемся ли мы о содержании предлагаемых произведений? На мой взгляд, самое главное, это подбор литературных произведений, которые доступны воспитанникам, имеют глубокий смысл и содержательность, предлагают детям возможность получить нравственный урок, сформулировать идею опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЁМОВ
В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом, и продемонстрировать Вам приёмы работы со сказкой, которые я использую в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Сказка является одним из средств нравственного воспитания дошкольников.
Для воспитания нравственных качеств, не достаточно просто прочитать сказку, нужно помочь детям понять её, пережить вместе с героями различные ситуации, проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.
Уважаемые коллеги, с приёмами работы со сказкой мы познакомимся практическим путём.
Я предлагаю Вам поучаствовать в свободной деятельности детей (речевой и продуктивной, и приглашаю педагогов побывать в роли детей.
Комментарий: Дети уже знакомы со сказкой «Теремок» и я предлагаю Вашему вниманию один из приё мов: беседа с детьми о сказке, нахождение основного ключа и идеи нравственного воспитания.
На столе расположены фигурки театра «Теремок» и ширма-теремок, воспитатель обращает внимание педагогов на героев сказки.
За лесочком, на опушке,
Чья-то спрятана избушка,
Не избушка- теремок,
Он не низок - не высок,
Терем-терем повернись,
Нашим деткам покажись.
– Ребята, мы сейчас вместе с вами вспомним всем вам известную сказку, которая называется «Теремок». Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.
Рассказ сказки сопровождается показом кукольного театра.
– Ребята, скажите, кто сначала поселился в теремке? (Мышка-норушка)
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
– Проходи, мышка-норушка в теремок.
(Воспитатель выставляет фигурку героя в окошке теремка).
–Кто же потом спешил к теремку, ребята? (Лягушка-квакушка)
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
- Кто, кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
- Я мышка-норушка! А ты кто?
- А я лягушка-квакушка.
- Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они жить вдвоем.
– Как попросилась лягушка-квакушка в теремок, с какими словами? (Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт)
– Кто еще хочет поселиться в теремке, ребята? (Зайчик-побегайчик)
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает.
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка!
-Я, лягушка-квакушка!
- А ты кто?
- Я, зайчик-побегайчик.
- Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
– Ребята, мышка с лягушкой позвали зайчика жить с ними в теремке? Как вы считаете они добрые, гостеприимные? (Ответы детей).
Комментарий: Включение музыкального фрагмента позволит детям идентифицировать героя сказки.
– Кто еще спешит к теремку, ребята? (Лисичка-сестричка)
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
-Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка.
-Я, лягушка-квакушка.
-Я, зайчик-побегайчик.
- А ты кто?
- А я лисичка-сестричка.
- Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
– Кто-то ещё хочет поселиться в теремке? (Волчок – серый бочок)
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
-Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка.
-Я, лягушка-квакушка.
-Я, зайчик-побегайчик.
Я, лисичка-сестричка.
А ты кто?
- А я волчок – серый бочок.
_ Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
– Ребята, сколько зверей поселилось в теремке? (Много. Пять).
– Ребята, скажите, а почему одни звери пускали других в теремок? (Звери в сказке добрые, дружные, они любят гостей.)
Комментарий: Применяя словесный метод – рассказ детей (прием – пересказ сказки с использованием фигурок героев) я обобщаю такие нравственные понятия как доброта, дружелюбие, гостеприимство.
–Кто ещё торопится к теремку? (Медведь косолапый)
Вдруг идет медведь косолапый. И вот подошел наш медведь к теремку. Услыхал песни поют, остановился и заревел во всю мочь:
- Терем- теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка.
-Я, лягушка-квакушка.
-Я, зайчик-побегайчик.
-Я, волчок-серый бочок.
- А ты кто?
- А я медведь косолапый.
-Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез-никак не мог влезть и говорит:
-Я лучше у вас на крыше буду жить.
- Да ты нас раздавишь!
- Нет, не раздавлю.
- Ну полезай!
Влез медведь на крышу. Только уселся-трах!-раздавил теремок. Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок-все целы и невридимы. Принялись они бревна носить, доски пилить- новый теремок строить.
(Как только ребенок выставляет фигурку медведя в окошке – теремок «ломается»).
– Что же произошло? (Медведь сломал теремок).
– Почему медведь сломал теремок? (Потому что медведь большой, а домик маленький).
– Ребята, красиво поступил медведь? (Некрасиво, нехорошо он поступил.)
– Разве можно ломать чей-то домик, теремок? (Нельзя ломать, разрушать.)
– Ребята, наши звери остались без теремка. Чем же мы можем им помочь? (Ответы детей)
– Давайте построим новый теремок и поселим в нём героев нашей сказки.
Комментарий: Применяя словесный метод – беседу ( прием: пояснение, а также прием – вопросы к детям) формирую у детей понятие хорошо – плохо, обращая внимание на нравственный аспект: ломать и разрушать – плохо, а приходить друзьям на помощь – хорошо. При помощи вопросов побуждаю детей предложить помощь героям сказки и построить для них новый теремок, воспитывая такие нравственные качества как: сострадание, желание прийти на помощь.
Пальчиковая гимнастика
Строим домик для зверят
Стук -стук- постук, раздается где то стук. (стучим кулачками)
Молоточки стучат, строят домик для зверят -
Вот с такою крышей, (ладошки «крышей» над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки вертикально около щёк)
Вот с такими окнами, (ладошки вертикально перед лицом)
И с крылечком и трубой (складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок (движениями губ показываем дым)
На двери висит замок. (руки в замок)
Вот большой и светлый дом
Дружно вместе заживем!
–Ребята, у нас приготовлены детали для нового теремка. Я предлагаю вам всем вместе сделать теремок. Для этого нам нужно по схеме построить теремок. Давайте рассмотрим схему и имеющиеся детали и назовем их.
(Дети вместе с воспитателем рассматривают схему постройки, называют детали, которые понадобятся: арка, кирпичик, куб, конус, цилиндр). Дети берут детали и располагают их на столе согласно схеме).
Комментарий: В процессе деятельности очень важно направлять детей работать дружно, помогая друг другу, развивая умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты.
Теперь давайте расселим в теремке сказочных героев. Выбирайте, кто кого хочет поселить. (Дети выбирают сказочных героев и селят их в теремок.)
– Ребята, как вам удалось сделать такой красивый теремок? (Ответы детей).
– Правильно, мы работали дружно, все вместе. Молодцы, ребята! Давайте все соберемся около нашего теремка.
Комментарий: Искусство слова является своеобразным зеркалом, отражающим в себе явления реальной жизни. Несмотря на вымышленность сюжетов художественных произведений, они способны помочь ребенку научиться правильно понимать окружающую действительность, ведь в вымышленном мире действуют те же нравственные принципы, что и в реальном. Именно поэтому так необходимо использование художественной литературы в нравственном развитии младших дошкольников.
– Ребята, в сказке «Теремок» в одном домике, все вместе жили самые разнообразные животные. Звери в этой сказке какие? (гостеприимные, доброжелательные, вежливые и отзывчивые).
– Они никому не отказали в крыше над головой.
– Мне очень понравилось, как вы сегодня помогли героям сказки построить новый теремок. А вам понравилось? (Ответы детей.)
– А что вам ещё понравилось? (Ответы детей.)
– Молодцы, ребята!
– Всем участникам спасибо за помощь в проведении сегодняшнего мастер - класса. Присаживайтесь на свои места.
3. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
- Уважаемые коллеги! Так как мастер – класс предполагает обратную связь - предлагаю Вам определить по иллюстрации название сказки и сказать, какой нравственный урок можно извлечь из данного произведения?
(Воспитателям раздаются иллюстрации к сказкам или картинки на экране)
(Ответы воспитателей).
Сказка «Репка» – Эта сказка воспитывает у детей дошкольного возраста такие нравственные качества, как быть дружными, оказывать помощь.
Сказка «Маша и медведь» – Из этой сказки можно извлечь урок о том, что в лес одним ходить нельзя! Потому что можно попасть в беду! А если уж попал в беду — не надо отчаиваться, надо постараться найти выход из этой сложной ситуации.
Сказка «Гуси-лебеди» – Нравственный урок здесь заключается в том, что нужно слушаться родителей, а также сказка воспитывает умение признавать и исправлять свои ошибки.
Сказка «Лиса и заяц» – Эта сказка воспитывает у детей осторожность и желание помогать близким.
Сказка «Кот, петух и лиса» – воспитывает такие нравственные качества, как дружба, взаимопомощь, отзывчивость.
Сказка «Лисичка- сестричка и серый волк» - Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.
Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» - сказка учит правильным поступкам, взаимовыручке, терпению, доводить начатое дело до конца, уважать труд друг друга.
Сказка «Каша из топора» - учит нас всегда находить выход из любой ситуации, быть находчивым и относиться к временным невзгодам с юмором, нельзя быть жадным и скупым.
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - главная мысль сказки в том, что добро обязательно восторжествует, а зло будет наказано. Сказка напоминает, что всегда надо слушаться старших.
РЕФЛЕКСИЯ (впечатления о мастер-классе) :
- Уважаемые коллеги! Сегодня вы посмотрели мастер – класс «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки».
Мне очень важно услышать ваше мнение от увиденного, и я предлагаю вам закончить предложения.
Впечатления о мастер-классе.
• Мне понравилось…
• Я узнала, что…
• Я научилась…
• Недостаточно…
• В свой педагогический багаж я возьму…
Спасибо за внимание! Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов!