МААМ-картинки

Технологии здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) на занятиях учителя-логопеда с неговорящими детьми с ОВЗ

Инна Куфтова
Технологии здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) на занятиях учителя-логопеда с неговорящими детьми с ОВЗ

Технологии здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) на занятиях учителя-логопеда с неговорящими детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в условиях логопункта детского сада.

Куфтова И. А.

Публикация «Технологии здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) на занятиях учителя-логопеда с неговорящими детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме использования технологий здоровьесберегающей деятельности на логопедических занятиях с неговорящими детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова. Речевая активность, логопедический массаж, зондовый массаж, точечный массаж, физиологическое дыхание, речевое дыхание, понимание речи, активная речь, песочная терапия.

С каждым годом увеличивается количество детей с неврологической симптоматикой, которая часто приводит к различным отклонениям в развитии. Среди наших воспитанников много детей с сочетанными расстройствами. Множественные нарушения отражаются на их познавательном развитии и речевом становлении. Развитие их речи носит специфический характер. Даже в условиях направленной коррекционной логопедической работы дети со сложным дефектом овладевают только минимальными речевыми умениями. Поскольку у них наблюдается пониженная речевая активность или ее отсутствие, то они не могут актуализировать приобретенные речевые умения. Это препятствует развитию коммуникации и общения таких детей, их адаптации в обществе. Под речевой активностью здесь понимается инициативное речевое поведение (понимание и воспроизведение речевого высказывания).

В настоящее время дети с ОВЗ могут посещать дошкольные образовательные учреждения любого вида, независимо от состояния здоровья. В нашем детском саду создана группа для детей со сложным дефектом, а так же в группах общеразвивающей направленности находятся дети с особыми образовательными потребностями. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход, составляется коррекционная программа.

При работе с неговорящими детьми особое внимание уделяется пониманию речи, развитию активной речи, вызыванию звукоподражаний, а так же развитию голоса, физиологического и речевого дыхания, слухоречевой памяти и мелкой моторики пальцев рук.

В связи с состоянием здоровья данной категории воспитанников перед специалистами нашего учреждения возникла необходимость создания специальных условий коррекционного обучения, поиска новых форм работы, а так же использования технологий здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) непосредственно в рамках логопедических занятий. Для этого была обширно наполнена развивающая среда, создана сенсорная комната.

Поскольку у нашей категории воспитанников чаще всего отмечаются тяжелые нарушения речи, а среди них такие диагнозы как дизартрия, ринолалия, сенсорная и моторная алалия, заикание, нарушения голоса, то большинство детей имеют показания к проведению логопедического массажа.

Логопедический массаж – метод лечения и профилактики речевых нарушений, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на органы артикуляции человека: язык, губы, щеки, скулы, мягкое нёбо. Обычно в логопедической работе мы используем массаж зондами (аппаратный, но его можно дополнять классическим (ручным) и точечным (лечебным) массажем. Точечный массаж один из видов рефлексотерапии.

В нашей практике применение логопедического зондового массажа совместно с артикуляционной гимнастикой приводит к активизации и восстановлению пораженных участков артикуляционных органов, что способствует исправлению дефектов функционального происхождения и некоторой коррекции речевых расстройств, связанных с органическими поражениями центральной нервной системы, которые исправляются с большим трудом и гораздо медленнее. С некоторыми детьми логопедический массаж помогает предотвратить возникновение вторичных отклонений.

Также немаловажным в коррекции речевых нарушений детей с тяжелыми и множественными расстройствами является развитие физиологического и речевого дыхания. Развитие физиологического дыхания подразумевает формирование сильного плавного ротового выдоха. А для развития речи неговорящих детей более важной является дальнейшая работа по развитию речевого дыхания. Правильное речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз. Наша практика показывает, что работа над дыханием приводит к постепенному развитию, способствует более легкому усвоению детьми учебного материала. Детям становится легче воспроизводить звуки, звукоподражания, слова и первые простые фразы.

Развитие речи невозможно представить без развития движения. Поэтому на коррекционных логопедических занятиях мы уделяем особое внимание развитию общей и мелкой моторики. Развитие движения рук и мелкой моторики пальцев имеет большое значение в развитии речи ребенка. Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют и ускоряют у наших воспитанников процессы речевого и умственного развития. Двигательные импульсы пальцев рук положительно влияют на формирование речевых зон в коре головного мозга. Поэтому развитие рук помогает нашим детям гораздо легче начать усвоение активной речи. Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является пальчиковый массаж. Помимо массажа, мы используем в работе с детьми специальные игрушки, принцип действия которых направлен именно на развитие мелкой моторики.

Зачастую даже в самых комфортных условиях ребенок с задержкой речи испытывает речевой негативизм, замкнутость, нежелание общаться, скованность и постоянное напряжение. Чтобы преодолеть эти негативные симптомы, сопровождающие ребенка, мы используем в работе следующие технологии ЗСД. Это игры с водой, они помогают детям расслабиться и получить приятные ощущения. Игры с песком (песочная терапия, при которых дети манипулируют с податливым и неструктурированным материалом. Действия совершаются бессознательно, без постановки цели, что помогает детям создавать на песке что-то отражающее состояние души, и получать от этого наслаждение.

У многих из наших воспитанников есть проблемы со зрением. Поэтому на коррекционных логопедических занятиях с целью профилактики нарушений зрения, преодоления усталости глаз при работе с картинным материалом, используются разные технологии, которые просты в употреблении, но вместе с тем эффективны. Это техника расслабления глаз, техника моргания, техника вращения глаз, техника промывания глаз и техника массажа глаз. Таким образом, грамотное, своевременное и систематическое использование этих техник содействует профилактике и коррекции зрения воспитанников.

В совокупности все используемые в коррекционной деятельности учителя-логопеда технологии ЗСД дают нам право отметить положительный результат. Такие приемы работы по развитию речи детей с ОВЗ позволяют достичь хороших результатов. У детей появляются слова-звукоподражания, облегченные слова – и это становится основой, фундаментом, на которой в дальнейшем строится работа над активной речью воспитанников. При помощи облегченных слов удается разговорить ребенка. Они используются до тех пор, пока ребенок не сможет говорить полноценное слово. Затем у нас появляется возможность побуждать ребенка к повторению слов и фраз.

И все-таки, главная цель, которую нам удается достичь, это возможность «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи. А это, в свою очередь, способствует коммуникации, дальнейшему развитию речевой деятельности детей и их адаптации в обществе.

Литература.

1. Жигалова И. С. Организация лекотеки для детей с ОВЗ в ДОО. /Журнал «Логопед», №3/2017.

2. Новикова Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. М. : ГНОМ и Д, 2000.

3. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. М. : АСТ, 2010.

4. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов н/ Д: Феникс, 2008.

5. Солдатова Л. Р. Развитие речевой активности у дошкольников со сложной структурой дефекта. /Журнал «Логопед», №5/2017.

6. Танцюра С. Ю., Данилевич Т. А. Логопедический массаж зондами: упражнения и артикуляционная гимнастика. М. : ТЦ Сфера, 2017.

7. Фролова Н. П. Использование логопедического массажа в коррекции дизартрии. /Журнал «Логопед», №3/2017.

8. Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет. М. : Эксмо, 2016.

Публикации по теме:

«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете)«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете) «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических.

Подвижная игра как компонент здоровьесберегающей технологииПодвижная игра как компонент здоровьесберегающей технологии «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ» Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из.

Формирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопедаФормирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопеда Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекционной работе учителя-логопеда. Согласно классификации.

Интерактивные игровые пособия «Звуковые дорожки» — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИнтерактивные игровые пособия «Звуковые дорожки» — помощники учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста На пути, который проходят воспитанники с нарушениями речи от своей группы к кабинету учителя-логопеда, находятся настенные «звуковые дорожки».

Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группыКонспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группы Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития. Разработан:.

Конспект занятия учителя-логопеда в музее «Край, в котором мы живем» с детьми подготовительной группы с ТНРКонспект занятия учителя-логопеда в музее «Край, в котором мы живем» с детьми подготовительной группы с ТНР Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда в музее ДОУ "Край, в котором мы живем" с детьми подготовительной группы с ТНРУчитель-логопед:.

Мастер-класс учителя-логопеда для педагогов «Применение интерактивного оборудования на логопедических занятиях»Мастер-класс учителя-логопеда для педагогов «Применение интерактивного оборудования на логопедических занятиях» Цель: Расширение представления педагогов о применении интерактивного оборудования на логопедических занятиях Задачи: Уточнение возможности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) на занятиях учителя-логопеда с неговорящими детьми с ОВЗ
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 23:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) на занятиях учителя-логопеда с неговорящими детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Инна Куфтова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 июня. День рождения зубной щетки. Передвижка «Здоровье детских зубов»

26 июня отмечается День рождения зубной щётки — предмета личной гигиены, без которого современный человек обойтись уже не может.

24 июня. День Чувашской Республики. Передвижка «Чувашия»

24 июня отмечается  главный государственный праздник чувашского народа — День Чувашской Республики. В этот день торжества и народные гуляния проходят во всех городах и селах Чувашии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД