Инна Куфтова
Технологии здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) на занятиях учителя-логопеда с неговорящими детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Технологии здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) на занятиях учителя-логопеда с неговорящими детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста в условиях логопункта детского сада.
Куфтова И. А.
Публикация «Технологии здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) на занятиях учителя-логопеда с неговорящими детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Неговорящие дети
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме использования технологий здоровьесберегающей деятельности на логопедических занятиях с неговорящими детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова. Речевая активность, логопедический массаж, зондовый массаж, точечный массаж, физиологическое дыхание, речевое дыхание, понимание речи, активная речь, песочная терапия.
С каждым годом увеличивается количество детей с неврологической симптоматикой, которая часто приводит к различным отклонениям в развитии. Среди наших воспитанников много детей с сочетанными расстройствами. Множественные нарушения отражаются на их познавательном развитии и речевом становлении. Развитие их речи носит специфический характер. Даже в условиях направленной коррекционной логопедической работы дети со сложным дефектом овладевают только минимальными речевыми умениями. Поскольку у них наблюдается пониженная речевая активность или ее отсутствие, то они не могут актуализировать приобретенные речевые умения. Это препятствует развитию коммуникации и общения таких детей, их адаптации в обществе. Под речевой активностью здесь понимается инициативное речевое поведение (понимание и воспроизведение речевого высказывания).
В настоящее время дети с ОВЗ могут посещать дошкольные образовательные учреждения любого вида, независимо от состояния здоровья. В нашем детском саду создана группа для детей со сложным дефектом, а так же в группах общеразвивающей направленности находятся дети с особыми образовательными потребностями. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход, составляется коррекционная программа.
При работе с неговорящими детьми особое внимание уделяется пониманию речи, развитию активной речи, вызыванию звукоподражаний, а так же развитию голоса, физиологического и речевого дыхания, слухоречевой памяти и мелкой моторики пальцев рук.
В связи с состоянием здоровья данной категории воспитанников перед специалистами нашего учреждения возникла необходимость создания специальных условий коррекционного обучения, поиска новых форм работы, а так же использования технологий здоровьесберегающей деятельности (ЗСД) непосредственно в рамках логопедических занятий. Для этого была обширно наполнена развивающая среда, создана сенсорная комната.
Поскольку у нашей категории воспитанников чаще всего отмечаются тяжелые нарушения речи, а среди них такие диагнозы как дизартрия, ринолалия, сенсорная и моторная алалия, заикание, нарушения голоса, то большинство детей имеют показания к проведению логопедического массажа.
Логопедический массаж – метод лечения и профилактики речевых нарушений, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на органы артикуляции человека: язык, губы, щеки, скулы, мягкое нёбо. Обычно в логопедической работе мы используем массаж зондами (аппаратный, но его можно дополнять классическим (ручным) и точечным (лечебным) массажем. Точечный массаж один из видов рефлексотерапии.
В нашей практике применение логопедического зондового массажа совместно с артикуляционной гимнастикой приводит к активизации и восстановлению пораженных участков артикуляционных органов, что способствует исправлению дефектов функционального происхождения и некоторой коррекции речевых расстройств, связанных с органическими поражениями центральной нервной системы, которые исправляются с большим трудом и гораздо медленнее. С некоторыми детьми логопедический массаж помогает предотвратить возникновение вторичных отклонений.
Также немаловажным в коррекции речевых нарушений детей с тяжелыми и множественными расстройствами является развитие физиологического и речевого дыхания. Развитие физиологического дыхания подразумевает формирование сильного плавного ротового выдоха. А для развития речи неговорящих детей более важной является дальнейшая работа по развитию речевого дыхания. Правильное речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз. Наша практика показывает, что работа над дыханием приводит к постепенному развитию, способствует более легкому усвоению детьми учебного материала. Детям становится легче воспроизводить звуки, звукоподражания, слова и первые простые фразы.
Развитие речи невозможно представить без развития движения. Поэтому на коррекционных логопедических занятиях мы уделяем особое внимание развитию общей и мелкой моторики. Развитие движения рук и мелкой моторики пальцев имеет большое значение в развитии речи ребенка. Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют и ускоряют у наших воспитанников процессы речевого и умственного развития. Двигательные импульсы пальцев рук положительно влияют на формирование речевых зон в коре головного мозга. Поэтому развитие рук помогает нашим детям гораздо легче начать усвоение активной речи. Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является пальчиковый массаж. Помимо массажа, мы используем в работе с детьми специальные игрушки, принцип действия которых направлен именно на развитие мелкой моторики.
Зачастую даже в самых комфортных условиях ребенок с задержкой речи испытывает речевой негативизм, замкнутость, нежелание общаться, скованность и постоянное напряжение. Чтобы преодолеть эти негативные симптомы, сопровождающие ребенка, мы используем в работе следующие технологии ЗСД. Это игры с водой, они помогают детям расслабиться и получить приятные ощущения. Игры с песком (песочная терапия, при которых дети манипулируют с податливым и неструктурированным материалом. Действия совершаются бессознательно, без постановки цели, что помогает детям создавать на песке что-то отражающее состояние души, и получать от этого наслаждение.
У многих из наших воспитанников есть проблемы со зрением. Поэтому на коррекционных логопедических занятиях с целью профилактики нарушений зрения, преодоления усталости глаз при работе с картинным материалом, используются разные технологии, которые просты в употреблении, но вместе с тем эффективны. Это техника расслабления глаз, техника моргания, техника вращения глаз, техника промывания глаз и техника массажа глаз. Таким образом, грамотное, своевременное и систематическое использование этих техник содействует профилактике и коррекции зрения воспитанников.
В совокупности все используемые в коррекционной деятельности учителя-логопеда технологии ЗСД дают нам право отметить положительный результат. Такие приемы работы по развитию речи детей с ОВЗ позволяют достичь хороших результатов. У детей появляются слова-звукоподражания, облегченные слова – и это становится основой, фундаментом, на которой в дальнейшем строится работа над активной речью воспитанников. При помощи облегченных слов удается разговорить ребенка. Они используются до тех пор, пока ребенок не сможет говорить полноценное слово. Затем у нас появляется возможность побуждать ребенка к повторению слов и фраз.
И все-таки, главная цель, которую нам удается достичь, это возможность «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи. А это, в свою очередь, способствует коммуникации, дальнейшему развитию речевой деятельности детей и их адаптации в обществе.
Литература.
1. Жигалова И. С. Организация лекотеки для детей с ОВЗ в ДОО. /Журнал «Логопед», №3/2017.
2. Новикова Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. М. : ГНОМ и Д, 2000.
3. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. М. : АСТ, 2010.
4. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов н/ Д: Феникс, 2008.
5. Солдатова Л. Р. Развитие речевой активности у дошкольников со сложной структурой дефекта. /Журнал «Логопед», №5/2017.
6. Танцюра С. Ю., Данилевич Т. А. Логопедический массаж зондами: упражнения и артикуляционная гимнастика. М. : ТЦ Сфера, 2017.
7. Фролова Н. П. Использование логопедического массажа в коррекции дизартрии. /Журнал «Логопед», №3/2017.
8. Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет. М. : Эксмо, 2016.