Лучший педагог года

Мастер-класс «Адаптация детей раннего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с семьей»

Анна Мартюшева
Мастер-класс «Адаптация детей раннего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с семьей»

Ранний возраст признан особо важным

периодом в развитии ребёнка,

«возраст нераскрытых резервов»

Е. О. Смирнова психолог, профессор

Цель: способствовать повышению профессиональных компетенций педагогов через трансляцию опыта работы по теме

Задачи:

1. Познакомить педагогов с методами и приемами работы «Родительской гостиной».

2. Создать условия, обеспечивающие психологический комфорт всех участников мастер-класса.

Публикация «Мастер-класс „Адаптация детей раннего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с семьей“» размещена в разделах

3. Познакомить с играми, способствующими позитивной адаптации детей к ДОУ.

4. Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученный опыт в своей педагогической практике.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, символы смайлики «радость», «вопросительный знак», «восклицательный знак», клубок ниток, мячи, кукла, картинки с потешками.

Ход мастер – класса

I. Теоретическая часть

Педагог-психолог:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Предлагаем вашему вниманию мастер-класс «Адаптация детей раннего дошкольного возраста через активное взаимодействие с семьей»

Проблема адаптации была актуальна на протяжении ряда лет и в нашем дошкольном учреждении. Приводя ребенка в детский сад, мамы проявляли беспокойство по поводу того, что их любимое чадо начинало громко плакать. Мы были обеспокоены повышенной тревогой со стороны родителей, и пришли к выводу, что это вызвано тем, что они мало информированы в вопросах адаптации. Надо было, как-то менять сложившуюся ситуацию. Мы начали работу с консультации «Роль педагога в безболезненной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ», в ходе которой выделили наиболее важные задачи и пути их решения. Продумали психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах адаптации и запланировали различные формы работы с родителями под названием «Родительская гостиная», с которой мы сегодня вас познакомим. Рассчитана на учебный год, по встрече в месяц.

Педагог-психолог:

- Уважаемые коллеги, что такое адаптация?

(Ответы коллег)

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду.

Педагог-психолог:

- Какие два критерия способствуют успешной адаптации?

(Ответы коллег)

Выделяют два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

Педагог-психолог:

- Каким детям адаптироваться легче?

(Ответы коллег)

- Чьи родители готовили детей заранее к посещению детского сада. За несколько месяцев до этого события (родители читали сказочные истории про детский сад, гуляли возле сада и т. д.). Навыки самообслуживания,

- По каким признакам можно говорить, что ребёнок адаптировался к детскому саду?

(Ответы коллег)

- Преобладает эмоционально – положительное настроение, сон, питание.

Воспитатель:

- Уважаемые коллеги, что же еще помогает и играет важную роль в облегчении адаптации детей?

(Ответы коллег)

Воспитатель:

Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние.

Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения, необходимо сформировать у ребёнка положительную установку. Окружающая развивающая предметно-пространственная среда – это оболочка, в которой ребёнок адаптируется. Обустраивая групповое помещение для малышей, мы старались организовать пространство так, чтобы у детей формировался положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.

Как театр начинается с вешалки, так и наша группа – с уютной раздевалки. Весёлый паровозик из «Простоквашино» встречает детей по утрам. В приёмной комнате оформлен родительский уголок с информацией (советы, игры, рекомендации).

Для удобства организации разнообразной деятельности детей, группа разделена на центры.

Педагог-психолог:

- В сентябре мы провели психодиагностическое исследование «Адаптированность ребёнка к ДОУ», получены следующие результаты:

Низкий уровень – 64,4%;

Средний уровень – 18%;

Высокий уровень – 17,6%.

- Первое совместное детско-родительское мероприятие в «Родительской гостиной» прошло в октябре. Деловая игра «Адаптация ребёнка к детскому саду». Познакомили родителей, что такое адаптация, степени адаптации, с какими трудностями ребёнок сталкивается, и как нам всем вместе пройти этот период адаптации безболезненно.

Воспитатель:

- Второе детско-родительское мероприятие «Мамочка милая, мама моя» проходило в ноябре, посвященное Дню Матери. Мамы вместе с детьми участвовали в различных конкурсах, поиграли в пальчиковые, подвижные игры, показали театр по сказке «Репка».

- Но больше всего эмоций как у детей, так и у их родителей вызвала совместная работа «Цветок для мамы».

Педагог-психолог:

- В декабре мы вместе с родителями вышли на улицу для создания зимних построек. Родители с удовольствием приняли участие в «Зимних забавах».

- Совместно с детьми родители повесили кормушки для птиц и участвовали в конкурсе «Новогоднее окно».

Воспитатель:

- В январе мы провели мероприятие в форме НОД по физическому развития «Зайчики в зимнем лесу». Важно приобщить малыша к физическому воспитанию и приучать ребёнка к утренней гимнастике, а потом все мы вместе отправились в зимний лес.

Педагог-психолог:

- В феврале провели экспериментальную деятельность в «Родительской гостиной» под названием «Мыльные пузыри». Дети вместе с родителями отправились в лес на поиски мыльных пузырей.

- Были проведены игры эксперименты с водой, а затем родители вместе с детьми рисовали мыльными пузырями. Совместная деятельность была направлена на создание положительной обстановке в группе, снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности и тревоги.

Воспитатель:

- В марте в «Родительской гостиной» прошла театрализованная деятельность – «В гостях у сказки». Родители познакомились с различными видами театра.

Педагог-психолог:

- Один из эффективных способов развития мелкой моторики - это пальчиковые игры. Где ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают его. В апреле прошла встреча «Наши дружные пальчики». Где родители познакомились с пальчиковыми играми.

- Проанализировав результаты анкет в мае месяце мы получили результаты: высокий уровень – 82%; средний уровень – 18%, низкий уровень – отсутствует.

Воспитатель:

- Пришли к выводу, что проведение комплексных психолого-педагогических мероприятий позволило эффективно снизить количество детей с тяжелой степенью адаптации, а также повысило компетентность родителей в вопросах организации и прохождения адаптационного периода.

II. Практическая часть

Педагог-психолог:

- Сейчас мы вам предлагаем поучаствовать и проиграть несколько элементов нашей «Родительской гостиной».

- Счастливчиками нашей «Родительской гостиной» станут коллеги, у которых есть счастливая эмоция «радость».

Педагог-психолог:

Игра «Клубочек

Цель: знакомство участников игры

- Напоминаю мы в роли родителей, и у нас дети младшего раннего возраста.

- Для того чтобы узнать друг друга у меня есть «волшебный клубок ниток». Обматываем ниточку вокруг пальца представляемся и рассказываем о своем ребёнке.

-Теперь мы все соединены ниточкой, но не простой ниточкой, а нитью, которая будет нас связывать на протяжении все года.

Педагог-психолог:

Игра «Мячи трудности»

Цель: дать понятие о трудностях, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад.

- Как вы думаете, что чувствует ребёнок, придя в детский сад?

-Чтобы понять, что чувствует ребёнок, мы предлагаем провести игру «Мячи трудности».

- Предлагаю поучаствовать 2 родителям

- Мячи в моей корзине – это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад.

- ощущение одиночества;

-незнакомая обстановка;

-незнакомые мальчики и девочки;

-незнакомые взрослые;

-недостаточно развиты навыки самообслуживания;

-новый режим дня;

-удобно ли вам держать в руках столько шариков?

- что вы чувствуете, если они падают?

- что вам хочется сделать?

(ответы коллег)

-Вот и нашим детям приходиться с толкнуться с такими трудностями. И мы как педагоги и родители, должны помочь пройти этот период безболезненно.

Воспитатель:

Игра «Педагог- «Какой Он»

Цель:

- Каким, на ваш взгляд, должен быть педагог, чтобы обрести доверие родителя и ребёнка. С помощью мяча мы охарактеризуем педагога.

Воспитатель:

Игра «Потешки»

- Достаточно легко установить контакт с ребёнком помогает фольклор. Русские народные потешки помогают нам в совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов – умывание, кормлении, а также в процессе игровой деятельности.

- Предлагаю поучаствовать 2 родителям.

Игра «Кто в кулачке»

Цель: развитие мелкой моторики руки, развитие успешной адаптации детей.

Раскрываем кисти рук и шевелим пальцами. Затем плотно сжимаем кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Большой палец убираем в кулак. Читаем стишок и вместе с ребенком выполняем движения:

Кто залез мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок?

Ну-ку, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай

И в завершении мы предлагаем посмотреть на свои ладони и представить на одной улыбку на другой радость. И вот чтобы они не ушли от нас их надо крепко накрепко соединить в аплодисментах.

Рефлексия

- Свое мнение прошу выразить в символах, которые разложены у вас в программе. Аргументируйте свой выбор.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Участники процесса адаптации: Образовательное учреждение (воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель, заведующий, заместитель.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация.

Проект «Положительная адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством фольклора» (первая младшая группа) «Положительная адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством народного фольклора» Содержание 1. Вступление 2. Актуальность 3. Проблема.

Консультация «Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского дошкольного учреждения» «Успешная адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского дошкольного учреждения» Процесс перехода ребенка из семьи в детское.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики» Цель: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ. Материал: крышечки.

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр» Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога.

Мастер-класс: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности. Согласно ФГОС, использование.

Мастер-класс «Веселые скрепки. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс «Веселые скрепки. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».Одним из показателей и условий хорошего физического.

Роль взаимодействия педагога с семьей в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст- это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают.

Взаимодействия с семьей по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Подготовила: Кучканова Елена Владимировна воспитатель МБОУ «Селищинская СОШ» Важнейшим фактором воздействия на здоровье и развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Адаптация детей раннего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с семьей»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 11:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД